Традиции античной образованности сохранила и преумножила христианская Византия. Тысячелетие существования Византийской империи целиком укладывается в хронологические рамки средневековья. Возникшая в 395 г. на месте греческой колонии Византа, Восточная Римская империя со столицей в г. Константинополе пала под ударами турок-османов только в 1453 г. Византийцы, именовавшиеся ромеями (римлянами), считали себя законными наследниками и продолжателями античных традиций. Византия сохранила римскую систему управления и законы, но по языку и культуре была греческим государством, имела монархию восточного типа, а самое главное — ревностно хранила христианскую веру. Веками Византийская империя выступала как хранительница греческой культуры, благодаря ей к цивилизации приобщились славянские народы. Духовным стержнем, определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства). Православие провозгласило верность традиции и неизменность идеалов. В основе православного вероучения положены Священное Писание (Библия) и Священное предание (постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов церкви», жития святых и т.д.). Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах — в Европе, Азии и Африке,— включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн кв. км с населением 30—35 млн жителей. В период с IV по VII в. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения), к основным чертам которого историки относят: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли; централизованный государственный аппарат и налого- или табуретах, держа в руках и на коленях школьные предметы. Писали, как и греки, на навощенных табличках. Иногда использовали папирусные свитки и даже пергамент, который после употребления продавался торговцам для обертывания. На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и картины с изображением мифологических и исторических сцен. Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали свое образование. Девочки под руководством частного учителя — грамматика — продолжали обучение дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и образованию женщин. Девушки должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией, геометрией, математикой и даже медициной. Лучшим комплиментом молодой римлянке были слова «puella docta». Мальчики 12 лет приступали к среднему школь-
ному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии. Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и третья высшая ступень образования: школа ритора (риторика значит «красноречие»). Здесь учились ораторскому искусству, искусству спора, упражнялись в составлении речей на исторические, литературные и политические темы, овладевали декламацией. Жители провинций отправляли подростков и юношей учиться в большие города. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. М.: Прогресс, 1994 512 вую систему; отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассально-ленной системы; непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины, городских коммун38. Даже в эпоху нашествия варваров на Европу в IV—VI вв. в Византии продолжали функционировать античные высшие школы, сохранившиеся со времен позднего эллинизма в Александрии, Антиохии, Афинах, Бейруте, Кессарии. Эти провинциальные высшие школы создавали и поддерживали образовательный уровень империи на всем ее образовательном пространстве. Особенно высок был авторитет Александрии, сохранившей просветительские традиции со времен Птолемеев. Сюда устремились философы и ученые, спасаясь от политического хаоса в Риме эпохи поздней империи. Значительный вклад в развитие системы образования Византии сделал император Феодосии II (401—450), получивший в юности блестящее домашнее образование. Он был сведущ в математике, астрономии, истории, рисовал, писал красками, владел греческим и латинским языками. С именем императора Феодосия связаны два крайне важных события византийской истории — открытие первой государственной высшей школы и выход в свет так называемого Кодекса Феодосия — предшественника Кодекса Юстиниана. До этого образование было либо частным, либо муниципальным, но ни как не общегосударственным, хотя списки учителей в школах утверждались императором. В 425 г. Феодосии издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылось высшее учебное заведение, получившее наименование «Аудиториум» — по сути дела, первый средневековый европейский университет. В то время когда Западная Европа являлась добычей варваров, Византия осталась очагом мировой культуры. По численности городского населения Византия IX—XII вв. превосходила другие страны средневековой Европы. Однако и здесь сельские жители преобладали над городскими. Деревни, будто ореолом, окружали каждый сколько-нибудь значительный город. Большие села встречались редко. Обычно (особенно на Балканах) в деревнях насчитывалось 10, 20, 30 дворов, а в хуторах (проастиях, метохах, зевгила-тиях), принадлежавших частным лицам, церквам и монастырям, и того меньше39. По уровню развития ремесла Византия опережала страны Западной Европы. Особенно было развито горное дело. До V в. одним из главных центров преподавания языческих наук в Римской империи были Афины, где находилась знаменитая философская школа. Туда отовсюду собирались софисты, т.е. греческие учителя риторики и философии, из которых одни желали блеснуть своими знаниями и ораторским искусством, другие надеялись хорошо устроиться в качестве профес- Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство VI-XV вв. М., 1967. См.: Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 1997. 513 соров-учителей. Последние частью получали жалованье из императорской казны, частью из сумм того или иного города. Частные уроки и лекции также оплачивались в Афинах лучше, чем в других городах. Торжество христианства в конце IV в. нанесло сильный удар значению афинской школы.
Кроме того, умственная жизнь в Афинах была нарушена в самом конце того же IV в. тем, что Греция подверглась опустошению от вторгнувшихся туда под предводительством Алариха вестготов. После их удаления афинская школа опустела; философов стало мало. Еще более сильный удар афинской языческой школе был нанесен основанием при Феодосии II высшей христианской школы, или университета, в Константинополе, профессоров было 31; они преподавали грамматику, риторику, законоведение и философию. Преподавание велось частью на латинском языке, частью на греческом40. Указ говорил о трех риторах (oratores) и десяти грамматиках, знатоках латинского языка, и о пяти риторах, или софистах (sofistae), и десяти грамматиках, знатоках греческого языка; кроме того, указ предусматривал одного специалиста-философа и двух юристов. Хотя государственным языком оставался все еще язык латинский, тем не менее учреждение кафедр с греческим языком указывает на то, что сам император начинал признавать в новой столице права и за этим языком, который в восточной половине империи был, конечно, более понятен, чем латинский. Нелишне отметить, что риторов с греческим языком было в высшей школе пять, а риторов с латинским языком всего три. Для новой высшей школы, которую ученые иногда называют университетом, было отведено особое здание с обширными залами для аудиторий, где читали лекции. Профессора не имели права обучать кого-либо у себя на дому, но все свое внимание и время должны были посвящать преподаванию в здании высшей школы. Профессора пользовались определенным содержанием из государственных средств и могли дослужиться до очень высоких чинов. Новый христианский центр просвещения в Константинополе явился опасным соперником для Афинской языческой школы, которая приходила во все больший упадок. В последующей истории Византии высшая школа Феодосия II явится тем очагом, около которого будут объединяться лучшие умственные силы империи41. В конце VIII в. в Византии существовали начальные и средние школы, среди знати процветало домашнее образование. Грамотность была широко распространена во всех слоях среднего класса. Появление в IX в. таких образованных людей, как патриарх Иоанн Грамматик, Лев Математик и пат- 40 См.: Васильев А.А. Лекции по истории Византии. (Время до эпохи крестовых походов до 1081 года). Пг., 1917. 41 Там же. 514 риарх Фотий, свидетельствует о высоком уровне развития школьного образования в Византийской империи42. Имя Константина Багрянородного (середина X в.) настолько хорошо известно историкам, что порой оно используется для обозначения целого исторического периода: византинисты нередко говорят об эпохе Константина Багрянородного. При этом имеется в виду главным образом отнюдь не тот факт, что ни один византийский император, начиная с Константина Великого, т.е. с IV по X в., не занимал официально трон так долго, как Константин Багрянородный (908—959) (его самостоятельное правление было недолгим: 945—959), а особая атмосфера в духовной жизни империи — время расцвета ее культуры. Константинополь, как некогда, при Юстиниане I, стал снова средоточием роскоши, блеска и величия, невиданных ни в одной другой столице Европы. К нему вернулась слава «мастерской великолепия». Вновь расцвели изобразительные искусства. Высокого совершенства достигли художественные ремесла. Воздвигались поражающие изяществом и красотой новые дворцы знати и храмы. Углубился возобновившийся полвека назад интерес к античному культурному наследию43. Император Константин Багрянородный был энциклопедистом и организатором науки,образования и культуры. О поистине колоссальной литературной и авторской деятельности Константина VII известно то, что его перу принадлежат следующие труды: «Жизнеописание Василия», «О фе- мах», «О церемониях византийского двора»44 и «Об управлении империей»45. Под руководством Константина было составлено до 53 собраний, большая часть которых безвозвратно утрачена. Сохранившиеся же донесли до нас, хотя и в сокращениях или в выписках, немало утерянных трудов, в том числе сочинения Приска Панийского и Менандра Протиктора, посвященные описанию народов, с которыми империя сталкивалась в V—VI вв. Как полагают, император поставил целью подготовить справочники энциклопедического характера почти по всем существовавшим тогда отраслям знания: агрономии, зоологии и ветеринарии, медицине, юриспруденции, воинской тактике, административном устройстве, дипломатии, системе титулов, организации дворцовых церемоний. Он выстроил свод Византийской учености, организовав составление около полусотни справочников по всем известным тогда наукам, от агрономии до тактики осады горных крепостей46. В Византии вплоть до XII в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование, т.е. обучение чте- Византийские очерки / Тр. советских ученых к XIV конгрессу византинистов. М., 1971. Подробнее см.: Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X—XI вв. М., 1977. Обрядник, регулирующий порядок приемов, церемоний и всякого рода празднеств и процессий; служил в качестве руководства, используемого в повседневной жизни императорского дворца. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. Подробнее см.: Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X—XI вв. М., 1977. 515 нию и письму, давалось в частных школах грамматистов. Продолжался цикл начального образования обычно 2—3 года. Получали его в возрасте от 5 до 8 лет. Вплоть до VII в. учебная программа грамматических школ основывалась на материалах языческой мифологии древней Эллады, лишь позднее — на христианских текстах. Среднее образование (ekkukliws peideia, буквально— цельное, развернутое или систематическое обучение) давалось по античным руководствам по грамматике и риторике. Философия, которая изучалась в разной степени в разных школах, делилась на теоретическую и практическую. Теоретическая включала в себя математический квадриум, т.е. арифметику, геометрию, астрономию и музыку, и физиологию как науку об окружающей природе. Преподавание практической философии сводилось к изучению этики, политики и экономики. Иногда в философию включались и логика с диалектикой. Наилучшие школы включали в программу среднего образования и изучение истории47. Мрачным эпизодом на общем фоне культурного и образовательного подъема Византии выглядит указ Юлиана Отступника (от 17 июня 362 г.), запрещающий профессорам-христианам преподавание в школах. А в 475 г. в Константинополе по ходу дискуссии о монофизитстве была сожжена публичная библиотека, содержавшая 120 тыс. томов рукописей, что нанесло большой урон делу образования и уровню образованности общества. Были и другие потери. В 529 г. Юстиниан Великий издал эдикт, закрывающий Афинскую Академию, запрещающий преподавание философии и лишающий политических прав тех, кто придерживался эллинских воззрений и еретических верований48. Иконоборец Лев III (717—741) поступил еще проще, он для ясности закрыл все учебные заведения, в том числе и Константинопольскую высшую школу и библиотеку при ней, запретив византийцам пользоваться книгами. Но диссидентствующая профессура почитывала втихаря. Тогда Лев пошел на более радикальные меры и в 726 г. сжег библиотеку — вместе с профессорами49. Так просвещенные византийские монархи расправлялись с язычниками, а заодно и с греческими преподавателями, которые принесли на византийскую почву семена античной цивилизации. Дурной пример был подан, и через несколько веков уже Римская империя, тоже вроде бы просвещенная и христианская, начнет поход на Византию и разрушит ее памятники. Во второй половине IX в. Карл Великий повел германские народы на славянский мир, а в 1453 г. Константинополь пал под ударами турок-османов, которые считали себя главными хранителями арабской культуры и образованности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВИЗАНТИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»