Во второй половине XVI в. английские пираты бросили вызов самой могущественной морской державе того времени — Испании. Англичане внезапно нападали на караваны судов, возвращавшихся в Испанию с ценными грузами золота, серебра и всевозможных колониальных товаров, на маленькие гавани и форты, разбросанные по побережью Центральной и Южной Америки. Базой британских пиратов в XVI—XVII вв. стал порт Плимут. Город жил морским разбоем, в огромной гавани было тесно от больших и малых кораблей, склады ломились от ценнейших товаров самого различного происхождения. Гвоздикой, шелком, бразильским деревом, амброй, старыми испанскими винами, сахаром — всеми товарами обеих Индий оптом и в розницу
торговали плимутские негоцианты — дольщики акционерных пиратских компаний. В темных лавках близ плимутской гавани можно было по сходной цене купить золотые кольца, снятые с убитых испанцев, бархатные и шелковые платья и камзолы с плохо смытыми следами крови. Пиратский промысел кормил сотни комиссионеров, факторов, мелких скупщиков награбленного добра. Процветали кабатчики, хозяева веселых домов и воровских притонов. В ночное время городские улицы были опаснее джунглей. Судили и отправляли на виселицу бродягу, просившего милостыню на дороге, вора, попавшегося на карманной краже, или убийцу, позарившегося на вещи случайного прохожего, но к знаменитым масте- 787 рам пиратского промысла судьи и шерифы зачастую относились с почтением. И не случайно: европейские короли зачастую были с ними на дружеской ноге, возводили их в дворянское достоинство, назначали в состав членов Королевского общества, величали как национальных героев за отличие в войнах. К началу XVII в. пиратство стало чисто коммерческим предприятием. Немало преуспели в этом бизнесе мавры, с которыми Испания, Англия, Франция, Голландия стремились заключить мировое соглашение. Но мавры, получив за перемирие немалые деньги, через год или даже полгода забывали о нем и снова грабили корабли и города недавних союзников, вынуждая их снова платить за очередное перемирие. На этой почве стало возможным возникновение вполне респектабельной профессии — раис. Так называли предпринимателя, который вкладывал деньги в организацию пиратских рейдов: покупал судно, оснащал его всем необходимым, нанимал команду. Львиную долю прибылей раисы (многие из них были европейцами, принявшими ислам) забирали себе, часть отдавали местному бею, часть доставалась пиратам. Снаряженная за счет британской короны экспедиция Фрэнсиса Дрейка 1577— 1580 гг. стала крупномасштабным пиратским рейдом. Разграбив во время плавания с десяток городов Тихоокеанского побережья испанской Америки и захватив несколько испанских кораблей, Дрейк привез в Англию более 2 т одного только золота. Через 10 лет англичанин Кэвендиш, а через 20 — голландец Ван Ноорт также совершили «самоокупающиеся» круго светные плавания с целью разграбления испанских судов и испанских поселений в Америке, что приносило организаторам экспедиций огромные барыши. Английское пиратство имеет богатую историю. Так, Дрейк в 1586 г. разграбил Санта-Доминго и уничтожил его; Рели в 1595 г. захватил Тринидад; Шир-ли в 1597 г. овладел Ямайкой, разграбил и сровнял с землей ее столицу Сантья-го-де-ла-Вега и т.д. Известны случаи, когда именно пираты — искусные мореплаватели — становились первооткрывателями новых земель: сэр Фрэнсис Дрейк — «королевский корсар» и адмирал совершил второе после Магеллана кругосветное плавание; Джон Дэвис открыл Фолклендские острова; историк и писатель сэр Вальтер Рели был этнографом и океанологом; член Английского Королевского общества Вильям Дампир трижды обошел вокруг Земли. С XVI в. сильно развился морской разбой у берегов Вест-Индии: здесь пираты образовали довольно прочную организацию, позднее названную «Береговое братство». В тот период в Карибском море появились буканиры (их иногда называют буканьеры) и флибустьеры, выходцы из среды французских моряков или потерпевшие кораблекрушение корсары и пираты 788 (слово «буканиры» образовано от индейского слова «букан» — коптильня, которой пользовались для приготовления консервированного мяса). Полуофициальное каперство достигло наибольшего размаха в 1660— 1680-х гг. Обосновавшись на принадлежавшем Франции маленьком скалистом островке Тортуга у северных берегов Гаити, пираты терроризировали испанские корабли, караваны и поселения, а за возможность укрыться в удобной и неприступной Кайонской бухте исправно платили королю (в лице губернатора) десятую долю награбленного. На французском острове Тортуга пираты образовали настоящую пиратскую республику. Обитатели Тортуги стали называть себя флибустьерами от голландского «vriipuiter» — пират. При этом английская часть «населения» Тортуги уловила в его звучании слова free — свободный и booter — грабитель. Выходцы из Франции переделали его в flibustier, и в таком виде это слово дошло до наших дней. Однако сами карибские пираты предпочитали называть себя «береговыми братьями». В 1654 г. испанцы провели крупную карательную экспедицию и разорили пиратское гнездо на Тортуге. Тогда, с разрешения Англии, центр флибустьерской республики «переехал» (лучше сказать, переплыл) на принадлежащий Великобритании остров Ямайка в город Порт-Ройял. Именно от- Врезка Карибская вольница «Плавучая» республика флибустьеров управлялась едиными законами, имела четкую организацию, железную дисциплину, а также общую цель — добычу. Пираты обычно подходили к неприятельскому судну на рыбацких лодках и, отрезая себе путь к отступлению, пробивали их днища и шли на абордаж. В большинстве случаев после короткого боя корабль переходил в руки захватчиков. За два года флибустьеры, изначально практически не имевшие оружия и бравшие вражеские корабли скорее отвагой и решимостью, завладели целым флотом крепких и надежных судов. Это была плавучая республика европейцев, разбитая на отдельные общины, но управляемая одними законами и имевшая одну общую цель — добычу. Вступая в сообщество «береговых братьев», новичок давал клятву исполнять особое братское уложение, состоящее из небольшого количества законов, которое хоть и с незначительными отступлениями, но было принято всеми отдельными отрядами. В соответствии с этим уложением все «береговые братья» были равны и каждый имел право голоса. Во время похода все — от капитана до юнги включительно — ели за общим столом одну и ту же пищу. На кораблях существовал запрет на игру в карты и кости, не допускалось присутствие женщин. Укравшего общественное имущество более, чем на пиастр, «маронировали», т.е. оставляли на необитаемом острове, снабдив ружьем, небольшим количеством свинца, пороха, воды. Виновного в убий- стве товарища привязывали к дереву, а он сам выбирал того, кто его умертвит. Дуэли на борту корабля были запрещены, и откладывались до прибытия в гавань, где в присутствии одного из офицеров противники стрелялись, а в случае промаха бились на саблях; причем первая же рана показывала виновного и на этом дуэль заканчивалась.
При полном безразличии к личной гигиене свое оружие пираты содержали в безукоризненном состоянии, стремясь перещеголять друг друга блеском и красотой сабель, пистолетов и ружей. Мушкеты они носили через плечо на пестрых шелковых перевязях и с патронташами, содержавшими пули и порох на 30 выстрелов, не расставались с ними никогда. Флибустьеры, многие из которых прежде были охотниками на Эспаньоле, славились особой меткостью. При сближении с вражеским кораблем самые меткие стрелки первыми залпами убивали офицеров и канониров, что почти всегда сеяло панику в рядах неприятеля и обеспечивало быструю победу. 789 сюда совершал набеги знаменитый пират Генри Морган. В соответствии с королевским указом была установлена такса на получение официального патента, дающего право грабить торговые корабли Испании. Капитан пиратского корабля платил в английскую королевскую казну 20 фунтов стерлингов (весьма крупная сумма по тем временам), обещал привозить награбленную добычу в Порт-Ройял, отдавая 15-ю часть в пользу короля, и официально (перед лицом закона) считался не пиратом, а капером. Флибустьерская вольница просуществовала около 75 лет. За это время Испания лишилась монополии на Новый Свет, титула «владычицы морей», а действия корсаров стали осложнять и без того непростую международную обстановку. Решение о назначении Моргана6 вице-губернатором Ямайки было частью задачи по борьбе с пиратством и бывший пират начал активную борьбу с прежними товарищами. В результате основная масса карибских флибустьеров была вынуждена отправиться в далекий Индийский океан. Пиратство имело чрезвычайно широкое распространение на протяжении всей истории человечества, оно резко пошло на убыль лишь в последние 200—250 лет, и в фольклоре многих народов сохраняются увлекательные предания и легенды о закопанных пиратами сокровищах. Подобно итальянским бандитам, флибустьеры перед каждым боем усердно молились, поссорившиеся мирились друг с другом и обнимались в знак братского согласия. Перед абордажем никто не имел права употреблять спиртное. В случае неповиновения флибустьер лишался своей части добычи. Утаивший добычу строго наказывался, а тем, кто проявлял особую отвагу, помимо их доли полагалась премия. Раненым обязательно выдавалась компенсация, размеры которой зависели от тяжести увечья, особенно высоко «оценивались» потеря руки, ноги или глаза, а также огнестрельные ранения. При дележе добычи капитан получал 6 долей, офицеры — по 3 доли, «рядовые» флибустьеры — по одной, а юнги — половинную долю. Перед очередным разбойным набегом каждый из них составлял завещание. В те времена, когда Ямайка была штаб-квартирой «береговых братьев», на Параде — главной улице Порт-Ройяла, постоянно царило оживление. В питейных заведениях кушанья подавались на золотой посуде, а вина — в испанских чашах для церковного причастия. Вернувшиеся из рейдов с туго набитыми кошельками флибустьеры бродили от таверны к таверне, щеголяя бархатом, шелками и кружевами. Обычно небольшая компания покупала бочку вина, пираты по очереди ложились под кран и цедили вино в рот, сменяя друг друга до тех пор, пока бочка не оказывалась пустой, юлландец Александр Эксквемелин (предположительно под этим псевдонимом скрывался голландский путешественник и писатель Хендрик Смекс), в 1667-1672 гг. служивший лекарем на судах флибустьеров и принимавший участие в их рейдах, писал в своей книге «Пираты Америки»: «Некоторые из них умудряются за ночь прокутить две-три тысячи реалов (раб стоил 100 реалов, а бутылка водки — 4), так что к утру у них не остается даже рубашки на теле». При подобном образе жизни заметной разницы в имущественном положении «береговых братьев» не наблюдалось: прогуляв за короткий срок всю свою добычу, они отправлялись в новые рейды. Возникшая в XVII в. в водах Карибского моря республика флибустьеров стоит в истории пиратства особой главой. Ни до, ни после нее морские разбойники не имели столь непререкаемых законов, четкой организации и железной дисциплины, не брали во множестве крепостей и не приводили в трепет как вражеские армии и флоты, так и мирное население. Источник: http://vokrugsveta.ru. 6 Морган Генри (1635—1688) — наиболее прославленный и удачливый пират Антильских островов. С 1665 г. он разграбил множество испанских поселений и кораблей, совершил переход через Панамский перешеек (1670), в ходе которого разорил богатый город Панаму. В 1672 г. английское правительство, не желая обострения отношений с Испанией, вызвало Моргана в Лондон. Однако суд оправдал Моргана, более того, он был назначен вице-губернатором Ямайки. Романтизированная и приукрашенная история Моргана легла в основу романа английского писателя Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Английские «джентльмены удачи» и бизнес» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»