ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ КОРРУПЦИИ
Формы коррупции бесконечно разнообразны — от примитивных, в виде получения взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, в том числе вмешательства в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей, до сложных и завуалированных — участия должностных лиц, их родственников и близких, лично или через доверенных лиц, в различных сферах предпринимательской деятельности, продажи должностей и званий; коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, — в виде лоббирования законов за вознаграждение и т.д.
В зависимости от выбранного основания коррупционные действия могут быть разделены на бюрократическую и политическую коррупцию; принудительную и согласованную, централи зованную и децентрализованную17, чисто уголовную (в основном экономического характера) и политическую, которую в свою очередь делят на отклоняющееся и преступное поведение18. Несколько типов коррупции выделил М. Джонстон:
♦ взятки чиновникам в сфере торговли (за продажу нелегально произведенной продукции, завышение качества товаров и т.д.);
♦ отношения в клановых и патронажных системах, в том числе покровительство «боссов» на основе земляческих, родственных, партийных принципов; дружба и кумовство;
♦ кризисная коррупция, существующая в условиях переходной экономики, где старые правила уже не действуют, а новые только устанавливаются: они и становятся предметом торга, купли и продажи19.
Специалисты в области коррупции в странах с переходной экономикой Д. Джонс, Дж. Хеллман и Д. Кауфманн выделяют две формы коррупции — административную коррупцию и так называемую «скупку государства».
Под административной коррупцией они понимают намеренное внесение искажений в процесс реализации законов и правил с целью обеспечить себе или другим нужным им лицам незаконные льготы либо преимущества. Примерами служат взятки мелкого торговца, вынужденного давать их бесконеч-
17 Ожиганов Э.Н. Понятие и структура коррупции // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. № 1: Социальные права российских граждан и их реализация. М., 1999. С. 62.
18 Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Коррупция (уголовно-правовой и криминологический аспект): Учебное пособие. Уфа, 1995. С. 13-14.
19 Johnston M. Political Corruption and Public Policy in America. Monterey, 1982.
882
ной веренице госинспекторов, чтобы они закрыли глаза на те или иные нарушения правил торговли; взятки ради получения всевозможных допусков и разрешений, беспрепятственного прохождения таможенного досмотра, получения предоставляемых на конкурсной (тендерной) основе госзаказов. Наконец, чиновники могут распределять не по назначению находящиеся под их контролем или под контролем членов их семей финансовые льготы. Подобные случаи можно отнести к дискриминационному применению правил и постановлений.
«Скупка государства» заключается в том, что отдельные корпорации или группы лиц с помощью взяток добиваются принятия и реализации выгодных для них законодательных норм и мер экономической политики. Подобная практика близка к лоббированию, правда, незаконному. Она предпринимается с целью обеспечить себе преимущество в результате противоправного и непрозрачного предоставления личных благ. Подобные формы коррупции процветают там, где налицо высокая концентрация экономической власти, нет открытого соперничества между общественными партиями и группами интересов, не развиты легитимные каналы политического влияния и лоббирования.
Джонс, Кауфманн и Хеллман20 полагают, что «скупка государства» достигает значительных масштабов в тех странах, где нет достаточных гарантий прав собственности и сдерживаются процессы экономической либерализации. В неразвитом гражданском обществе и ограничении свободы СМИ у предпринимателей не остается легаль ных каналов воздействия на политику правительства. Тогда запускаются теневые коррупционные схемы. В условиях слабой конкурентной среды проявляются тенденции монополизации рынка основными действующими игроками, что повышает их возможности влиять на правительственные решения и, как следствие, сильно тормозит внедрение рыночных механизмов и провоцирует коррупцию.
В зависимости от оценки населения А. Хайденхаймер21 подразделил коррупцию на белую, серую и черную. Первая обозначает коррупционные действия, которые общественность не считает предосудительными, например подарки премьер-министру. Черную коррупцию все слои общества считают преступным поведением. Серая коррупция занимает промежуточное положение между двумя полюсами: такие явления неоднозначно оцениваются различными социальными группами. Именно вокруг серой коррупции возникают скандалы.
Политическим партиям не всегда хватает денег, которые они получают через законные каналы. Этим объясняются участившиеся скандалы вокруг партийных финансов, сотрясающие национальные политические системы.
20 Джонс Д., Хеллман Дж., Кауфманн Д. Что стоит за «загребущей рукой» правительства в переходномпериоде // Трансформация. 2000. № 2—3.
21 Heidenheimer A., Johnston M., Levine V. Political Corruption: A Handbook. New Brunswick, 1989.
883
Хайденхаймер даже установил закономерность между стоимостью избирательных кампаний и распространением коррупции: чем больше средств тратят партии той или иной страны, тем выше вероятность коррупции22.
Всемирный банк подразделяет коррупцию на две разновидности — административную и «захват государства» («приватизация»), что подразумевает действия компаний (как частных, так и государственных), неких групп или отдельных лиц, направленные на обеспечение льготами, преимуществами отдельных фирм, отраслей или достаточно узкого круга лиц, путем оказания влияния на законы, указы и иные элементы государственной политики. В итоге государство действует не в общих интересах, а в частных. Административная коррупция, обладающая теми же целями и правилами, означает «намеренное внесение искажений в про цессе исполнения законов и правил». Данный вид коррупции измеряют в доле средств дохода, которые тратят на взятки фирмы и компании. В частности, в Восточной Европе фирмы ежегодно тратят в среднем 2,2% дохода на неофициальные платежи чиновникам, в СНГ — 3,7%, в Венгрии — 1,7%, в Польше — 1,6%, а в России — 2,8%23.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ КОРРУПЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Как надо понимать закон инерции
Настройка параметрів модемів
Умови виникнення кредитної угоди
Склад кредитного портфеля
Організаційна структура банку та управління ним


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (04.12.2012)
Переглядів: 1540 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП