Период от 17 до 23 лет — для многих это учеба в вузе. Завершение вузовского образования, так же как и окончание средней школы, является кризисной точкой. Она связана с переходом от обучения к производительному труду, это запоздалое вступление на работу (не в 17, как после школы, а в 23 года), вследствие чего работодатель получает социально более зрелую и профессионально более подготовленную рабочую силу. Молодой возраст — от 17 до 30 лет — продолжение активной социализации. Он отведен на «социальные эксперименты», частую смену мест работы, поиск своего места в жизни, накопление жизненного опыта. Вы усваиваете такое количество норм и ролей, которое впоследствии позволяет трудиться с большей отдачей. Одни начинают этот процесс в раннем возрасте, но всю жизнь имеют низкую квалификацию. Другие долго учатся, ничего не дают обществу, а лишь берут у него (затраты государства на обучение студентов). Зато впоследствии они все наверстывают, так как более высокая квалификация означает больший по объему трудовой вклад в общественное производство. Это оптимальная для постиндустриального общества модель социализации. По-разному ведут себя и работодатели. Тем, кто вступает в трудовую жизнь в 17 лет, не имея высокой квалификации, работодатели предлагают малоквалифицированное занятие, а тем, кто начинает трудиться в 23 года, работодатель предлагает более квалифицированное и более оплачиваемое 33 место, как правило, это работа более ответственная, самостоятельная и интересная, например должность менеджера. Однако теоретических знаний в объеме университета для успешной карьеры недостаточно. Нынешние предприниматели меньше обращают внимания на цвет диплома, поэтому отличники, пять лет корпевшие над учебниками, имеют при трудоустройстве не больше, а иногда меньше шансов, чем
середняки, сумевшие сочетать учебу и работу. Красный диплом, как выяснилось при опросе сотрудников отдела кадров частных фирм, никаких преимуществ не дает. Учитывается другой фактор — наличие трудового опыта. Работодатель предпочитает, чтобы студент начиная со 2—3-го курса уже где-либо работал (желательно по профилю деятельности фирмы, куда студент трудоустраивается). Большинство студентов работает на временных работах, в свободное от учебы время. Этого достаточно, чтобы работодатель предпочел их, а не отличников-зубрилок. Как показывает опрос третьекурсников социологического факультета МГУ, проводимый на протяжении нескольких лет, большинство (примерно у.,) определилось с трудовым профилем, устраивается или уже устроилось на работу. Правда, не всегда на такую работу, которая связана с социологией. По 4—6 ч работы в день достаточно для того, чтобы, во-первых, накопить производственный опыт, во-вторых, закрепиться в фирме, в-третьих, успешнее в будущем подыскивать себе работу. Разумеется, совмещение работы с учебой негативно сказывается на той и другой. Работодатель не всегда отпускает студента по учебным нуждам, а преподаватели безжалостно снижают оценки за отсутствие глубоких знаний. Такое раздвоение — совмещение учебы в вузе с работой — можно назвать моделью совмещенной социализации. К подобной ситуации можно применить и другое название — двухкарьерная социализация, поскольку индивид умудряется в одно и то же время делать карьеру в двух сферах жизнедеятельности: на фирме и в учебе. Второй термин в отличие от первого имеет определенные методологические ограничения, поскольку он уже употребляется в социологии семьи. Здесь двухкарьерной семьей называют такую ячейку, где муж и жена работают и делают по месту работы служебную карьеру. В данном случае речь идет о двух индивидах, а в случае студента — об одном. Однако какой бы термин в будущем ни закрепился за этим, по меркам российского общества, только еще переходящего к рынку, исторически новым феноменом, главное заключается, на наш взгляд, в том, чтобы он точно отражал суть явления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДВУХКАРЬЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»