Социальная стратификация в армии начинается на уровне дифференциации двух социальных сообществ — офицерского и солдатского, а затем углубляется внутрь каждого из них, продолжая расставлять людей по множеству ступеней, рангов, страт и групп. Таким образом, армия — не единый монолит и вначале распадается на два крупных сословия, различающихся материальным положением, статусными полномочиями и возможностями, ролевыми предписаниями и образом жизни: 1) генералы, офицеры, прапорщики, а также солдаты и сержанты сверхсрочной службы (т.е. служащие по найму); 2) военнослужащие срочной службы. По указанным социальным признакам офицерский слой мало отличается от гражданских служащих, многие проживают в городах, снимают частные квартиры, имеют выходные, надевают форму только на службе, проводят досуг, как и все другие горожане. Те ограничения, которые налагают на них служба и воинское звание, компенсируются льготами (длительный отпуск, относительно высокая оп- 16 Истоки дедовщины в Советской Армии: Материалы семинара. — http://www.situation.ru/app/rs/ mater/dedov/Dedovschina.htm. 672 лата труда и др.). Поэтому говорить об изолированной армейской подсистеме можно лишь в отношении военнослужащих срочной службы (солдат). Для них служба в армии длится два года (для лиц с высшим образованием — один год). Жизнь солдата протекает в замкнутых условиях казармы и прилегающей территории. За пределы части солдат может выйти лишь в трех случаях: 1) если ему предоставляется 10-дневный отпуск, который дается части солдат и обычно один раз за два года службы; 2) если он отпущен в увольнение (на срок не более суток); 3) если он направлен на работы за пределы части. Помимо этого, контакты с прочей частью общества осуществляются по следующим каналам: переписка; чтение газет и журналов, выписываемых в части; чтение книг, обычно из библиотеки части; просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач17. Если воинская иерархия включает офицеров и рядовых, то солдатское общество состоит из рядовых и младшего офицерского состава (сержантов и старшин), которые постоянно находятся вместе с подчиненными, делят с ними кров и еду, имеют с ними общий или сходный образ жизни, ценностные ориентации и манеру поведения. Несмотря на ряд общих черт, состав социальных групп, на которые дифференцируются военнослужащие, весьма разнообразен. В литературе пока не сложилось единой их классификации. Согласно предположению М.Т. Дьячка18, солдатское общество делится на четыре группы: 4 военнослужащие первого периода службы (0—0,5 года), « военнослужащие второго периода службы (0,5—1 год), + военнослужащие третьего периода службы (1 — 1,5 года), 4 военнослужащие четвертого периода службы (1,5—2 года). В различных частях эти группы называются по-разному. В табл. 22 приведено несколько вариантов их наименования. Таблица 22 Наименование групп разных периодов службы
Группа 1 2 3 Срокслужбы Мотострелковые войска Войска связи Внутренние войска 0-0,5 года Дух (или чижик) Дух Щегол 0,5-1 год Молодой (щегол) Морж Лёник 1-1,5 года Котел (или фазан) Черпак Помазок 1,5-2 года Дед Дед Дед В разных частях и в разные годы социальные страты могут именоваться по-разному. К.Л. Банников19 приводит универсальную для всех войск схему. Дьячок М.Т. Солдатский быт и солдатское арго // Русистика. Берлин. 1992. № 1. С. 35-42. 18 Там же. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп: Постановка проблемы // III Конгресс российских антропологов. М., 1999. 673 «Духи» — новобранцы, те, кто только призвался и не имеет никаких прав, низшая каста. Их называют «духи», что подчеркивает их социальную эфемерность. Статус «духа» длится первые 6 месяцев службы. «Молодые» — следующая ступень иерархии. Они уже имеют некоторые незначительные права (в основном это право психологического давления на «духов») и максимально расширенный круг обязанностей. «Молодые» отвечают за социализацию «духов» в «правильной» директории. Затем их «переводят» на следующую ступень соответствующим ритуалом, в результате чего они становятся «черепами». «Черепа» («черпаки») — первый привилегированный слой в системе экстремальных групп. Их главной обязанностью является контроль за «молодыми» и «духами». Пользуются всей полнотой прав. Имеют право вести счет своего времени и обсуждать связанные с демобилизацией проблемы. «Деды» — полноценные субъекты всей неуставной системы. Это военнослужащие четвертого периода (от 18 до 24 месяцев). Пользуются всеми правами. Их основная обязанность — блюсти себя, поддерживать реноме элиты, готовиться к дембелю. Последнее является действительно обязанностью, поскольку в конечном итоге сводится к противостоянию официальному командованию, офицерскому составу. Их доминация носит уже не столько исполнительный характер, сколько законодательный. Они выступают своего рода гарантами неписаного права, собственно дедовщины, осуществляя контроль за всеми уровнями отношений и их знаково-символическим выражением. Кроме того, они являют собой некий символ высшего социального осуществления, столь желанного для низших. «Дембелями» становятся те, на кого распространяется приказ об увольнении в запас. Соответственно, их статус длится с момента его опубликования до реального увольнения. «Дембель» —лицо особое. Он —трансцендентный субъект армии, мысленно соотносящий себя с гражданским обществом уже на полном законном основании. Его обязанности по отношению к системе экстремальных групп находятся исключительно в сфере символов. Он мог бы пользоваться всеми привилегиями, но блага казарменного мира — это не его блага. Он демонстративно выходит из сферы внутренних отношений и подчеркивает этот трансцендентный переход знаками, выражающими его аутсайдерское состояние. «Чмо» — так в армии называют парий, тех, кто находится на нижней ступени социальной аутсайдности. Они приравнены к «духам», но на них не распространяется принцип автоматической мобильности. Феномен изгоя возникает не случайно, а тогда, когда группа испытывает в нем потребность. Явление «чмо» в армейском коллективе показательно тем, что с ним социальная структура приобретает двойной стандарт: на специфическую пяти-членную модель «духи» — «молодые» — «черепа» — «деды» — «дембеля» накладывается универсальная трехчленная парии — масса — элита. Таким образом, к трем основным вертикальным стратам добавляются еще по одной — сверху и снизу — с пограничным статусом, поскольку «духи» и «дембеля» конституируют верхний и нижний пороги социальной аутсайдности. 674 Другие специалисты20 подразделяют все солдатское общество на следующие группы: Категория военнослужащих Жаргонное наименование Военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме «карантин», «слон», «мамонт», «салабон» Военнослужащие первого периода службы (до полугода) «дух», «салабон», «щегол», «чижик», «гусь» Военнослужащие второго периода службы (от полугода до одно- «молодой», «морж», «лёник», «щегол»,го года) «старший гусь» Военнослужащие третьего периода службы (от года до полутора лет) «котел», «черпак», «помазок», «фазан» Военнослужащие четвертого периода службы (от полутора додвух лет) «дед» Военнослужащие, находящиесяв части после выхода приказа обувольнении в запас (дембельско-го приказа) «дембель», «квартирант» Кроме того, в солдатском обществе существует две лиминальных21 (по терминологии А. ван Геннепа22) категории: 1) военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме; в разных частях их называют «карантин», «слоны», «мамонты»; после принятия присяги и распределения по подразделениям они включаются в общую систему и становятся «духами»; 2) военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа), их называют «дембелями» или, реже, «квартирантами». Распределение по «рангам» — старая армейская традиция. В каждом роде войск своя ранговая классификация. Но по сути это временные группы, и у каждой из них, естественно, свое положение в общей солдатской массе. Эта иерархическая лестница и есть не что иное, как дедовщина, или неуставные взаимоотношения. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат. Самая бесправная среди них — «духи», самая полновластная — «деды», промежуточное положение занима- Истоки дедовщины в Советской Армии. Материалы семинара. — http://www.situation.ru/app/rs/ mater/dedov/Dedovschina.htm. Лиминальный (от лат. limes — граница) — находящийся на границе, в промежуточном пространстве, между одним и другим или в переходной стадии. Лимитация — ограничение, установление предела. 22 Gennep A. van. The Rites of Passage. L., 1960. 675 ют «молодые» и «котлы». Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем дольше он служит. Особенно ярко противопоставление «духов» и «дедов» проявляется в форме одежды. «Дух» обязан носить не подогнанную по фигуре (неушитую) форму — китель (гимнастерка) и брюки. «Молодой» должен подпоясываться духовским ремнем из дерматина. Пряжка ремня разгибается так, чтобы она была совершенно плоской или чуть согнутой. Ремень должен быть затянут так сильно, чтобы между ним и телом не проходил палец. На голове полагается носить духовскую шапку, т.е. шапку обычно слишком большого размера или бесформенную, серого цвета. «Деды», напротив, ушивают (т.е. подгоняют) свою форму точно по фигуре, при этом существуют особые способы проглаживания кителя. Дедовский ремень из натуральной кожи (обычно такие ремни покупаются в солдатских магазинах) с пряжкой, выгнутой под углом примерно в 120—90°, носится очень свободно, на бедрах. Дедовская шапка — маленького или даже очень маленького размера, подстрижена и окрашена сапожным кремом в фиолетовый цвет. Старослужащие носят отбитые сапоги на высоких каблуках и с металлической подковкой23. Нормы, регулирующие форму одежды военнослужащих разных периодов службы, разительно напоминают стандарты, принятые в лагере (на зоне), где, например, внешним признаком выс шей «касты» — воров — также является ушитая и отутюженная форма, сапоги с увеличенным каблуком и другие сходные признаки24. Военнослужащие, склонные к мыслительному процессу и обобщениям, на досуге занимаются классификацией солдат: «воздух» — гражданский человек; «запах» — призывник до принятия присяги; «дух» — солдат до первого приказа о дембеле; «муравей» — солдат осеннего призыва; «фазан» («фазаненок») — молодой солдат весеннего призыва; «фазанарий» — весенний призыв; «гусь» («скворец») — солдат второго полугодия первого года службы; «черпак» — солдат, служащий третьи полгода; «ворона» — тот же солдат, служащий во внутренних войсках; «дед» («дедушка», «старый») — солдат второй половины второго года службы; «дембель» — солдат, ожидающий увольнения в запас25. В системе армейских взаимоотношений форму, очередность и содержание социальных взаимоотношений между солдатами различных периодов службы определяет их иерархический ранг. Чем он ниже, тем выше зависи- 23 Дьячок М. Т. Указ. соч. С. 35-42. 24 Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1. С. 98. 25 Щуплов А. Потаенная армейская муза. Признанья дембельских альбомов... // Независимая газета.2001.24февр. 676 мость от других. Чем выше ранг, тем больше свободы действий и шире круг тех, кто обслуживает обладателя данного статуса. Вершину армейской иерархии занимают «деды», и от них вниз последовательность взаимодействий выстраивается, как на рис. 57:
Рис. 57. Армейская иерархия Иерархия обусловливает социальный порядок клюва, т.е. очередность совершения престижных или привилегированных действий. Понятие социального клюва ввел в научный оборот норвежский психолог и этолог Т. Шелдерун-Эббе. Наблюдая за поведением цыплят, он обнаружил, что один из них всегда господствует над всеми другими — он всегда клевал первым, никого не допуская. Вторым подходил другой петушок, который склевывал то, что оставалось от первого. Остальные выстраивались в очередь, и каждый занимал определенное место, которое соответствовало его позиции в иерархии. Как и у людей, у птиц соблюдаются порядок старшинства и права старейшин. Одни занимают верхние ступени в иерархии, а другие — низшие. Старшинство может основываться не только на возрасте, но и на том факте, что кто-то раньше занял более выгодные позиции, а пришедшие позже всегда получают самое худшее место26. 26 LundbergG., SchragC, LarsenO. Sociology. N.Y. 1954. B77 Порядок клюва действует во всех социальных организациях, в том числе в армейском сообществе. Старший по званию стоит «в очереди» первым и получает благ больше, чем другие. Поскольку он получает принадлежащее ему по званию без борьбы, другие не проявляют агрессивности и желания его опередить. Как показывают наблюдения, в армейской столовой первыми накладывают себе пищу из общей посуды «деды», затем «котлы», затем «молодые» и лишь потом остатки ее разбирают «духи». В результате последним часто не достается наиболее ценимых в армии продуктов — мяса, жареной рыбы, масла, сахара.
Понятно, что порядок клюва определяет систему социального ранжирования, а на ее основании — стратификацию власти. Социальный ранг определяет такие формы взаимоотношений, как лидерство, господство и подчинение. Если система устойчива, то она в течение долгих десятилетий может регулировать социальный порядок в сообществе, где каждый знает свое иерархическое место и не посягает на чужое. Таким способом в мире животных и в человеческом обществе устанавливается порядок, базирующийся на стратификации и статусах. Для закрепления иерархии, придания ей незыблемости и авторитета старослужащие применяют социальные практики, которые основаны на воспитании покорности и угодливости. Особой изощренностью славятся так называемые построения. От официальных построений, проводимых старшими офицерами и призванными проверить наличие военнослужащих, дедовские построения отличаются вывернутым содержанием. Их цель — не проверить присутствие военнослужащих на местах, а унизить их. Подобные псевдопроверки проводятся в тот момент, когда в казарме нет офицеров, например ночью. По приказу старослужащих подается команда «Духи, строиться!» или «Духи и молодые, строиться!». Затем старослужащие обходят строй молодых солдат, придираясь к малейшей мелочи в их одежде или просто так, без причины, вспоминая их прошлые оплошности. Для многих «духов» построения заканчиваются избиениями. Молодого солдата, не вынесшего этих издевательств, забитого, опустившегося, называют «задроченным». Если к этому прибавляется его неопрятный внешний вид, такой военнослужащий называется «чмо», «чмырина». Наконец, если тяжелый образ жизни приводит к тому, что солдат буквально теряет человеческий облик, он переводится в категорию «чуханов», или «чуш-ков». Задроченные духи и тем более чушки в армии презираются всеми, даже военнослужащими одного с ними срока службы27. Таким образом, один из важнейших этических принципов, существующих на «гражданке», — уважение к старшим и послушание младших — превращается в армии в способ легализации отношений власти. Апелляция 27 Дьячок М.Т. Указ. соч. С. 35—42. 678 к общепризнанной культурной норме придает армейской статусной системе характер абсолютной нормы. Социальная стратификация казармы выражается множеством самых разных признаков, начиная с внешнего вида солдат (костюма и манеры его носить, ремня, головного убора), подчинения разным режимам солдатской жизни (облегченного для одних и неимоверно затрудненного для других), вольностей, разрешаемых в поведении, до состояния духа и менталитета. Несмотря на то что все солдаты облачены в одинаковую форму, глядя на строй, по отдельным незначительным признакам можно безошибочно определить статус каждого и, следовательно, время, которое ему осталось служить. Например, головные уборы не только согревают человека, но являются знаком социальной принадлежности. В армии между пилотками, шапками-папахами и фуражками лежит огромная статусная дистанция. То же можно сказать и о других частях армейского костюма, начиная с нижнего белья и кончая шинелью — ее качеством и цветом. Богат социальной семантикой солдатский ремень. Устав предписывает солдатам срочной службы ремни из плотного дерматина. Кожаные ремни выпускаются для курсантов военных училищ, поэтому в солдатской массе они — большая редкость и ценятся намного выше низкостатусных дерматиновых. Во-первых, это инструмент инициации; во-вторых, он фактически находится в коллективной собственности подразделения («дед» отдает его своему «духу» при инициации, а себе на увольнение покупает новый); в-третьих, ремень — календарь, на котором отмечают прошедшие месяцы службы, своеобразная модель протяженности жизненного пути. Его носят не просто с достоинством, но максимально распущенным — как символ статусной привилегированности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТРАТИФИКАЦИЯ АРМЕЙСКОЙ ОБЩНОСТИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»