ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО И КОРРУПЦИЯ
Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет государственного бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ — все это формы коррупции.
Коррупция объединяет все формы использования служебного положения в частных интересах. К коррупции в узком смысле относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.
Взяточничество (или вымогательство) — явление, когда чиновнику платят не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (зачастую искусственно создаваемым) административных и финансовых возможностей государства.
Если взяточничество носит исключительно или по преимуществу бытовой характер, то коррупция — это явление политическое, так как поражает институты власти в обществе.
КОРРУПЦИЯ — преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением).
Оказалось, что взяточничество и коррупция являются культурно релятивными феноменами: то, что считается взяткой в странах Западной Европы,
874
является нормой делового поведения во многих странах Азии. К примеру, в большинстве стран мира широко распространены чаевые, о чем заранее предупреждают туристов. Относить ли их к коррупции, взяточничеству или культурным особенностям нации?

Согласно определению, данному в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым чиновник имеет доступ по долгу службы, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование служебной информации в личных целях.
В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней доступны все существующие формы преступного поведения. Но когда говорят, что «политика — грязное дело» или «власть портит людей», прежде всего предполагается функциональная аморальность, противоправность или криминальность должностных лиц. Самыми опасными функциональными, или профессиональными, формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мировы-
Врезка
Самые коррумпированные
♦ От 15 до 35 млрд долл. присвоил за 31 год правления бывший президент Индонезии Сухарто, который вышел на первое место в списке коррумпированных политиков в Новейшей истории.
♦ За Сухарто следует еще один азиатский правитель, бывший президент Филиппин Фердинанд Маркое, который в период пребывания у власти с 1972 по 1986 г. присвоил от 5 до 10 млрд долл. из государственной казны.
♦ На 3-4-м местах бывшие африканские диктаторы Мобуту Сесе Секо (бывший Заир, ныне Демократическая республика Конго) и Сани Абача (Нигерия). Первый из них украл из государственной казны не менее 5 млрд долл., что составляет 40% всей суммы иностранной помощи (12 млрд долл.), которую получил Заир за 32 года нахождения Мобуту у власти. Сани Абача в период с 1993 по 1998 г. похитил из казны Нигерии от 2 до 5 млрд долл.
♦ Вторую половину десятки коррупционеров из списка Transparency International открывает бывший президент Югославии Слободан Милошевич (1989-2000 гг., 1 млрд долл.). За ним следуют бывший президент 1аити Жан Клод Дювалье (1971-
1986 гг., 300-800 млн долл.), бывший президент Перу Альберто Фухимори (1990-2000 гг., 600 млн долл.) и бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко (1996-1997 гг., 114-200 млн долл.). ♦ Замыкают десятку бывший президент Никарагуа Арнольдо Алеман (1997-2000 гг., 100 млн

долл.) и филиппинский политик Джозеф Эстрада, бывший у власти в 1998-2001 гг. Он, по данным Transparency International, нажил на казенных средствах состояние в 78-80 млн долл. ИСТОЧНИК: newsru.com. Список приведен в докладе, посвященном коррупции в высших эшелонах власти, распространенном 25 марта 2004 г. международной организацией Transparency International.
875
ми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью.

Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного управления» и в Декларации о борьбе с коррупцией и взяточничеством отметил, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире. Анализ борьбы с коррупцией в отдельных странах свидетельствует об огромном разрыве между принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, о заметном смещении уголовно-правового контроля от преступлений власти, интеллекта и богатства к преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к преступлениям, совершаемым управляемым ею народом. Величина указанных деформаций говорит о масштабах национального лицемерия в той или иной стране.

По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне. Коррупция фигурирует уже в кодексе царя Хаммура-пи. Она всегда выступала важнейшим инструментом организованной преступности. И хотя еще при Петре I принимались жестокие законы против взяточничества (Указ от 23 августа 1713 г. и др.), однако, по свидетельству историка, при нем казнокрадство и взяточничество достигли небывалых прежде размеров8. Правда, тогда еще взяточничество не было связано, как сейчас, с организованной преступностью, но представляло собой исключительно бытовой феномен.
Некоторые исследователи склонны относить к коррупции те служебные злоупотребления чиновника, в которых он действует самостоятельно, без привлечения других лиц к противоправной деятельности, т.е. коррупция почти смыкается с понятием организованной преступности. Некоторые относят к коррупции даже такое явление, как подкуп избирателей.
В отличие от взяточничества, мздоимства и лихоимства феномен коррупции нельзя сводить к совокупности корыстных поступков отдельных, пусть даже очень высокопоставленных лиц. Она носит системный, а вслед за тем и институциональный характер, что главное для социологии.
Коррупция представляет собой такую социальную практику, при помощи которой властные субъекты, имея институциональное подкрепление, утверждают, воспроизводят и демонстрируют населению свое преимущество над ним, получая в обмен общественное признание и нравственное оправдание9.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО И КОРРУПЦИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Умови виникнення кредитної угоди
ОСОБЛИВОСТІ ПРОВЕДЕННЯ ГРОШОВОЇ РЕФОРМИ В УКРАЇНІ
РОЗВИТОК ПРИНЦИПІВ СИСТЕМНОГО, КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ
РОБОЧІ ДОКУМЕНТИ АУДИТОРА
Кредитування експортно-імпортних операцій


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (04.12.2012)
Переглядів: 592 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП