ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ТИПОЛОГИЯ КАЗНЕЙ
СКОЛЬКО существует цивилизация, столько существует и понятие вины, которая влечет за собой кару, возмездие. Наиболее страшным и разрушительным видом возмездия (как для жертвы, так для судьи и палача), безусловно, является смертная казнь.
Полагая, что смертная казнь — эффективное средство предотвратить худшее, древний законодатель стремился к тому, чтобы она была мучительной и устрашающей. К таким видам казни относились: повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи, повешение за ребро, поса-жение на кол, вливание раскаленного свинца в горло, сожжение, сваривание в масле, вине, воде, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление, сбрасывание с башни (с возвышенности) в море или пропасть, распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, растаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка и др.
Правители всех стран мира расширяли не только перечень преступлений, которые карались исключительной мерой (например, в Англии она назначалась за 220 видов преступных деяний, а во Франции — за 35), но и многообразие форм ее исполнения. В средние века на площадях городов возвышались виселицы, с которых длительное время не снимали казненных, воздвигались костры, после которых оставался лес обгорелых столбов. В России в Уложении 1649 г. предусматривалась как простая смертная казнь — повешение, так и квалифицированные ее виды — сожжение, назначавшееся за

богохуление, отвлечение от православия и поджог (на практике оно чаще всего применялось в отношении еретиков и раскольников, т.е. это, можно сказать, предтеча нашей недавней практики преследования по идеологическим мотивам); залитие горла расплавленным металлом (оловом или свинцом), которое применялось против фальшивомонетчиков; закапывание живыми в землю жен, убивших своих мужей. Практиковались и другие чрезвычайно жестокие виды смертной казни, которые непосредственно в законодательстве не были предусмотрены: четвертование, посажение на кол и др.
Как известно, осужденный не может выбирать вид казни. Таким правом обладает только правосудие. В разных странах и в разные эпохи делалось это по-разному.
Смертная казнь в древних государствах нередко была неотделима от ритуального убийства, жертвоприношения божествам и духам. Например, в Древнем Риме существовала так называемая очистительная (примирительная) жертва (supplisium), затем такая же жертва, соединенная с casratio capitis,
16 Источники: Аргументы и факты. 1996. № 18; Коростелев А.В. Казни в античном мире [http:// xx.lipetsk.ru]; www.murders.kulichki.net; http://scientist.nm.ru; www.chinadata.ru; www.temadnya.ru; http://crazytower.narod.ru; http://www.acr-israel.com.
Э94
т.е. с посвящением головы преступника подземным богам. Тем же словом обозначалась позднее и собственно казнь. В античные времена с их жесткой иерархической структурой сословий смертная казнь также была «расписана» по рангам.
В греческих государствах самым распространенным видом казни свободнорожденных было сбрасывание со скалы или в каменоломню, а позднее — непубличное отравление ядом (Афины) или удушение (Спарта), иногда обезглавливание. Для несвободнорожденных, как правило, применялось побивание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Массалия) и распятие на кресте. Иногда перед казнью над приговоренным совершалась экзекуция.
В Римской империи казнь осуществлялась путем сожжения, повешения, утопления, колесования, сбрасы вания в пропасть, бичевания до смерти и особенно часто обезглавливания, причем в период республики для этого применяли топор, а в период империи — меч. Разделение сословий в античном мире соблюдалось очень четко, распространялось оно и на смертную казнь как в смысле строгости приговора, так и в выборе типа казни. В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (около 170 — около 223) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство, проконсул должен решать, сообразуясь с личностью [преступника], с обстоятельствами дела и времени, [а также] с возрастом и полом [преступника]. Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит [оттуда] приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным [в это понятие включались декурио-ны, всадники и сенаторы], то его следует сослать на остров».
Распятие применялось в Римской республике только для казни рабов, а в империи и для свободных (этот вид казни отменил император Константин). Для рабов и военнопленных существовал еще один вид наказания, о котором упоминает Ульпиан, — передача в цирк для участия в бое с дикими зверями. Осужденного заставляли биться в амфитеатре со львами, пантерами или медведями, используя легкое оружие либо совсем без оружия. Для высокопоставленных лиц империи практиковалось тайное удушение или самоубийство под надзором.
Местом совершения обычной казни была, как правило, тюрьма, где содержался осужденный, или площадка перед городскими воротами. В последнем случае глашатай во всеуслышание объявлял о преступлении осужденного и потом давал сигнал палачу. Преступнику накрывали голову, секли, а уж затем казнили. Тело казненного выдавали родственникам только по особому разрешению; как правило, оно оставалось на месте непогребенным или же его бросали в Тибр. В походе казнь совершалась перед воротами походного лагеря. В период республики одним из мест исполнения приговора был Эскви-лин — один из семи холмов в Риме, где первоначально находилось кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.
995

В Древнем Риме существовали проскрипции — особые списки, в которые вносились лица, объявленные вне закона. Их мог убить любой человек, причем убийца получал награду, а рабы убитого становились свободными. Особую известность получили проскрипции Суллы (82 г. до н.э.), благодаря которым он избавился от своих противников. Сулла, придя к власти, разрешил бесчисленные убийства. При этом погибали не только его враги: многие, у кого не было с Суллой никаких взаимоотношений, были уничтожены своими личными врагами, потому что диктатор охотно разрешал своим приверженцам эти бесчинства. Сенат, наделив Суллу диктаторскими полномочиями, не возражал против расправ Суллы, но сенаторы хотели, чтобы он публично объявил, кого он решил уничтожить, ибо люди страдали от неведения больше, чем от самого страха смерти. Сулла составил список из 80 имен, на другой день он добавил 220 человек, а на третий день — еще столько же. Выступая перед римлянами, Сулла сказал, что включил в списки тех, кого вспомнил, а тех, чьи имена он запамятовал, он запишет потом. «Тех, кто принял у себя или спас осужденного, — пишет Плутарх, — Сулла тоже осудил, карой за человеколюбие назначив смерть и не делая исключения ни для брата, ни для сына, ни для отца... Самым несправедливым было постановление о том, что гражданской чести лишаются и сыновья, и внуки осужденных, а их имущество подлежит конфискации. Списки составлялись не в одном Риме, но в каждом городе Италии. И не остались незапятнанными убийством ни храм бога, ни очаг гостеприимца, ни отчий дом. Мужей резали на глазах жен, жен — на глазах матерей».
Имущество убитых конфисковывали, и Сулла раздавал его по своему усмотрению. Когда человека казнили не по проскрипционному списку — у него дома, на улице и т.д., а в «нормальных» условиях — в тюрьме или на площади перед городскими воротами, его личные вещи, по обычаю, делили между собой палачи и тюремщики. Правда, как разъясняет Ульпиан, «личные вещи» — это одежда осужденного, мелкие деньги на пропитание, находящиеся в его поясе, или легкие кольца, т.е. такое имущество, которое стоит не больше 5 золотых. Все, что стоило больше, шло на покрытие расходов местных властей.
В средние века смертная казнь применялась очень широко — преимущественно в отношении «имущественных» преступлений. В средневековой России смертная казнь подразделялась на простую (обыкновенную) и квалифицированную. К простой относились повешение, обезглавливание и утопление, к квалифицированной — сожжение, залитие расплавленного металла в горло, четвертование, колесование, посажение на кол, закапывание живым в землю.
В традиционном обществе преступников казнили с особой жестокостью, что отмечают все историки. Так, в XVII в. применялись отсечение головы, повешение, утопление, сожжение, залитие горла расплавленным металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др. Еще в XVIII в. в Англии смертью наказывалось несколько сотен составов преступлений, причем большинству смертных казней предшество-
996
вали пытки. Основных видов казней тогда было три — сжигание на костре, колесование и отрубание головы. Гильотина и виселицы стали применяться в XIX в. как более гуманные способы казни.

Аутодафе (исп. и португ. auto defe, букв. — акт веры) — торжественное оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях. Аутодафе означало и приведение в исполнение приговора — сожжение осужденного на костре. Аутодафе появились с началом инквизиции (XIII в.) как средство борьбы с еретиками. Особенно часто применялись в XV в., когда главой испанской инквизиции был Торквемада. Аутодафе включало: торжественную процессию, в которой принимали участие духовенство, члены инквизиционного трибунала, их помощники, монахи, религиозные братства, осужденные, одетые в позорящие их одежды (санбенито) с изображением чертей и адского огня, в остроконечных колпаках на голове; торжественный молебен; оглашение приговора в присутствии королевского двора или местных властей; исполнение приговора — наказание плетьми или сожжение на костре осужденных, что осуществлялось светской властью.
Процессия происходила обыкновенно в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом либо в День всех святых. На рассвете раздавался удар большого соборного колокола, означавший начало ужасного зрелища, и народ собирался на место аутодафе, полагая, что.совершают доброе дело уже одним только созерцанием казни. Знать считала для себя честью оказывать услуги святому суду. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции.
Впереди шли кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимья. За ними шли отделенные большим крестом, который несли перед ними, осужденные на смерть, босые, в санбенито. Затем несли изображения скрывшихся и, наконец, кости умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы картины адского пламени и другие символические изображения. Шествие замыкали священники и монахи. Процессия по главным улицам города направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. После прочтения им приговора служитель инквизиции ударял каждого из осужденных рукой в грудь в знак того, что инквизиция передает их светскому суду. Осужденных принимал гражданский чиновник, который приказывал связать их и заключить в темницу. Через несколько часов их вели на место казни.
Все случаи аутодафе оформлялись официальными актами. Тех, кто раскаивался, принимал католическое причастие, сначала удавливали, а потом сжигали, прочих сжигали живьем, а вместе с ними сжигали изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков.
Чтобы не допустить проповеди во время аутодафе или обращения к скрытым в толпе зрителей последователям, стойким еретикам затыкали рот металлическим кляпом. В момент поджигания костра палач (либо специаль-
997
но назначенный наряд охраны) поражал насмерть казнимого копьем или стрелами: формально еретик умирал на костре, как того требовали нормы инквизиционного процесса, но фактически его смерть наступала без тех мучений, которые имели бы место при реальном сожжении.
Процессы проходили очень быстро, судопроизводство было максимально упрощено. Подсудимые допрашивались по 8—10 человек вместе, и их признания записывались в одном протоколе, причем для краткости они назывались не по именам, а по номерам: № 1, № 2.., и сжигали их на одном костре по 8—10 человек.
Огромное количество разновидностей казни, существовавшее в древности и в средние века, в Новое время уменьшилось примерно до десяти. В XIX в. смертная казнь производилась через обезглавливание топором, ме чом, на гильотине (Германия, Франция), через повешение (Россия, Англия, Австрия, США), расстрел (Сербия); в Испании сохранилась казнь через удавление (гаротта).
В современном мире наиболее распространены расстрел и повешение; несколько реже встречаются казнь на электрическом стуле и смертельная инъекция; еще реже — отравление газом и обезглавливание.
О распространенности казни через повешение говорит тот факт, что еще в 1990 г. она сохранялась в качестве безальтернативного вида казни в законодательстве таких стран, как Бирма, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермуды, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Виргинские острова, Гавана, Гамбия, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Замбия, Западное Самоа, Зимбабве, Израиль, Ирландия, Каймановы острова, Кения, Кипр, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Монтсеррат, Намибия, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Танзания, острова Терке и Кайкос, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Фиджи, Шри-Ланка, ЮАР, Ямайка, Япония.
Лидерство по количеству повешенных в 1980-х гг. принадлежало Ирану и Южно-Африканской Республике. В ЮАР за период 1985-й — первая половина 1988 г. было повешено 537 человек. В Иране во время исламской революции казни через повешение производились в еще больших масштабах, причем вешали даже девушек. По оценкам организации моджахедов, с июня 1981 г. по июнь 1983 г. подобным способом были казнены 30 тыс. человек; даже официальные иранские данные свидетельствуют о том, что только с июля по декабрь 1981г. были казнены 2444 человека, из них большая часть — через повешение.
В США преступников казнят на электрическом стуле и по-прежнему используют газовые камеры и виселицы; немало легенд связано с казнью на электрическом стуле, а некоторые из них легли в основу художественных фильмов. Оказывается, вовсе не случайно: медики установили, что не всегда электрический разряд убивает человека сразу, бывали случаи, когда разряд повторяли по нескольку раз, чтобы остановить сердце человека и окончательно парализовать его мозг. Во многих штатах США используют газовую камеру. Капсула, в которой содержатся цианиды, разрывается от
998
механического воздействия, цианиды, взаимодействуя с кислотой, образуют ядовитые газы, которые парализуют дыхательную систему человека, вызывая смерть. Здесь трудно определить, насколько быстро это происходит и что при этом чувствует жертва.
Истории известны случаи символической смертной казни. Она применялась у некоторых славянских племен в тех случаях, когда родственники потерпевшего не хотели мстить, следуя правилам христианской добродетели. Древняя рукопись, обнаруженная в библиотеке князя Фюрстенберга, описывает исполнение покоры, т.е. символической смертной казни. Родственники потерпевшего и осужденный в белых саванах подходят к фобу. Один из родственников заносит меч над головой, и осужденный называет себя убитым, а держащий меч после этого говорит: «Оживляю». Затем родственники потерпевшего прощают преступника.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТИПОЛОГИЯ КАЗНЕЙ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЛОГІЧНІ МЕТОДИ
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Умови кредитної угоди
Послідовність аудиту нематеріальних активів
Граматичні ознаки іменника


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (04.12.2012)
Переглядів: 784 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП