ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Индия — единственная страна в мире, где культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен. Великие цивилизации древности — египетская, шумерская, Древний Рим, кельты — возникали и растворялись в небытии, индийская традиция пребывала неизменной, такой она и сохранилась до сих пор.
В Древней Индии образование было пронизано религиозным началом больше, чем в какой-либо иной крупной державе. Осталось оно таковым до известной степени и сегодня. Случилось так, что верующих в стране было почти столько же, сколько и грамотных. По расчетам специалистов, про-
6 Образование и литература Древнего Египта (www.tmn.fio.ru).
7 Дерош-Ноблькур К. Жизнь на земле фараонов // Курьер ЮНЕСКО. 1988. № 10.
486
цент грамотных в Древней Индии был значительно выше, чем, например, в Афинах и Спарте или в той же Индии в период английского владычества8. Другой фактор, способствовавший широкому распространению образования, — его доступность. Образование в Древней Индии было бесплатным и потому доступным всем имущим категориям населения. Учителя и учащиеся были освобождены от всех налогов.
В древние времена жизнь мужчин-индуистов, принадлежавших к четырем высшим варнам брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, традиционно
подразделялась на четыре стадии: брахмачарин, грихастха, ванапрастха и саньясин. Брахмачарин — первая жизненная ступень, которая начиналась с церемонии надевания священного шнура — символа служения богу, после которой пятилетний мальчик покидал отчий дом и жил в гурукуле — удаленной от мирской суеты школе, состоящей из нескольких простых хижин, построенных в лесу или уединенном месте. Здесь жил учитель-гуру вместе со своей семьей и учениками, которые, независимо от своего социального статуса, должны были заботиться об учителе, как о родном отце, и выполнять все его распоряжения, включая черную работу.
Гурукула, т.е. проживание ученика в доме учителя на правах члена его семьи в течение всего периода обучения, представляет чуть ли не самую удивительную форму социальной организации школы, подаренной миру Индией. Ученики почитали учителя как отца: они обслуживали его лично и участвовали своим трудом в его домашнем хозяйстве. Учитель, в свою очередь, заботился о них, как о собственных детях. Характерной чертой системы гурукула было своеобразное нищенство учеников. Регулярный сбор милостыни на содержание учителя и самих себя считался первейшей и почетной обязанностью учеников. Другой характерной чертой системы гурукула был индивидуальный метод обучения. Как правило, каждый учитель имел учеников разных возрастов и сроков обучения и занимался с каждым индивидуально. Поэтому дом учителя, несмотря даже на большое число учеников, не превращался в школу. Школ в нашем понимании этого слова, т.е. стационарных учебных заведений, имевших постоянные помещения, определенную программу и сроки обучения, в Индии, по-видимому, не было до первых веков нашей эры, когда возникают буддийские монастырские школы9.
Учеников принимали только при соблюдении ими ряда условий и требований, указанных учителем. Первое из них гласило: «Это знание не сле-
Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наландс (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 14. М., 1972. Сегодня грамотность в возрастной группе от 7 до 45 лет возросла до 65%, а в южном штате Керала эта цифра— 100%.
Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наландс (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 14. М., 1972; Кузнецов М.К. О народном образовании в Древней Индии // Индийский этнографический сб. М., 1961.
487
дует передавать неверующему, нечистому и порочному». Обычный период ученичества продолжался от 12 до 24 лет, но встречаются упоминания и о большей длительности. Возраст, когда начиналось ученичество, и период, проводимый в доме учителя, могли быть различны в зависимости от индивидуальной склонности ученика. Считалось, что почтение к учителю необходимо для высшего рода знания10.
Существовали отдельные школы для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Образование включало в себя развитие философско-религиозного мировоззрения, этическое воспитание, обучение духовным практикам и приобретение навыков будущей профессии. Ученик подчинялся жесткой дисциплине школы, ему запрещалось иметь отношения с противоположным полом и покидать стены монастыря в одиночестве".
Под руководством гуру ученики познавали Гаятри-мантру, практиковались в искусстве йоги, заучивали наизусть священные писания, изучали различные искусства и науки, а также должны были вести простую жизнь,
исполненную спартанской дисциплины. Брахмачарин давал обет безбрачия, был обязан говорить только правду, работать, не забывая о высшем законе-дхарме, служить старшим, а также почитать своего учителя, родителей и гостей гурукулы, как богов. Закончив свое обучение у гуру, юноша в 20—25 лет возвращался в мирскую жизнь, чтобы жениться и обзавестись семьей. Для него начиналась вторая ступень жизни, он становился домохозяином — грихастха. Между двумя словами — «гуру» и «гурукула» — очень много общего. Гуру подразумевает учителя, и кула — это переиначенное слово «шикул», т.е. школа либо дом (но в значении дом для обучения): «В слове "гурукула" — первый слог — гу. В слове "ришикула" первый слог — ри или, в другом произношении,— ру. Два эти слога и составляют слово "гуру" — наставник. Подразумевалось, что человек, которого именовали риши (руши) должен быть свободен от желаний и пристрастий. Всеми помыслами своими такие люди были устремлены к Атме; жертвенность и ровное отношение были присущи им, и эти качества они стремились привить своим ученикам. Образ жизни риши был примером. Потому ашрамы и назывались ришикула — "обитель риши"». Подобных обителей теперь не существует. Исчез первый, священный слог ри. Осталось лишь шикул, т.е. школа в ее современном виде12. Во всех гурукулах обучали правилам поведения и общения. Святые наставники говорили там об идеях добра, об идеалах справедливости. Они обучали тому, как сохранять принципы, как вести добродетельную жизнь. В гурукулах учили морали и нравственности, а в ришикулах на первое мес-
10 Индийское образование (www.tmn.fio.ru).
11 Ветров И.И. Ведическая культура (http://ashtanga.narod.ru).
12 Здесь обыграно созвучие английского слова school «школа» в том виде, как оно произносится в
просторечии (шикул) и санскритского ришикул(а).
488
то выдвигались идеалы служения людям и деятельность ради процветания мира. Теперь же таких учебных центров более не существует»13.
Слово «гуру» вошло почти во все языки мира. Еще 5 тыс. лет назад молодые люди отправлялись в гурукулу (дословно переводится как «дом учителя»), дабы набраться жизненной мудрости, освоить навыки военного дела, политологии, религии, искусства. Они жили с учителем по нескольку лет и на время обучения полностью подчинялись ему. За учебу платили одеждой и другими товарами, чтобы учитель и его семья могли поддерживать чистоту и порядок в гурукуле. К гуру в основном приходили люди из высших слоев общества, большое значение имело кастовое происхождение ученика, но всегда были исключения для талантливых и самостоятельных детей.

Школа для индусов — это прежде всего Учитель
Гуру — это духовный наставник и учитель, который ведет своего последователя, или ученика (шишья или чела), по духовному пути, направляя его к конечной цели — абсолютной самореализации. Когда приходит надлежащее время, гуру совершает обряд посвящения своего ученика и сообщает ему священную молитву-мантру, которая должна направлять его до конца жизни. Согласно учению тантризма, гуру-человек является лишь земным проявлением Всевышнего Гуру. Традиционно гуру воплощает высшие ценно-
Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване. Курс лекций по индийской культуре и духовности (http://sss.vn.ua/brind73.htm).
489
сти, к которым стремится простой человек. Лучше всего, если ученик живет в течение 12 лет со своим учителем, постигая Путь Жизни. Истинный гуру со своими учениками живет на добровольные пожертвования верующих, пребывая в самых глубинах тишины. Человеку нужно искать своего гуру, который подвергнет будущего ученика строгой проверке и, возможно, даже отвергнет его. Выбранный однажды гуру навсегда остается высшим авторитетом для своего ученика. Приняв ученика в начале отношений, гуру часто, если не всегда, уничтожает этого ученика, чтобы создать его заново. Самостоятельным типом религиозной школы надо считать ашрам. Ашрамом называют уединенное жилище индийского аскета или учителя, которое является центром религиозного учения и практики. Это может быть

просто место, где живет гуру со своими учениками, а может быть и очень сложный религиозный комплекс со множеством школ, где получают традиционное духовное образование, центрами медицинской помощи, большим количеством благотворительных заведений и даже гостиницами для паломников и гостей. Существование ашрама зависит от добровольных пожертвований отдельных верующих и богатых общин, занимающихся коммерческой деятельностью. Во главе ашрама обычно стоит религиозный наставник гуру. Он ведет суровую жизнь аскета, состоящую из медитаций и наставления учеников и последователей. В индийской традиции ашрамы часто называют местами, где процветают мудрость и закон-дхарма.
Одной из особенностей индийской системы образования был преимущественно устный метод обучения. Наизусть заучивались не только священные тексты и эпические поэмы, но своды законов и научные трактаты, например по грамматике, логике и медицине. Учащиеся гурукул должны были полностью надеяться на силу своей памяти и концентрации в приобретении знаний, потому что не было ни бумаги, ни ручек, ни карандашей, чтобы записать то, что говорил учитель. Их обучение заключалось просто в слушании учителя и, тем не менее, они добивались высокого образования. Процесс обучения подчинялся определенным правилам. Не следовало начинать занятия в день новолуния, на восьмой день ущербной луны, в полнолуние или на закате или рассвете — в то время, когда день встречается с ночью,— в дни плохих знамений, т.е. в те дни, которые брахманы считают неблагоприятными для изучения Вед, поскольку тело в эти дни недостаточно чисто. Ученик должен был исполнить необходимые обряды и прочитать ежедневные молитвы и, очистив тело и разум, сесть рядом с наставником и повторять за ним строки авторитетных трактатов до тех пор, пока каждую из них он не запоминал наизусть. Их необходимо было повторять не слишком поспешно и не слишком медленно, не громко и не тихо, но отчетливо и ясно, так, чтобы ум мог усвоить произнесенное. Ученик должен был быть сосредоточен на учении; во время повторения он не должен был жестикулировать или делать излишние движения. Никому не следовало проходить между учеником и учителем во время занятий.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Довгострокове кредитування як форма участі банку в інвестиційному...
Формування і використання резерву для відшко-дування можливих втр...
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Інвестиційна стратегія
Аудит платежів за ресурси


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 672 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП