ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Русское зарубежье (1918-1939)
Среди представителей «другой» России были и российские социологи, много сделавшие для развития мировой социологической науки, в том числе для развития ее специальной отрасли, занимающейся исследованием военной сферы общества.
В межвоенные годы (1918—1939) центр отечественной военно-социологической мысли переносится за рубеж, где продолжают развиваться традиции научной мысли, заложенные в России в конце XIX — начале XX в. В эти годы разработкой проблем социологии занимались: в Гарвардском университете Питирим Сорокин и Николай Тима-шев; Страсбургском — Георгий (Жорж) Гурвич; Парижском — Евграф Ковалевский; Женевском — Александр Миллер и Дмитрий Мериманов; Тегеранском — Эльбургский-Серебряков; в Дрезденской высшей технической школе — Федор Степун; Русском историко-филологическом факультете в Пари же — Николай Головин. Многие из них входили в элиту предвоенной мировой социологии — в число 89 действительных и 155 ассоциированных членов Международного института социологии84, активно участвовали в работе проводимых под его эгидой IX—XI11 Международных социологических конгрессов, публиковали свои работы в иностранной и эмигрантской научной периодике.
П. Сорокин и Г. Гурвич признаются и сейчас звездами первой величины соответственно в американской и французской и в целом в мировой социологии; к сожалению, менее известны имена других из названных выше, а также и не упомянутых нами социологов — выходцев из России.
Немало социологической публицистики появлялось на страницах русских эмигрантских изданий85. Военно-социологическая проблематика представлена также в научных трудах и других, менее известных представителей российской эмиграции. Можно, например, назвать работу А.С. Орлова, исследовавшего на основе обширного статистического материала уровень жизни трудящихся развитых стран мира в период Первой мировой войны. Он, в частности, выделил колебания цен в качестве определяющего дестабилизирующего фактора общественной жизни в данных государствах в период войны как «источник постоянной всевозрастающей социальной борьбы, почву, на которой быстро разрастаются чувства недовольства, озлобления и острой социальной ненависти»86.
84 Revue Internationale de Sociologie. 46-e Annee. Nov.-Dec. 1938. № XI— XII. P. 565-676.
85 Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Новый журнал. 1944. № 7. С. 238-251; Он же.Течение социальных отношений, войн и революций // Грани. 1946. № 2; Тимашев Н.С. Война ирелигия в Советской России // Новый журнал. 1943. № 5. С. 182—197; О целях войны // Там же.1943. № 6. С. 203-214; Он же. Три победителя или один? //Там же. 1947. № 15. С. 171-185; Он лее.Пути послевоенной России // Там же. 1949. № 22. С. 190—202; Он же. Как возникают войны? //Там же. 1968. № 90. С. 205-211.
86 Орлов С.А. Изменение цен и условий жизни трудящихся классов с начала войны // Современныезаписки. 1921. № 3. С. 150.
510
Не меньший интерес представляет фундаментальное исследование, выполненное в конце 1920-х гг. СО. Португейсом, который на основе углубленного анализа советской периодической печати предпринял попытку создания «идейного, культурно-психологического и социально-политического портрета Красной Армии»87. Изучению было подвергнуто содержание публикаций по военной проблематике в центральных газетах («Правда», «Известия», «Труд», «Красная звезда») и журналах («Военный вестник», «Война и революция», «Революция и культура», «Молодая гвардия») за 1928— 1930 гг., а также соответствующие теоретические работы и публичные выступления руководителей советского государства. Здесь наряду со сведениями о содержании военно-политической доктрины Советской России, о настроениях красноармейцев, состоянии их идеологической обработки, социальном составе Красной Армии можно обнаружить и сведения о наличии во взаимоотношениях рядового состава в тот период негативных явлений, подобных тем, которые получили печальную известность в наше время как «неуставные взаимоотношения». Автор приходит к выводу о том, что «ни революционной, ни социалистической, ни пролетарской и ни «красной», даже в самом расплывчатом смысле этих слов, нынешняя армия СССР не является... Бесконечно травленная окисями коммунизма, Красная Армия все же остается плотью от плоти, костью от кости грандиозного крестьянского массива России»88. Исследование Португейса представляет большой интерес в когнитивном плане, тем более что современные исследователи, анализировавшие содержание практически аналогичных источников, часто приходили к диаметрально противоположным выводам.
Значительный вклад в развитие военной социологии, а равно истории и специальных военных наук внесли и российские военные ученые, среди них и бывшие офицеры Русской армии.
Профессор, генерал Н.Н. Головин был одним из представителей этой среды, и его жизненный путь — полная превратностей судьба русского офицера, отторгнутого родиной89. Именно Головин, находившийся в этот период в эмиграции во Франции, продолжил дореволюционные научные изыска-
87 Подробнее см.: Иванович С. Красная Армия. Париж, 1931. С. 230.
88 Там же. С. 231.
9 Головин Николай Николаевич (1875—1944) — русский военный теоретик, педагог и социолог, генерал-лейтенант (1917). В 1908—1914 гг. профессор Николаевской военной академии Генерального штаба, один из инициаторов внедрения в практику передовых методов обучения. Участник Первой мировой войны, которую закончил начальником штаба Румынского фронта. В 1920 г. эмигрировал во Францию. Инициатор создания курсов в Париже (1927—1939) и Белграде (1931 — 1944), названных его именем и выполнявших роль русской военной академии. Официальный представитель в Европе Гуверовской военной библиотеки (1926-1941). Ассоциированный член Международного института социологии в Париже (1935—1939), участник XII и XIII Международных социологических конгрессов. Автор более 30 монографий и около 100 публикаций на восьми языках мира. Основные работы в области военной социологии: «Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека, как бойца» (СПб., 1907); «Сборник статей и лекций» (СПб., 1913); «The Russian Army in the World War» (New Haven (Conn.), 1931); «О социологическом изучении войны» (Белград, 1937); «Наука о войне. О социологическом изучении войны» (Париж, 1938); «Военные усилия России в Мировой войне» в 2 томах (Париж, 1939).
511
ния русских ученых в области военной социологии. К концу 1930-х гг. он создал целостную концепцию «социологии войны», а также активно содействовал институционализации новой отрасли социологических знаний90.
За многолетний период научной деятельности взгляды Головина на войну как явление социальной жизни прошли эволюцию от симбиоза психологизма и социал-дарвинизма до позитивизма (абсолютизация «логико-экспериментального» метода В. Парето) и вульгарного материализма. Различные социологические направления повлияли на формирование собственного оригинального подхода к анализу явлений общественной жизни и способствовали выработке методологических и методических основ будущей концепции «социологии войны».
Осознавая, что изучению войны с социологической точки зрения препятствует отсутствие целостной системы социальной индикации, Головин предпринял попытку ее разработать. К концу 1930-х гг. ему удалось на осно ве изучения отечественного и зарубежного опыта создать определенную систему социальных показателей для анализа явлений войны (например, «военное напряжение страны» и «моральная упругость войск»).
В начале 1930-х гг. Головин выступает за объединение усилий ученых мира в деле институционализации новой отрасли социологического знания. Эту идею он высказал на X Международном социологическом конгрессе в октябре 1930 г., повестка дня которого так и называлась: «Социология войны и мира». Он предложил учредить «специальный научный институт или... кафедру по социологии войны»91. Как член Русской академической группы он выступил с докладами по этому вопросу в 1932 г. в Русском ученом институте в Белграде и в 1934 г. на Русском историко-филологическом факультете в Париже, где был профессором истории. Не найдя должной поддержки в среде «гражданских» ученых, Головин в 1936 г. создает при Белградских военно-научных курсах Русский военно-научный институт, а при Парижских (в 1938 г.) Институт по исследованию проблем войны и мира. Здесь он находит поддержку своих единомышленников — военных ученых А.Н. Шу-берского, А.А. Зайцева, А.А. Гулевича, А.Г. Ягубова, М.К. Репьева и др., и с середины 1930-х гг. наряду с разработкой теоретических положений новой науки начинает в курсе «Высшей науки о войне» читать лекции по социологии войны в выпускном классе Высших военно-научных курсов. Таким образом, Высшие курсы в Париже и их Белградский филиал могут считаться первым в мире военно-учебным заведением, где преподавалась военная социология («социология войны»).
Не останавливаясь на достигнутом, Головин выступает с идеей создания Международного института на XII Международном социологическом кон-
90 Golovin N.N. The Russian Army in the World War. A sociological study / Published by the CarnegieEndowment for International Peace. New Haven (Conn.), 1931; Головин Н.Н. Наука о войне: О социологическом изучении войны. Париж, 1938; Он же. Военные усилия России в Мировой войне. В 2 т.Париж, 1939; и др.
91 Головин Н.Н. Наука о войне. С. 226—227.
512
грессе в Брюсселе 26 августа 1935 г.92 Этот доклад является своего рода рефератом его будущей главной работы по социологии войны «Наука о войне. О социологическом изучении войны», написанной через три года.
Вскоре Головин избирается ассоциированным членом Международного института социологии, что позволяет ему более активно включиться в деятельность головного научного центра мировой социологии. В 1937 г. на XIII Международном социологическом конгрессе в Париже Головин представляет доклад, посвященный анализу процесса разложения русской армии в 1917 г. Участие Головина в работе Международного социологического института и проводимых под его эгидой конгрессов способствует установлению его контактов с ведущими социологами мира, в частности с его бывшим соотечественником — профессором П.А. Сорокиным, который возглавлял в 1931—1942 гг. созданный им социологический факультет в Гарвардском университете и оказал содействие Головину в работе над главным его трудом по социологии войны.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Русское зарубежье (1918-1939)» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Поточний стан об'єкту «Укриття» на ЧАЕС
Послідовність аудиту нематеріальних активів
Орфографія, морфологічний та фонетичний принцип правопису
ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...
Інвестиційний ринок та його інфраструктура


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 596 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП