После распада Советского Союза организованная преступность проникла во все области жизни российского общества. Теневые синдикаты контролировали банки, фондовые биржи, гостиницы, коммерческие предприятия по всей стране. Московские бандиты потеряли страх перед властями. Вооруженные мафиози гуляли по центру города, приезжали на роскошных автомобилях в новые отели, дискотеки, казино, открыто обедали с правительственными чиновниками. По данным милиции, наиболее могущественные
криминальные группы разделили Россию на 12 регионов. Прибыли из регионов поступали в московские банки и инвестиционные фонды, которыми оперировало коллективное руководство криминального мира, а затем распределялись по стране. Лидеры преступного мира присоединились к крупным политикам и бизнесменам в переделе мира, пытаясь найти (а чаще отвоевать) себе достойное место в новой социальной системе. Многие из них из глубокого подполья сразу попали на широкую политическую арену — они избирались в народные депутаты либо протежировали и спонсировали выгодных им людей, лоббировали в Госдуме и правительстве нужные им законы, пробивали таможенные кордоны, создавали глубоко эшелонированные коридоры для вывоза капитала. Бандиты не только превратились в закулисных арбитров российского общества, но изменили направление политического развития. Первое демократическое правительство из-за разгула криминалитета было вынуждено принимать жесткие законы, которые на самом деле мешали не бандитам, а честным предпринимателям. Например, для того чтобы противодействовать контрабанде, была свернута либерализация внешней торговли по той причине, что 30% золота, добывавшегося в г. Магадане, вывозилось за границу, минуя государственный контроль. Однако подобная мера стимулировала укрепление союза между криминальными группами и местными властями, которые получали прибыли от контрабанды. Не удалась и другая реформа — расширение права на час- 831 тную собственность на землю. Боялись, что земля перейдет не крестьянам, а криминальным авторитетам. Действительно, фермерам не удавалось получить кредиты, технику или удобрения у местных банков и сельхозпредприятий, которые находились под контролем коррумпированных чиновников и криминальных структур. Развитие сектора недвижимости в Москве, Петербурге и других крупных городах было монополизировано мафией и новой городской бюрократией. Многие государственные магазины и рестораны попали под контроль рэкетиров или в их собственность, как только они были приватизированы. Некоторые преступные синдикаты вложили капитал в средства массовой информации, а те СМИ, которыми они не владели, терроризировались либо закрывались. Налетчики терроризировали суды и угрожали судьям. В конце 1993 г. в Москве насчитывалось 90 вакансий на должность судей, но только 50 человек захотели их занять. В то же время более 4 тыс. дел ожидали рассмотрения в суде. Общественное мнение признало власть мафии. Летом 1992 г. опрос общественного мнения показал, что треть жителей российского Дальнего Востока считала, что преступные структуры «определяют ход событий в их регионе». Судя по результатам опроса в Екатеринбурге в 1993 г., 3/4 населения верили в то, что их городом руководит мафия; в этом были уверены даже 14% работников городской милиции26. Согласно статистике, в стране наблюдается устойчивая тенденция роста числа организованных преступных групп. В России в 1990 г. было 785 организованных преступных групп, в 1994 г. — 5691, в 1966 г. — около 8000, к 1998 г. их число приблизилось к 10 000. По данным МВД, в 1998 г. существовало примерно 100 000 постоянных членов организованных преступных группировок, что подтверждалось данными СМИ. Указанные группы объединены под началом 3000 предводителей и 279 воров в законе. В 1999 г. было завершено расследование 32 858 преступлений, совершенных преступными группами или сообществами. На этом фоне все официально сообщаемые сведения об успехах борьбы с организованными преступными группами свидетельствуют об одном: на месте одной ликвидированной преступной группы очень быстро появляются две, так как эта борьба не затрагивает причин, порождающих столь опасное для общества и государства социальное явление. Таблица б Динамика зарегистрированной преступности в РФ в 1991-2000 гг.
Год Зарегистрировано преступлений Год Зарегистрировано преступлений 1991 2173 074 1997 2397311 1992 2 760 652 1998 2 581 940 1993 2799614 1999 3 001 748 1994 2 632 708 2000 2 952 000 1995 2 755 669 2001 2 968 300 1996 2625 081 26 Handelman S. Op. cit. 832 По данным МВД и независимых экспертов, в экономическом пространстве организованная преступность контролирует от 40 тыс. до 50 тыс. российских компаний и промышленных предприятий. Они также считают, что организованная преступность держит под контролем более 40% частных предприятий, около 60% государственных предприятий, от 50 до 85% банков. По всем официальным и неофициальным данным, около 2/3 российской экономики находится в той или иной степени под контролем организованной преступности. Этот показатель становится намного выше в торговле и сфере услуг, где в основном присутствуют «живые» деньги.
Согласно данным МВД на начало 1997 г., только в Москве функционировало 189 действующих преступных организаций, 23 из которых имели устойчивые международные связи, а 151 в своей деятельности применяла насилие. С конца 1995 — начала 1996 г. стала четко проявляться тенденция образования альянса между московскими преступными группами и группами в других регионах России и странах СНГ. Это сразу сказалось на увеличении нелегального оборота наркотиков и оружия. Для «отмывания» незаконной прибыли и «грязных денег» организованные группы в Москве создали или купили собственные юридические фирмы, банки и прочие предприятия, через которые происходит легализация незаконных доходов.
При этом необходимо учитывать, что преступники используют банки, предприятия, коммерческие фирмы, совместные предприятия не только для «отмывания денег», но и для использования рыночной экономики в корыстных целях. Организованные преступные группы, располагая крупными финансовыми средствами, завоевывают позиции на внутреннем рынке, осуществляют крупномасштабные преступные операции по вывозу из страны валюты, сырья, товаров и т.п. Продолжающаяся консолидация преступных сообществ в рамках отдельных территорий, в России в целом, в международном масштабе и установление прочных связей между крупными криминальными формированиями свидетельствует о сосредоточении в руках преступных авторитетов, лидеров теневой экономики контроля над целыми отраслями торговли, производства, транспорта, малого, среднего и крупного предпринимательства. В результате экономическое поведение субъектов экономических отношений в России во многом воспроизводит нравы и порядки уголовного мира. Российские криминальные группы занимаются всеми видами незаконной деятельности, включая торговлю наркотиками, нелегальный алкогольный бизнес, вымогательство, угон автомобилей в крупных размерах, наркобизнес, в том числе международную проституцию, незаконный въезд в стра- 833 ну, банковские махинации, налоговые махинации, фальшивомонетничество, мошенничество, манипуляции с акциями, контрабанду металлов, минералов, антиквариата, драгоценностей, незаконную торговлю оружием и заказные убийства. Одним из самых прибыльных аспектов деятельности организованных преступных групп является преступная финансовая деятельность и спекуляция с собственностью. Организованные преступные группы приобрели значительное число бывших государственных предприятий посредством приватизации на подстроенных «аукционах» по заниженным ценам. Получив с помощью спекуляций с финансами и собственностью огромные средства, организованная преступность до трети этих средств тратит на подкуп чиновников и законодателей — для обструкции неугодных законодательных актов или обеспечения для себя режима благоприятствования на фоне нормативно-правовой сумятицы, отразившей вхождение России в либеральную рыночную экономику. Эта деятельность существенно подрывает развитие рыночной экономики в России, затрудняя возможности нормального функционирования законного предпринимательства. В отсутствие эффективного закона о предпринимательстве, эффективного судопроизводства и при наличии весьма неэффективных административно-правовых мер (так называемые режимные меры) преступники и преступные группы стали вершителями судеб. Они узурпировали традиционные государственные юридические функции и средства защиты. Организованная преступность разрабатывает правила, которые принудительно и безжалостно выполняются в отличие от законов, принимаемых Госдумой. Мало того, криминальному давлению подвергаются участники судебного процесса, судьи, потерпевшие, свидетели по уголовным делам. Угрозами, насилием и подкупом их заставляют менять показания, отказываться от обвинения. В итоге от уголовной ответственности и наказания освобождаются опасные преступники. При дальнейшем развитии этой тенденции возможны резкое снижение эффективности структур судебной власти и создание условий, при которых преступник окажется более защищенным, чем его жертва.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Второй переходный период: 1990-е гг.» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»