ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ФЕНОМЕН ВОЕНИЗИРОВАННОЙ СПАРТЫ
Ярким примером тоталитарного военизированного общества служит древняя Спарта. В ее социальной структуре представлены три самостоятельных слоя — спартиаты, периэки и илоты (рис. 36). Спартиаты имели политические права, были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами (первоначально наделы были одинаковы, но со временем появилось социальное неравенство). Периэки были лично свободными, но политическими правами не пользовались, хотя в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты — представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты также несли военную службу и могли быть отпущены на волю государством. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора.
Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан1. Спартанцы жили в соб-
Hodkinson S. Warfare, wealth, and the Crisis of Spartiate Society // Rich and Shipley. War and Society in the Roman World. L.; N.Y., 1995. P. 146-176.
569
ственном государстве, как в военном лагере, и воспринимали военные походы как единственно возможный отдых от домашней муштры. Эта казарменная идиллия могла долго продолжаться только в закрытом социуме. Действительно, спартанские власти ввели жесткие ограничения как для въезда в страну иностранцев, так и для выезда из страны собственных граждан. Спарта была единственным государством в Греции, где контроль государства над обществом носил столь тотальный характер2.

Рис. 36. Социальная организация спартанского общества (около 700 г. до н.э.)3
Государство контролировало жизнь граждан от рождения до смерти. При рождении ребенка государство определяло, вырастет из него здоровый гражданин или его следует отнести на гору Тайгет. Первые годы жизни мальчик проводил дома. Далее ребенок воспитывался не в доме отца, где он мог перенять отцовские привычки, навыки, умение, а среди сверстников, оторванный от семьи. С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии, т.е. компании из 15 сотрапезников, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании (апелле), но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. На надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне». Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Сообщается, что Ликург ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей4.
Реформа Ликурга ввела возрастные классы; дети распределялись по возрастным группам, причем старшие присматривали за младшими и обучали их.
2 ПечатноваЛ.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб., 2001. С. 6—8.
3 Модифицировано по источнику: Энциклопедия «Хроника человечества». М., 1996.
4 Источник: www.krugosvet.ru.
570
Эти юношеские объединения были первой ступенью подготовки к взрослым «общим столам». Всего было 40 таких «годовых классов»; все члены их были военнообязанными. Высшей точкой 13-летнего образования спартанского мальчика была аттестация для вступления в один из «общих столов». Процедура принятия во фратрию была основана на кооптировании, и единственный «черный шар» означал отказ в принятии. Кандидат, которого кооптировали в «общий стол», оставался бессменным членом его в течение 40 лет. Он вносил регулярные взносы пожертвованиями и деньгами. Предательство или трусость, проявленные на войне, влекли за собой неминуемое исключение из фратрии5.
Основные черты спартанской системы — жесткий отбор, строгий надзор и специализация, дух состязательности с применением поощрения и наказания как воспитательного средства. Подчинение воинской дисциплине для спартиата было обязательным. Служба в действующей армии в общей сложности длилась 53 года; кроме того, спар-тиат был обязан безоговорочно выполнять все общественные обязанности, включая обязанность взять жену. Спартиатам запрещалось вести нормальный семейный образ жизни, оставаясь в семье и уделяя достаточно внимания дому. Даже свою брачную ночь жених проводил в казарме; хотя запрет на ночлег дома постепенно ослабевал, запрет на домашний обед оставался в силе и был абсолютным.
Главным направлением спартанской системы было нравственное воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Воспитание и образование жестко регламентировались государством. Государственное обучение находилось в ведении чиновника-педонома и включало три цикла: два цикла по 4 года (мальчики с 8 до 11 лет и подростки с 11 до 15 лет) и один 5-летний цикл — эфебия (юноши от 16 до 20 лет). Основным было физическое воспитание, развивающее силу, ловкость и пр. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлялось частным учителям. Музыка, песни были направлены на мобилизацию воинов. Дошедшие до нас песни Тиртея (вторая половина VII в. до н.э.), например, призывали пренебрегать любой славой, кроме воинской. Так в начале VI в. до н.э. в Спарте было создано военное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей6.
Спартанские мальчики последние два года своего обучения состояли на секретной службе, призванной контролировать лаконийскую провинцию и действовавшей по ночам, наводя ужас на илотов. Вдохновляя своих граждан на невиданный героизм, прославивший их в веках, Спарта одновременно с этим поощряла детскую преступность среди членов секретной службы, обеспечивая их руками власть меньшинства над большинством.
Именно в Спарте появился прообраз современной дедовщины — издевательского отношения высокостатусных лиц по отношению к низкостатус-
5 Тойнби А. Спартанцы. — http://blacklight.hl.ru/histlO.htm.
6 Лавренов С.Я. Армии Древней Греции VI-IV вв. до н.э. М., 2001.
571

ным с применением физического насилия и морального унижения. Здесь широко использовались террор и насилие по отношению к илотам. Наиболее ярко это проявлялось во время периодически проводившихся криптий, когда уничтожались наиболее сильные и потому потенциально опасные рабы, а по отношению к гражданам — в самой системе воспитания, основанной на «кулачном праве» и жестоких телесных наказаниях.

И при современной дедовщине, и при спартанской организации общества знатное происхождение не является обязательным требованием для успешной карьеры в сообществе. У спартанцев физически слабые новорожденные сразу приговаривались к смерти общественными властями, остальные обязательно проходили курс спартанского воспитания. В российской армии физически слабые новобранцы и «маменькины сынки» становятся объектом насмешек и издевательств. По отношению к ним «дедовская общественность» применяет жесткие методы перевоспитания. Достигший совершеннолетия и показавший успехи в обучении спартиат мог претендовать на заметное место в обществе, а прошедший успешно курс молодого бойца россиянин удостаивается очередного звания — как официального (нашивки на погонах), так и неофициального (более щадящее прозвище). Историки выделяют и другие черты спартанского общества, в частности, закрытость, искусственную замкнутость, стремление к экономической и культурной автаркии (запрет гражданам селиться вне государства, ограничение контактов с иностранцами, использование «неконвертируемых» железных денег, неразвитость ремесел и торговли, отторжение чужеземных влияний и т.д.). Этому обществу присущи также милитаризация всей жизни (фактически спартиаты постоянно находились в положении воинов, живущих в военном лагере) и агрессивная, «империалистическая» внешняя политика (подчинение Мессении, создание Пелопоннесского союза, конфликт с Афинской архэ и установление гегемонии в Греции после победы в Пелопоннесской войне).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФЕНОМЕН ВОЕНИЗИРОВАННОЙ СПАРТЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них
Викид плазми на Сонці досяг Землі
СИСТЕМИ АВТОМАТИЗОВАНОГО ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКЦІЇ
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
Стратегічні міркування


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 716 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП