Некоторые специалисты предлагают выделять два базовых типа социализации: а) по степени охвата объектов — индивидуальную и тотальную; б) по скорости протекания — традиционную и модернизационную, — из которых позже продуцируются два производных вида социализации. Согласно предлагаемой ими концепции, индивидуальная социализация направлена на индивида и формирует самоидентификацию «Я» с другими индивидами или с конкретным сообществом. Тотальная социализация охватывает все сообщество, она особенно важна для гражданской и политической социализации, так как ориентирована на воспитание патриотизма. Традиционная социализация, осуществляемая при помощи механизма традиций, касается прежде всего таких стран, как Япония и Китай, а модернизацион-ная социализация характеризует страны, где роль традиций никогда не была 60 сильна либо серьезно ослаблена к настоящему моменту (США, страны постсоветского пространства, отчасти европейские страны)1.
На пересечении традиционной и модернизационной социализации возникает новый вид — переходная социализация, присущая обществам переходного типа. Когда старые традиции до конца не изжиты, а новые еще не сформированы, общество избирает новые ориентиры (цели и ценности). Наконец, основой четвертой типологии у Д.В. Иванова и некоторых других социологов выступает мобилизационная социализация. Советская Россия 30-х гг. XX в. — яркий образец мобилизационного общества. Там все происходило ускоренно, по плану и в режиме кампаний: коллективизация, индустриализация, классовая борьба, борьба со всеобщей неграмотностью, электрификация. Партия мобилизовывала огромные массы людей, трудившихся по экстраординарному сценарию: быстро перемещались на тысячи километров в теплушках, жили в бараках, прокладывали каналы лопатой и киркой. Социализация в таких обществах действительно ориентирована на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Это социализация с использованием трудового героизма, романтики гигантских строек и палаточных городков, сверхнормативной (по 14—16 ч) работы в экстремальных условиях за неимоверно низкое вознаграждение либо вовсе бесплатно. Жизнь, труд и быт на грани выживания формировали особый характер людей, крайне низкий уровень потребностей и притязаний, умение терпеть любые лишения и устремленность к высоким идеалам. Такую социализацию в советском обществе прошли как минимум три поколения. Мобилизационная социализация несовместима ни с традиционной, ни с индивидуальной. Две последние характеризуют общества, находящиеся в стационарной стадии развития, но первая делает акцент на коллективных ценностях и коллективном сознании (в смысле Э. Дюркгейма), а вторая — на эгоистических, личных. Мобилизационная социализация присуща только обществам, находящимся на переходной фазе развития. И не просто переходной, а экстремальной стадии развития. СССР, как известно, строил социализм в окружение капиталистического мира, относившегося к нему враждебно. Все материальные ресурсы общества приходилось мобилизовывать на строительство фабрик, заводов, гидроэлектростанций, на создание армии и флота, но вовсе не на повышение материального уровня жизни населения и строительство жилья. Коллективистские ценности Иванов Д.В. Государственное телевидение Украины и его влияние на политическую культуру (http://statetv.narod.ru). 61 в такой период имели безусловный приоритет над личными. Более того, любые попытки даже намекнуть на существование помимо коллективных каких-то еще личных интересов, потребностей, целей осуждались, наказывались, карались. В таких обществах в числе главных механизмов социализации обычно выступают обезличивание и унификация, манипуляция сознанием, мобилизация ресурсов и человеческих сил. Мобилизационная социализация имеет не только минусы (прежде всего это проявляется в формировании авторитарной личности), но и плюсы. В частности, она как никакая иная социализация способна быстро поднять народ на решение грандиозных строительных задач, укрепление солидарности и сплоченности общества, на то, чтобы в едином порыве привести народ к победе в тяжелой войне. Из этой типологии следует несколько важных для социологической науки теоретико-методологических выводов. Во-первых, для каждой исторической фазы развития общества характерна собственная форма социализации, которая призвана успешно решать стоящие перед обществом в данный момент задачи. Модернизационная, или инновационная, форма социализации пригодна тогда, когда общество претерпевает обновление своей социаль ной структуры, изменение социальных институтов. В частности, для России 1990-х гг. более всего подходила бы модернизационная социализация. Она предполагает постепенное изменение массового сознания, ценностных ориентации, стиля и образа жизни населения в строго определенном направлении, в данном случае — в сторону утверждения рыночных принципов. Мобилизационная социализация соответствует революционным периодам в жизни общества, когда резко изменяются или ломаются прежние типы социальной структуры и социальных институтов, когда в короткие по историческим меркам сроки необходимо воздвигнуть новое общество. Во-вторых, смешение типов социализации и исторических эпох приносит обществу вред, а не пользу. Если перед обществом стоит задача постепенной трансформации социальной структуры и изменения социальных институтов, на что может потребоваться от нескольких десятилетий до столетия, а решается она средствами не модернизационной, а мобилизационной социализации, то можно ожидать негативного эффекта. Действительно, российское правительство, задумавшее в 1990-х гг. переход от социализма к капитализму, поначалу выбрало именно мобилизационную стратегию. Об этом свидетельствует название знаменитой программы «500 дней», разработанной в 1990 г. под руководством академика С.С. Шаталина большим коллективом специалистов (С. Шаталин, Н. Петраков, Г. Явлинский, С. Алексашенко, А. Вавилов, Л. Григорьев, М. Задорнов, В. Мартынов, В. Мащиц, А. Михайлов, Б. Федоров, Т. Ярыгина, Е. Ясин). Программа предусматривала радикальный переход к рынку и, как многие признают сегодня, безусловно несла на себе печать романтизма. Когда была предложена программа 500дней, речь шла о первых шагах перехода от плановой экономики к рыночной. Для этого нужна решительная политика прекращения скрытых и явных субсидий неэффективным пред- 62 приятиям, а также благоприятный деловой и инвестиционный климат, чтобы росли эффективные предприятия. Предлагавшиеся экономические реформы, сами по себе не вызывавшие сомнений, опирались на неподготовленную социальную базу. Известно, что изменение надстроечных структур, прежде всего массового сознания, образа жизни и менталитета населения, очень инертный процесс и требует гораздо большего времени, чем введение новой налоговой системы, институтов частной собственности, создание банковской инфраструктуры. За ней последовали еще несколько программ, также носивших экстремальный характер и требовавших для своего воплощения очень коротких сроков. Одна из них, проводившаяся в жизнь под руководством бывшего и.о. премьер-министра Гайдара, получила название «шоковой терапии» (другое название: стратегия большого скачка). Его стратегический принцип «главное ввязаться в бой, а там видно будет» очень сильно напоминает ленинские слова, служившие стратегическим ориентиром Октябрьской революции и последующего построения социалистического общества.
«Шоковая терапия» для России 63 Считается, что «шоковая терапия» привела к разорению населения, появлению финансовых пирамид, скачку цен и безработице, росту бедности и социального расслоения, снижению покупательского спроса, что обусловило глубокий спад производства, а также перекосы в приватизации. Как российские, так и иностранные архитекторы шоковой терапии не учли, что это на деле двухступенчатый процесс. В странах Латинской Америки или в Польше, где была успешно проведена шоковая терапия, уже существовали частный сектор (пусть неполноценный) и коммерческие кодексы (даже небезоговорочные). Поэтому шоковая терапия заключалась в том, чтобы уменьшить излишнее государственное вмешательство. По убеждению некоторых американских экономистов, в том числе К. Ливингстона, России нужна не «шоковая терапия», а продуманная постадийная, рассчитанная на сравнительно длительный период реформация существующих структур, особенно в крупной промышленности, при развитии частной инициативы прежде всего в мелком производстве.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»