В той части социализации, которая связана с образованием, вуз выступает последней ступенькой. Конечно, и после окончания университета или академии можно продолжать учиться. Так и делают многие, обучаясь 3 года в аспирантуре и докторантуре, периодически проходя какие-либо курсы повышения квалификации то ли от предприятия или биржи труда, то ли по собственному выбору. Но это уже избирательные практики образования. Вуз у нас связывается как бы с всеобщей ступенькой социализации в пла не получения образования, через которую должны пройти все молодые люди. В развитых странах Запада высшее образование фактически стало всеобщим, хотя в законе не закреплен его статус обязательного образования. Вуз призван готовить работников интеллектуального труда. В этом его главное предназначение. Любой вуз или школу можно рассматривать как организацию по производству услуг, состоящую из достаточно автономных элементов — факультетов, кафедр, лабораторий. Высшая школа, создающая Кормина Ж.В. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора) (http://ivgi.rsuh.ru). 133 образовательные услуги высшей квалификации, аккумулирует значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. По численности занятых она находится на уровне трудоемких отраслей промышленности, а по удельному весу квалифицированных работников превосходит любую отрасль материального производства. Доступность высшего образования — важнейший показатель того, как завершается процесс социализации для широких слоев населения. Доступным, оказывается, должно быть не только школьное, но и университетское образование. К сожалению, такое происходит не всегда. В СССР существовала разнарядка: вузы должны были отражать социальный состав населения (большее количество у нас было рабочих и крестьян, а интеллигенции — 15—20 %). Если бы вузы принимали по 80% рабочих и крестьян, то через 5 лет страна бы получила плохих специалистов, так как они имеют низкий уровень довузовской подготовки: 2—3 курса ушло бы на подтягивание их до нужного уровня. К тому же, рабочие и крестьяне не ориентированы на университетское образование, поскольку они живут одним днем (классовый стереотип). Средний же класс имеет долговременные жизненные перспективы. Тогда ректоры начинали обходить закон, говоря, что они будут учитывать социальное происхождение, но уже после сдачи вступительных экзаменов. Для тех, кто отслужил в армии, существовали рабфаки, где выпускные экзамены приравнивались к вступительным в вуз.
Интеллектуальную элиту, считает М. Арапов21, не смущало то, что отечественное образование перерождалось из элитарного в сословное: спецшколы и престижные гуманитарные вузы de facto становились закрытыми учебными заведениями, готовившими «сливки» партийно-государственной бюрократии, интеллигенция — в качестве советского аналога среднего класса — могла рассчитывать на естественно-научное образование для своих детей, «работягам» же оставалось ПТУ. Тревога охватила интеллигенцию только тогда, когда фильтрация стала осуществляться по национальному признаку. Даже если не вклинивается армия, девушки чаще оканчивают вузы, так как мужчин уводят в сторону материальные заботы. Но по своему потенциалу основная производительная сила — мужчины, они — главные налогоплательщики в любом обществе. Сейчас наблюдается тенденция: чем ниже образование, тем больше у человека шансов стать миллионером (в США). В Америке опросили высококвалифицированных врачей (доход которых примерно равен 700 тыс. долл. в год) и выявили среди них две группы: успешные накопители капитала (УН) и неуспешные накопители (НН). Выяснилось, что у УН в банке лежит до 7 млн долл., у НН же ничего нет, они живут в долг. У первых уровень образования ниже, чем у НН. Они рань- 21 Арапов М. Наука и информация // Отечественные записки. 2002. № 7. 134 ше пошли на работу, привыкли на всем экономить, а НН — выходцы из более зажиточных семей, привыкли жить на широкую ногу. Успешные накопители — типичные американцы — не тратят зря ни одного лишнего доллара, и в старости они могут жить независимо от детей, путешествовать, жить в свое удовольствие. В России в традиции нет модели накопления капитала. Только интеллигенция умеет экономить, но она в основном находится в нищете. Богатые у нас те, кого вывел случай, но всегда есть опасность, что завтра их убьют, поэтому они стремятся жить одним днем. Такое демонстративное поведение характерно для молодых классов и молодых обществ. Российский капиталистический класс, который строили с 1861 по 1917 г., был молодым и буйным. По причине этого буйства его и свергли большевики. Нужно было дождаться, чтобы он прошел все уровни социализации, дать возможность дорасти и только тогда его можно менять, поняв, что он исчерпал все свои ресурсы и ничего народу дать не может. Таким образом, вузовское образование выполняет важнейшую функцию не только в области социализации, но и стратификации общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВУЗ КАК СОЦИАЛИЗАТОР» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»