У животных размножение — важнейшее средство выжить и приспособиться к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода. Треска мечет до 4 млн икринок и потомство не охраняет. Колюшка откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отношение. Устрица откладывает до 500 млн яиц в год, из них выживает менее десятка. Горилла рожает детеныша 1 раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника, нехватки пищи или болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать: укрывать своих чад в безопасном месте, переселяться туда, где больше пищи, ухаживать за их шерстью и кожей, призывать сородичей на помощь. 172 Пресмыкающихся трудно назвать заботливыми родителями. Самое большее, что они делают для своего потомства, — подбирают подходящее для инкубации яиц место, где и оставляют кладку. Даже мало-мальски приличное гнездо сооружают далеко не все — нередко просто отыскивают ямку
или трещину в земле, чужую нору или кучу мусора и, отложив туда яйца, совершенно не интересуются дальнейшей их судьбой. Лишь очень немногие, например крокодилы и питоны, охраняют свои кладки. У животных природа поставила эмоции на первой линии защиты благополучия семьи. Они испытывают черные чувства, когда одиноки, боятся потерять поддержку, когда утратили близкого или друга, когда семья находится под угрозой. У высших животных формируется особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретенное качество. Отец — биологическая необходимость и социальная случайность. Так определяют отца культурологи. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление — родитель-ство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт. Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторных функ- Забота о братьях наших меньших нужна нам больше, чем им 173 ций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной энергии. Следствием явилось укрепление скелета и увеличение мозга. Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и «приручение» огня. Вынашивание потомства — самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге, уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие. Можно выразиться сильнее — институт родительства становится приоритетным и даже более важным, нежели институт семьи и брака. Основная забота научить ребенка необходимым знаниям на протяжении 2—3 млн лет лежала только на родителях и ближайшем окружении, которое в первобытном обществе представляло собой круг кровных родственников. Много позже, а именно 100-200 лет назад, функцию обучения, а затем взращивания и воспитания в человеческом обществе берут на себя специализированные институты, в частности школа. А круг оставшихся у института родительства функций между тем заметно сужается. В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.
Рис. 12. Чем сложнее становится общество, тем продолжительнее период детства 174 Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии s устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница — возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, началась история институтов. Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний. С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей: детства — периода первичного обучения и социализации (рис. 12), старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»