ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
От понятия «кризис социализации», или «кризисная точка социализации», надо отличать другое, близкое ему по значению, но полностью не тождественное понятие «критический период для социализации». Оно появилось в этологии и затем перешло в возрастную психологию. Иногда в литературе два понятия — критические периоды и кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность, — отождествляются19.
18 Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар
шеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-64.
19 См.: Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.
1972. № 2; Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического раз
вития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные про
блемы физиологии и медицины. Уфа, 1997. С. 44—63.
44
Критические периоды социализации существуют и у животных. Как уже говорилось, термин пришел в социопсихологическую сферу из этологии — науки о поведении животных. Специалисты доказали, что знание ранних периодов развития собак помогает понять мотивы собачьей агрессии. Щенкам крайне необходимо пройти период социализации в возрасте от 3 недель, когда они уже могут видеть и слышать, до 14 недель. Как оказалось, лучше всего приобретать шенка в возрасте от 7 до 9 недель, чтобы он прошел социализацию в новом доме. Период от 9 до 10 недель — критический, в это время нельзя требовать от щенка жесткой дисциплины, с ним надо обращаться мягко как взрослым, так и детям. В возрасте 14 недель начинается ювениль-ный период, который заканчивается, когда щенок достигает половой зрелости, обычно к 14—15 мес. Если щенок не пройдет социализацию к 14 мес, он, возможно, никогда не сможет нормально общаться с людьми и другими собаками. Щенки, выросшие в питомниках, где они получают минимум внимания со стороны человека, часто остаются робкими с людьми, если, конечно, не будут проданы в возрасте до 14 недель20.
Если кризис обозначает максимальное ухудшение положения дел, то критический период означает максимально располагающее для наступления какого-либо события или изменения время, не важно, в лучшую или худшую сторону происходят подобные изменения. В эти периоды организм
человека или животного оказывается наиболее восприимчивым к вредным или благоприятным воздействиям внешней среды. Было установлено, к примеру, что дети — наиболее радиочувствительная часть населения, особенно в критические периоды роста и развития21. Независимо от плотности выпадения радиоактивных осадков, возрастом интенсивного накопления щитовидной железой радиоактивного йода является внутриутробный период, так называемый «молочный период детства» и период полового созревания. В эти критические фазы онтогенеза величина поглощения изотопа превосходит значения для взрослого человека в 1,5—3 раза22.
В теории научения, которая часто входит в учение о социализации, кри тические периоды называют сенситивными (чувствительными) для обучения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают
20 Веб-страница http://www.zooclub.ru.
21 БалеваЛ.С. и др.// Рос. мед. журн. 1998. № 5. С. 6-10.
2 Касаткина Э.П. и др.// Рос. вестн. перинатолог. и педиатр. 1996. № 3. С. 10-14.
45
американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени. Так, младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. В области критических периодов обучения было получено множество экспериментальных фактов:
Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г. Саккет).
Ученые пришли к важному выводу: обучение животного или человека происходит наиболее успешно тогда, когда оно к этому готово — не раньше, но и не позже. Даже средние способности можно превратить в выдающиеся, если угадать сенситивный период — время максимальной предрасположенности организма к данному виду деятельности или воздействию. Критические периоды — время наибольшей податливости (пластичности) для. восприятия нового. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наиболее высок.
Критический период для социализации определяется, по мнению Л.Ф. Обуховой23, появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Это реакция цепляния у обезьян, реакция следован ия у стадн ых жи вотных, махание хвостом, и гривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около 8 мес возрастает страх по отношению к незнакомцу. К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть.
Этологи установили, что наибольший след в жизни организма оставляет опыт ранних лет, и это было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоночных животных. Подобные явления наблюдаются и у человека. При изучении формирования социальной привязанности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолированными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Детеныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состоянии были плохими матерями, не обращали внимания на своих отпрысков и часто били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, дете-
в Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М, 1996.
46
ныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования социальных связей.
Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы. Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное. В опытах на обезьянах Хар-лоу установил, что между 3 и 6 мес жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения24.
По отношению кдетям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один — в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой — в 2—3 года, когда он приучается быть независимым в важных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, но достигает максимума в 4—5 мес, на что указывает появление так называемой социальной улыбки25.
Психологические знания крайне важны для родителей, которые редко когда угадывают сенситивные периоды социализации своих чад. То музыке начинают обучать не вовремя, то к труду и дисциплине приучают слишком поздно. Правильно поступают те мамы и бабушки, которые с самых первых месяцев жизни ребенка не только интенсивно разговаривают с ним, но дают нагрузку на зрительную и эмоциональную сферу. Оказывается, умственное, физическое и эмоциональное развитие детей происходит в самые ранние годы.
Дети, выросшие в детдоме, пропускают ряд важных критических для социализации периодов, когда детскому организму для полноценного развития крайне необходимы эмоциональные контакты с матерью, ее ласка и забота. Работники детдома, какими бы внимательными они ни были, заменить мать не в состоянии. Недополучение социализирующих действий матери в раннем возрасте негативно сказывается на всем последующем развитии ребенка.
Это явление называется в психологии сенсорной депривацией (лишение ребенка или взрослого человека эмоциональных связей, их недостаточность), которое надо отличать от другого явления, обозначаемого термином «социальная изоляция»: лишение человека социальных связей, общения и взаимодействия с другими людьми. Оба явления негативно сказываются на успешности прохождения социализации и часто истолковываются специалистами как препятствие, или барьеры социализации.
Таким образом, если мы знаем потенциальные возможности и опасности каждого периода развития, то можем использовать эти возможности и уменьшить влияние вредного опыта. Сегодня психологические знания активно пропагандируются на самых разных уровнях. В частности, в феврале
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М., 1996. 25 Там же.
47

Сенсорная депривация — эмоциональная «дверь» для детдомовского ребенка
2001 г. проходил семинар «Критические периоды взросления маленького человека» Возраст, затрагивающийся на семинаре, — от 10 мес до 5 лет. На этом семинаре затрагивались важные психологические моменты, связанные с воспитанием ребенка: Как реагировать на упрямство и истерики? Что делать в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях? Как вести себя родителям, когда ребенок кусается, плюется, дерется?

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит інвестицій. Мета, завдання та джерела перевірки
Перспективи використання супутникових мереж
Чергування голосних і приголосних
Етапи процесу кредитування
Технологічний процес розробки і просування сайтів


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 896 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП