Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т.е. становление человека в качестве «хомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат научения, или социализации. Процесс подавления инстинктов и выработки «суперэго» часто называют социализацией. Я социализирован (т.е. преобразован в существо, способное жить в обществе), поскольку могу, благодаря усвоению культурных норм, жить и действовать среди людей и не выделяться. Мое поведение — как у всех. И внешний вид — как у всех. Со мной общаются другие, не испытывая никаких неудобств. Я понимаю их слова и жесты, поступки и намерения. А может ли то же самое сказать человек с другой планеты? Или иностранец, приехавший к вам в гости? Для первого все окажется непонятным и непривычным, для второго — лишь частично. Но вы живете в своем обществе, приняты им, понимаемы им. Вам легко с русскими потому, что вы русский, а не американец. Американцу легко с американцами, выросшими втой же самой среде. Вы легко можете судить о намерениях и ожиданиях других людей, живущих в одной с вами стране. Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев: живут коллективно, разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, есть социальная иерархия (рабочие, воины), т.е. почти как в человеческом обществе. Но у животных нет социализации. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже 13 на человеческое, но происходит инстинктивно. Инстинкт — биологические программы действия, являющиеся врожденными и передающиеся генетически. Он предполагает однолинейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); любое отклонение от инстинкта грозит смертью.
Как выяснили американские ученые, социализация и обучение, даже среди животных, обладают мощным экономическим коэффициентом. Если детеныши перенимают у матери, скажем, правильные приемы охоты, то они отчасти избегают повторения своих собственных ошибок и спасают себе жизнь. К сожалению, статистика свидетельствует, что больше всего от зубов хищников гибнет молодняк. По всей видимости, с механизмами обучения передается не вся нужная для выживания информация. Еще сложнее ситуация у людей, где смена поколений техники, моды и научных теорий обгоняет естественную смену поколений людей. В результате родители очень мало чему могут обучить своих детей. Чаще они учатся у ровесников. Старшее поколение теряет традиционный авторитет в деле обучения, а вместе с этим растет сопротивление молодежи всему, что им говорят взрослые. Вторые считают, что добытый ими опыт на века, а первые видят в нем адаптацию к конкретному историческому периоду, не годящемуся для других эпох. Ускорение истории выталкивает старшее поколение из образовательного цикла, который в традиционной культуре продолжался в течение всей жизни. Даже для взрослых людей старейшины рода являлись непререкаемым авторитетом. Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов — от самых простых до самых сложных. Если построить такую иерархию живых существ от низших — насекомых, до высших — человека, то по оси ОУ будет возрастать сложность организации психики живых существ; по ОХ — плотность инстинктов (рис. 1). Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась продолжительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось от природы: какие травы и плоды можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку — их никто не обучал разбираться в травах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, 14
Рис. 1. Закономерность эволюции: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось (рис. 2). У насекомых на 100% поведение инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое передается родителями. У обезьян еще меньше инстинктов. У человека 80% поведения — социально приобретаемое. Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства, тем меньшую роль играют инстинкты. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей. Следовательно, родители — заменители природы, они должны дать ребенку то, что не сумела предоставить природа; они передают те нормы и ролевые практики, которые созданы обществом. Последнее для родителей — открытая книга, откуда они черпают информацию и передают ее детям. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму решений проблем, как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок. Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причем учиться он 15 предпочитает не на чужих, как следовало бы существу разумному, а на своих собственных ошибках. Складывается впечатление, что каждому человеку за отмеренную ему жизнь надо накопить определенное число ошибок, иначе он не будет чувствовать себя полноценным существом или у него внутри что-то разладится.
Каким бы умным ни был человек, количество совершаемых ошибок не убывает. По этому показателю — числу ошибок, совершенных в течение жизни, — умный не отличается от дурака, мужчина — от женщины, богатый от бедного. Единственная разница определяется лишь продолжительностью жизни: ясно, что 15-летний совершит в целом меньше ошибок, чем 70-летний.
Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведения: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения, — нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Оценка варианта как лучшего или худшего всегда относительна по сравнению с лучшим или правильным. Для того чтобы прийти к способности сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опыта, она самая крупная у человека и самая маленькая у низших животных. Человеку нужен мозг по двум причинам: а) победить в индивидуальном отборе; б) успешно адаптироваться к постоянно меняющейся вариантной социальной среде. Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации. Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы рассказывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные из- 1Б Усложнение ^^^^Ь вида ^Р^^ Продолжительность детства Рис. 2. Эволюция и продолжительность детства менения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохожде-нию, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения
речи. Произошедшие вслед за этим крупные изменения в репродуктивной системе женщины перекроили структуру половых отношений. Но не только это. Потребовалась мощная надстройка к ним в виде социальных отношений. Дело в том, что у более сложного вида живых существ, каковым теперь являлся «хомо сапиенс», рождались самые беспомощные детеныши. Их выживание впрямую зависело от того, как сильно помогает в их воспитании вся группа. Так параллельно институту родительства формируется внутригрупповая социальная структура. Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система обученных практических уме- 17 ний, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру — как совокупность социальных навыков и умений. Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова. Но вновь природа оказалась небезучастной к людям. Этот недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой ступени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволюция закончилась, началась эволюция культурная. Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент — мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати, как и гортани птиц, состоит в том, что настроены они на довольно узкий диапазон возможностей. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т.п. Итак, социализацией мы называем продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Под социальной ролью, как мы уже знаем, подразумевается такая модель поведения индивида, которая соответствует занимаемому им статусу (положению в обществе) и стремится воплотить на практике те права и обязанности, которые предписаны этому статусу.Понятие культурных норм несколько уже термина «социальная роль» и предполагает некоторую форму стилизованного воспитания (принятие правил этикетного поведения), зато для наших целей годится как ничто другое. С его помощью мы закрепляем связь, которая существует между двумя процессами — социализацией и воспитанием. Но и более широкое явление — социальная роль — нами не утрачено, поскольку оно органично включено в состав социальной роли. Ничего не терять, а лишь приобретать по мере познания нового и расширения жизненного опыта — это не только девиз социологического познания, но и сущность процесса социализации. Усваивать что-либо можно только теоретически. Нормы усваиваются. Роли осваиваются на практике; освоение — совокупность практических действии. Роль - динамическая характеристика статуса, или модель поведения, когда вы осваиваете роль, вы вживаетесь в эту модель поведения. 18 Научение культурным нормам можно назвать процессом социализации. Конечная цель социализации — достижение конформизма с ожиданиями окружающих людей. Естественно, каково окружение, таковы и мы сами. По большому счету нас воспитывает ближайшая социальная среда, а не далекие к нам социальные институты и абстрактные нравственные принципы. Воспитавшиеся в небольшом захолустном городке юноши и девушки усваивают провинциальные манеры поведения, свойственные замкнутой территориальной общности. Столкнувшись с нравами и нормами большого города, они испытывают неловкость и полностью дезориентируются. Правда, социализация как продолжающийся всю жизнь процесс под-страивания под ожидания «значимых других» никогда не бывает завершенной: стопроцентного соответствия нормам и требованиям среды никто из нас не достигает. Всегда остается некий зазор — степень отклонения (культурная девиация), показывающая уровень независимости наших мнений, взглядов, мыслей и поведения от мыслей и взглядов «социальных близких», благодаря чему люди разнообразны и непредсказуемы в своих действиях. Надо отметить, что эта непредсказуемость распространяется скорее на конкретные, частные поступки и не распространяется на поведение в целом. Последнее по большому счету предсказуемо. Слегка отклоняющееся от среднего стандарта поведение называют разнообразным, сильно отклоняющееся — девиантным, или нонконформизмом, а просто неординарное поведение зовут экстравагантным. Социализация — обоюдовыгодный процесс. Без него индивид не сможет жить в обществе, учиться, создавать семью, трудиться и даже любить. Но и обществу без него никак нельзя. И неизвестно, кому он нужнее. Ведь через социализацию общество передает человеку самое главное — свои ценности, нормы поведения, законы, традиции, язык. А как еще оно может пересадить коллективное на индивидуальную почву? Социализируя индивида, общество одновременно — в одном пакете с социализацией — навязывает ему свою волю, манипулирует его сознанием, контролирует его поведение. Одним словом, делает с ним все, что захочет, а человеку и деться некуда, ибо жить в обществе и быть свободным от общества, как говорил один классик, нельзя. Социализация необходима человеку в силу следующих неустранимых причин: • он лишен инстинктов, а потому должен усваивать все через обучение; • имеет чрезвычайно длительный период детства, когда он зависим от взрослых и нуждается в их опеке; • не может существовать ни на одной стадии своего жизненного цикла без общения и взаимодействия с другими людьми. Вот и разберись после этого, сколько в каждом из нас от Nature (биологии), а сколько от Nurture (воспитания)8. Дихотомия «Nature vs. Nurture», представляющая весьма удачную игру слов, — самый распростра-нныи мотив учебников по социологии, как американских, так и европейских, касающихся разделов «Личность» и «Социализация».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»