ПИРАТСКИЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО
Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и превращая пиратов в каперов, т.е. официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи. Во время войн пираты, случалось, покупали у воюющего государства право на ведение боевых действий в море на свой страх и риск и грабили корабли противной страны. Заплатив в казну специальный налог и получив соответствующий документ (патент на каперство), пират считался капером и не нес ответственности перед законом до тех пор, пока не посягал на государственную собственность. Каперские свидетельства, выданные правительством, позволяли им грабить суда, принадлежащие «врагам государства». По условиям такого контракта, пират отдавал часть добычи своему правительству или местным Врезка Самый богатый пират Самым опасным врагом испанцев после смерти Фрэнсиса Дрейка стал голландский пират Питер Хейн. Испанцы арестовывали Хейна по меньшей мере дважды. Ему довелось вкусить все прелести жизни галерного раба. Сумев сбежать при переводе из одной тюрьмы в другую, Хейн снова попал в кабалу и оставался рабом в Вест-Индии до 1602 г. После его освобождения будущий адмирал вступил в Голландскую Вест-Индскую компанию и стал грабить чужие колонии. Каждое лето в Испанию отправлялись три флотилии. Одна из них везла сокровища Мексики и Перу, две другие составляли усиленную охрану. Три эскадры выходили из разных мест Карибского побережья и встречались на Кубе. В 1628 г. Хейну удалось перехватить суда казначейского флота до их встречи с конвойными кораблями. Понимая, что путь на [авану отрезан, испанский адмирал направился в сторону бухты Матансас в 50 милях от Гаваны с тем, чтобы разгрузить и сжечь корабли. Сюда же устремился и флот Хейна. Голландцу удалось захватить 12 небольших «посудин» и четыре галио- на с 50 т серебра. Экипажи остальных испанских судов отправились на дно кормить акул. Вся добыча оценивалась в 14 млн гульденов. Ни одному морскому разбойнику за всю историю пиратства не удалось добыть больше. Пирата немедленно произвели в адмиралы и сделали командующим флотом Нидерландов. Говорят, что
часть несметных богатств до сих пор лежит на дне. И время от времени Карибское море отдает серебряные слитки с затонувших кораблей Испанского казначейского флота, разграбленного в бухте у кубинского города Матансас. Источник: http://vokrugsveta.ru. 784 властям, которые ему покровительствовали, обязался не нападать на суда «своей» страны и ее союзников. Крупнейшими покровителями легализованного пиратства были Франция и Англия. Примерно к началу XIV в. захват имущества на море должен был санкционироваться адмиралом королевского флота или его представителем. Корсаров снаряжали не только правительства, но и отдельные лица, а также группы купцов. Свою долю награбленного получали колониальные власти, а иногда и власти метрополий. Поэтому в английских, французских и голландских колониях Нового Света флибустьеров встречали с распростертыми объятиями, а некоторые пиратские вожаки становились чуть ли не национальными героями и доживали свой век в почете и достатке. Но после 1485 г., например во Франции, патенты на каперство выдавались крайне редко. Позже и другие европейские державы стали резко ограничивать выдачу каперских патентов. Однако во время войн частным военным кораблям предоставлялись другие виды лицензий. Так, в Англии во время войны с Испанией (1585—1603) Адмиралтейский суд предоставлял полномочия всем, кто заявлял, что каким-либо образом обижен испанцами (причем подтверждения слов не требовалось). Такие лицензии давали право обладателю нападать на любой испанский корабль или город с «правом на грабеж». Грань между пиратством и каперством была порой исчезающе тонка. Испанцы считали Фрэнсиса Дрейка пиратом, но когда он вернулся в Англию из успешной экспедиции 1577—1580 гг., королева Елизавета посвятила его в рыцари прямо на палубе его флагманского корабля. И у нее были для этого причины: пайщикам товарищества, которое финансировало его экспедицию и которому принадлежали сама Елизавета и ряд ее министров, он привез прибыль в 4700%. Невиль Вильяме оценивает прибыль Елизаветы не менее чем в 300 тыс. фунтов стерлингов, включая доход на ее долю акций и подарки4. Не удивительно, что требования испанского посла о возврате награбленного остались неуслышанными. История средиземноморской торговли даже после Средневековья неразрывно сплетена с историей пиратства и грабительских набегов. Вражда между христианами и мусульманами стимулировала взаимные грабежи. Военные действия никогда не прерывались. Пираты получили легальный статус каперов, что ослабляло военные флоты и лишало их сил противостоять пиратам и осуществлять правительственный контроль над такими местами, например, как Крит, без гаваней и рынков которого не могли бы существовать высокоприбыльные пиратство и контрабанда5. Государственная поддержка пиратов началась еще в античности. Так, в Афинах был принят закон, легализовавший Общество пиратов и регламентировавший его деятельность: помощь во время войны, охрана торговли и побережья и т.д. Этолийский союз (300—186 гг. до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности, получая причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо соседнее государство желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признавая власть Этолийского союза. Williams N. The Sea Dogs: Privateers, Plunder and Piracy in the Elizabethan Age. N.Y., 1975, P. 118, 145. Розенберг Н., Бирдцелл Л.Е.-мл. Как Запад стал богатым: Экономическое преобразование индустриального мира/ Пер с англ. Б. Пинскера. Новосибирск, 1995. 785 Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством. Поликрат Самосский в VI в. до н.э. вел широкомасштабный морской разбой, грабя острова и побережья. Он организовал первый известный в истории морской рэкет: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа, а моряков от смерти. Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПИРАТСКИЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»