Первоначально социальное обеспечение воинов и их семей в России имело преимущественно натуральную форму, затем на первое место вышло денежное вознаграждение — так называемые пенсионы. В XVIII в. переплетались различные формы денежного и натурального обеспечения уволенных со службы воинов и их семей. К таковым можно отнести поместную форму обеспечения — поземельное владение. Военнослужащие, как правило, получали надел еще в период несения воинской службы, задолго до отставки — и таким путем становились дворянами, т.е. людьми, которым за службу даровался двор (земельный надел). Другая форма обеспечения — кормовая. Практиковалось также содержание отставных воинов при монастырях. Государство устанавливало нормы натурального довольствия каждого воина и положенных ему денежных выплат, а также определяло число лиц, закрепленных за тем или иным монастырем. Монастыри содержали отставных воинов до самой их смерти. Петр I, начав преобразования в военной сфере, не мог не прийти к выводу о нецелесообразности экономии государственных ресурсов за счет защитников Отечества. Именно при нем возникла практика назначения денежных пенсий и пособий. В России система социального обеспечения военнослужащих и членов их семей в основном сложилась в XVIII в. и не уступала по своей эффективности и действенности аналогичным системам европейских государств. Правовая база, подкрепленная экономическим и финансовым содержанием, гарантировала достойную жизнь и уважительное отношение общества к «человеку в погонах». В этот период сформировалась гибкая система денежного и пенсионного обеспечения военнослужащих, включавшая в себя вы- Врезка Солдатское письмо № 8 Здравствуйте, мои дорогие! У вас, наверное, солнце, а у нас тут все время плохая погода, да и холодно. Я сейчас с удовольствием искупался бы в бане, а то у нас тут такая «баня», что и не передать. То на ремонте, то еще что-то. А если моемся, то забежал на 10 минут и выбегай. Ни мыла, ни полотенца, зубной пасты и щетки тоже нет. Как я хочу вернуться домой, особенно я об этом думаю, когда «деды» побьют. Ночью спим, они подходят и током бьют. А еще — сплю, кто-то подушкой по лицу, просыпаюсь, а никого уже нет. Или спишь, а они как дадут, отлетаешь на метр от кровати. Таких козлиных случаев уже немало. Синяки ставили на лице, а на теле их еще больше. Кое-как терпишь, а иной раз хочется убить этих козлов. В столовую только сядешь есть, они подходят, говорят: «принеси хлеба». Я говорю, что не пойду. А тогда после столо- вой бьют. Просто уже невыносимо. Как мне здесь тяжело. Я перепробовал уже все. Ложусь, читаю молитву, как ты мне, мама, говорила, но бесполезно. Будь проклят тот день, когда меня забрали в армию. Ваш сын. Приписка: Сейчас 4.20 утра. Нас теперь часто так рано поднимают. Нас и еще раньше подымают, как сонных попугаев. Встаем, зубы чистить нечем. Грязный как чушка. Я ваших писем жду, как обеда. Я, наверное, вам писал, что лежал в госпитале. В КВО, кожно-венерическом отделении с чесоткой. Я ее просто сразу не увидел, а потом уже просто загнил. Теперь вот остались следы, синие пятна. Меня там сразу положили в изолятор с двумя больными сифилисом, еще пацаны лежали с экземой. Короче, полный атас. Лежал две недели, но до конца так и не вылечился. Нас, пока мы там лечились, направляли на работу к осетинам. Вкалывали, как на каторге, строи- 12 Источники: Певень Л.В., Шишканов А.И. Состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих // Социс. 2002. № 5. С. 88-95; Янин СВ. Факторы социальной напряженности в армейской среде // Социс. 1993. № 12. С. 36-50. 464 платы государственного казначейства, эмеритальных касс, Александровского комитета о раненых, а также орденского капитула. Многое из этого с успехом может быть востребовано и в наши дни. Крах Российской империи, распад Советского Союза соответственно повлекли за собой трансформацию социальной защиты военнослужащих. В этой связи интересны воспоминания А.И. Деникина о своем отце, выходце из семьи крепостных крестьян, сумевшем благодаря беспорочной военной службе пройти путь от солдата до майора и в отставке содержать за счет своей пенсии семью, иметь в доме прислугу. Не менее убедительны впечатления тех ветеранов Красной Армии, кто застал ее развитие в предвоенный
период 1930-х гг. Связав свою жизнь с Вооруженными Силами, они как бы одномоментно, на несколько ступенек поднимались в общественной иерархии. Как вспоминал генерал В.А. Никольский, ему довелось начинать учебу во 2-м Московском химико-технологическом институте. Полуголодная жизнь студента не всегда способствовала успешному усвоению знаний. Но после реорганизации института в высшее военное учебное заведение, бывшие рабфаковцы получили статус слушателя с правами младшего офицера-командира взвода, и жизнь их изменилась в лучшую сторону. Не случайно Питирим Сорокин называл армию первым каналом вертикальной мобильности, ко- ли трехэтажные коттеджи. Как нам было тяжело. Таскали кирпичи, а эти кирпичи как силикатные, но тяжелее, кило по 5. Да еще раствор мешали. Причем делать все надо было быстро. Если мед-
ленно работаешь, то осетин орет как бешеный. Короче, бесплатная рабсила. Не платил нам ничего, даже не кормил, а работы было море. Да еще щебенку на носилках таскали. Вечером приходишь в госпиталь без рук, без ног, а «деды» спрашивают, что мы им принесли, сигарет или сладостей каких-нибудь. Мы говорим — откуда, нам ничего за эту работу не дали. Тогда они нас колошматят за это. Ну, короче, черт знает что за госпиталь. Я думал, что там лечат, а там ничего подобного, летаешь как веник. Кое-как выписались, мы сами попросились, чтобы нас выписали, и мы вернулись недолеченными в часть. А что нам делать, врачи-то наплевали на нас, да еще и какую-нибудь заразу там подхватишь... Приехал в часть, думал, будет лучше, а тут еще хуже. Все офицеры ушли в отпуск на 3-4 месяца, и старикам вообще все можно стало, пошел беспредел. Унижения идут и моральные, и физические. В течение дня подзатыльники, оплеухи и так далее. А ночью или вечером впору в петлю лезть. У них такой прикол появился — возьмут твое ухо и как выкрутят, оно аж хрустнет, так что на следующий день оно все синее. А на утренней поверке сержант спрашивает, кто это тебя так. Я говорю, что не знаю, а он мне как начал по башке лупить. Ну, все, короче. Я здесь больше не могу. Я не хочу служить в такой армии, с голодом, со вшами. Я уже не могу терпеть. Я уже на пределе. Письмо закончил в 5.05 утра. Хочу сильно спать, но нельзя. Источник: http://beavis.nm.ru/34.htm. 465 торая позволяет гражданину через прохождение военной службы занять достойное место в обществе. Сегодня мы вынуждены констатировать, что состояние и уровень социальной защищенности военнослужащих Вооруженных Сил РФ достигли критической черты. В силу причин социально-экономического характера большинство семей военнослужащих находится на грани нищеты и не может причислять себя к слоям среднего класса со всеми вытекающими из этого последствиями. Сейчас российское общество словно мстит за то, что институт военной службы так долго занимал в истории России особое место. Данные мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, опросов слушателей военно-учебных заведений показывают, что с учетом совокупности всех факторов уровень жизни среднестатистической семьи военнослужащего стал в 1990-е гг. ниже его средних региональных показателей13. Особенно наглядно это видно в показателях уровня жизни военнослужащих различных офицерских категорий и воинских званий (табл. 3). Таблица 3 Показатели уровня жизни военнослужащих в 1999 г.
Военнослужащие различного составаи должностных категорий, проходящиевоенную службу по контракту Индексуровняжизни,% Соотношение уровня жизнивоеннослужащих с уровнемжизни населения РФ По составу: старшие офицеры 155,0 0,92 младшие офицеры 121,7 0,72 прапорщики и мичманы 95,3 0,56 солдаты (матросы) и сержанты (старшины) 93,5 0,55 По основным должностным категориям: командир полка 124,0 0,73 командир батальона 131,1 0,77 заместитель командира батальона 136,7 0,81 командир роты 131,6 0,78 заместитель командира роты 142,6 0,84 командир взвода 172,9 1,02 Все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту 117,5 0,69 13 Использованы расчеты и данные ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, предусмотренного ст. 29 Федерального закона «О статусе военнослужащего» и проводимого с 1999 г., а также материалов госстатистики. Выборочная совокупность составляет 10 550 военнослужащих, в том числе 5893 военнослужащих по контракту, 4657 — по призыву, 2733 — членов семей военнослужащих, репрезентативна для всех силовых частей. 466 В силу объективных причин (социально-экономический кризис в стране, дефицит военного бюджета и т.п.) в Министерстве обороны и других силовых ведомствах в 1992— 1999 гг. сложилась ситуация с хроническими невыплатами личному составу дополнительных сумм, обязательных в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими нормативно-правовыми документами. Реальная ежемесячная задолженность по этим выплатам в 1999 г. составляла 862,4 руб. на одного военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Исследования выявили тенденцию к расслоению военнослужащих по денежным доходам (табл. 4). Таблица 4 Денежные доходы по 20%-ным группам населения и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
Группыпо размеруденежных доходов Вооруженные силы, 1999г.,сентябрь(данные мониторинга, В целом по РФ, 1999 г.,сентябрь (данные Госкомстата, Первая (с наименьшими доходами) 7,5 6,2 Вторая 12,3 10,4 Третья 17,2 14,4 Четвертая 24 19,9 Пятая (с наибольшими доходами) 39 49,1 Коэффициент концентрации доходов Лоренца (индекс Джини) KL 0,34 0,39 Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения (военнослужащих), раз 0,3414 0,396 Разница в доходах 10%-ных групп военнослужащих с наибольшими и наименьшими размерами совокупных семейных доходов составляет 6,8 раза (это почти в 2,1 раза меньше по данному показателю, чем в среднем по стране); при этом разрыв в материальном положении особо ощутим для многодетных семей. По оценкам опрошенных, нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту военнослужащих, несовершенна и носит в значительной мере уравнительный характер, слабо стимулируя стремление к службе в отдаленных регионах или «горячих точках». По мнению каждого второго военнослужащего, в 2000 г. государство не обеспечивало в должной мере их права. Серьезные претензии у военнослужащих имеются к главам субъектов Федерации и местных органов власти из-за неполного выполнения в ряде регионов предусмотренных им льгот и социальных гарантий. По данным мониторинга 2000 г., на вопрос о степени выполнения местными органами власти прав, свобод, гарантий и льгот, предусмотренных военнослужащим, 2,1% респондентов ответили, что выполняются полностью; 19,4% — в основном; 44,5% — частично; 20,4% — не выполняются; 16,2% опрошенных затруднились ответить. 467 Уже длительное время совокупные ежемесячные денежные доходы военнослужащих отстают от среднего уровня по стране. Этот разрыв более ощутим для семей многодетных и младших офицеров, прапорщиков и мичманов, солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту. Такое социально-экономическое положение, по оценкам специалистов, определяется как бедность. К сожалению, в ближайшее время удастся лишь выравнять уровень совокупного денежного дохода семьи военнослужащего со средним уровнем по стране (табл. 5). Таблица 5 Динамика индекса уровня жизни военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, относительно индекса уровня жизни населения РФ (в долях) в 1999-2002 гг.
Категория военнослужащих 1999 2000 2001 2002 Старшие офицеры 0,92 1,04 0,9 0,97 Младшие офицеры 0,85 1,11 0,91 1,25 Прапорщики и мичманы 0,59 0,8 0,65 1,03 Сержанты (старшины) и солдаты (матросы) 0,65 0,95 0,7 1,1 Все военнослужащие 0,79 1,03 0,85 1,1 Анализ показывает, что с 1999 по 2002 г. происходило неупорядоченное перераспределение средств, выделяемых на содержание личного состава Вооруженных Сил: их объем то увеличивался, то уменьшался. Однако в этом броуновском движении прослеживается некая тенденция, а именно: денежное довольствие младшего офицерского состава росло, а старшего — относительно этого — не увеличивалось, т.е. уровни жизни двух категорий — старших и младших офицеров — сближались; видимо, преследовались вполне уравнительные цели. В результате у старших офицеров снижалась мотивация к добросовестному несению службы. Оказывается, что и дополнительные социальные льготы для старших офицеров постоянно сокращались, и они перестали служить инструментом, направленным на создание экономически выгодных условий для продолжения службы старшими офицерами. Данный вывод объясняет, почему помимо реформирования системы денежного довольствия используются и другие социальные инструменты, направленные прежде всего на создание экономически невыгодных условий для продолжения службы старшими офицерами. Имеются в виду сокращение в войсках количества должностей, замещаемых полковниками; запрет на продление срока службы при достижении предельного возраста; отмена пенсионной надбавки; исключение из общей суммы, по которой рассчитывается пенсионное содержание военнослужащих, процентной надбавки за выслугу лет и месячной стоимости продовольственного пайка, снижение максимально возможного размера пенсии с 85 до 75%; предоставление первоочередного права на получение жилья увольняемым с военной службы офицерам и другие социальные и организационные меры. 468 Основными причинами низкого уровня социальной защищенности военнослужащих, на наш взгляд, являются: неурегулированность в законодательстве функций социальной защиты в Вооруженных Силах и механизмов их использования; неполнота и фрагментарность правовой базы, касающейся вопросов социально-экономического обеспечения военнослужащих; неадекватные современным условиям оплата воинского труда и пенсионное обеспечение; отсутствие действенных программ социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению в запас; затянувшееся решение их жилищных проблем; несовершенство системы медицинского обеспечения. Результаты проведенного в 1992—1993 гг. исследования СВ. Янина (опрошено в общей сложности более 10 тыс. человек во всех военных округах, а также в частях, дислоцирующихся за пределами государства) позволяют подробнее представить обстановку, сложившуюся в военной среде. Исследование показало, что половина кадровых военных недовольны тем, что социальные проблемы решаются за счет обнищания народа. По мнению большинства из них, дальнейшее падение жизненного уровня населения в ближайшее время может привести к резкой дестабилизации обстановки в России.
Рис. 9. Солдаты русской армии В короткое время военнослужащие из категории сравнительно высокооплачиваемой группы населения превратились в социальную группу с низким достатком. Сформировавшиеся потребности, привычки и потребительские стандарты обладают определенной инерционностью. Невозможность их реализации из-за недостатка средств порождает пессимизм и массовое раздражение в сознании людей. Денежное содержание для большинства кадровых военнослужащих является основным, а для части из них — единственным источником формирования семейного бюджета: военнослужащим запрещена коммерческая деятельность и любая другая работа по совместительству; проживание в отда- 469 ленных гарнизонах делает невозможным трудоустройство жен военнослужащих. По данным опросов, из 37% неработающих жен офицеров, прапорщиков и мичманов каждая вторая не может найти себе работу. Неразвитая социальная инфраструктура военных гарнизонов вынуждает многих из них отказываться от работы для ухода за детьми и по другим причинам. Остро стоит жилищная проблема. В настоящее время не имеют квартир более 100 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов. Еще больше нуждающихся в улучшении жилищных условий. В течение ближайших 2—3 лет потребуется обеспечить жильем более 400 тыс. семей военнослужащих и уволенных в запас. Решение жилищной проблемы для армии усложняется по следующим причинам: ♦ возросшая миграция кадрового состава. Только в 1992 г. из государств Восточной Европы и бывших республик СССР в Россию вернулись 100 тыс. военнослужащих. К 1995 г. их число составило 250 тыс.; ♦ сокращение жилищного фонда Министерства обороны РФ в связи с приватизацией квартир военнослужащими; ♦ сохранение жилищной задолженности государства Вооруженным Силам, невыполнение центральными и особенно местными органами власти законодательных актов по финансированию строительства и предоставлению жилья военнослужащим; ♦ низкий уровень материального достатка кадровых военнослужащих, не позволяющий (даже при наличии определенных льгот и денежных компенсаций) осуществлять им строительство, покупку дома, квартиры по современным ценам; ♦ постоянный рост цен на жилье. Вследствие этого 64% кадровых военнослужащих считают, что нерешенность и нерешаемость жилищной проблемы существенно сказывается на дисциплине людей и их отношении к выполнению служебных обязанностей. Основная масса опрошенных связывают свое решение о продолжении службы в армии именно с жилищным вопросом. Безудержный рост цен на продовольствие, промышленные товары, культурно-зрелищные мероприятия, транспорт, коммунальные услуги, содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их образование и т.д., с одной стороны, и отставание от него роста денежного содержания кадрового военнослужащего — с другой, привели к тому, что офицеры, прапорщики, их семьи в последнее время стали хуже питаться и одеваться. Существенно меняется их образ жизни. Духовно беднее становится досуг, отдых военнослужащих и их семей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОИНОВ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»