Теоретических концепций девиантного поведения за рубежом создано очень много. Они зародились в XIX в. Сначала такие теории формировались в русле дарвинизма и евгеники (учения об унаследованных чертах). На них влияла френология (учение, связывающее характер и умственные способности с формой черепа) Ч. Ломброзо (1835—1909) — девианты застряли на ранних стадиях эволюции. В. Шелдон (1949) связывал склонность к девиации со строением тела. сейчас больше, нежели раньше. Причем обращаются к разному Богу, даже Кришне. Но надо ответить на вопрос: почему им это понадобилось? Дело в том, что, как только человек совершает преступление, он чаще всего думает о том, чтобы не попасться. А как только попадается, все его внимание переключается на собственную защиту. Человек устроен таким образом, что он старается защититься от возможной агрессии. Так, оказавшись в колонии, он думает о том, как ему защититься от новой ситуации, от окружающих его там людей. Отсюда обращение к Богу, у которого он тоже ищет защиту, а не перспективу для покаяния. В чем заключается отношение убийц к совершенному? Многие из них в принципе осуждают убийство, но применительно к себе они рассуждают так: у меня были особые обстоятельства, я не мог не убить. Как только убийцу берут под стражу, он весь в защите, вытесняя всякие мысли о покаянии. Покаяние заключается не в том, чтобы признать убийство ни с чем не сравнимым грехом. А в том, чтобы человек осознал свою вину, понял, что он должен за нее понести наказание и нет ему никакого оправдания. Чтобы он принял кару и постарался хоть как-то искупить вину. Вместо этого практически все осужденные за убийство невольно сравнивают наказание свое и других за аналогичное преступление и почти всегда приходят к выводу, что они достойны большего снисхождения, чем те, кому назначено менее строгое наказание. Это постоянное сравнение приводит человека к выводу, что он наказан несправедливо. Это тоже закрывает путь для покаяния. Разве покаялся Чикатило, убивший 53 человека? Разве покаялся Мак-Вэй (казненный 11 июня 2001 г. в США), совершивший террористический акт, унесший 168 человеческих жизней? Разве покаялся хоть один нацистский или большевистский палач? Сокращено и адаптировано по источнику: Анто-нян Ю.М. Человек и Бог, творящие друг друга. М., 2003. 315 Психологические теории объясняют девиацию умственными и психологическими нарушениями, применяют тесты. Современные теории объясняют ее недостатками социализации в детстве. Социологические теории сосредоточивают внимание на следующих моментах: почему девиация существует во всех известных обществах; как люди становятся девиантами; какие механизмы социального контроля используются для обуздания девиантов. Выделяют два типа социологических теорий — теории структуры и теории процесса. Структуралисты изучают разницу в типе и объеме девиантного поведения в социальных группах с различным статусом — это макроуровень. Теории процесса концентрируют внимание на том, как индивид социализируется в девиантное поведение, — это микроуровень. Социология девиантного поведения, социальная криминология и социология преступности, получившие особенно широкое развитие в последнее время, создали множество теоретических моделей, в рамках которых ученые дают объяснение причин, механизмов и последствий изучаемого нами явления. К примеру, Юдит Блэйк и Кингслей Дэвис разработали четырехчленную модель девиации, понимая девиантность в широком смысле. Они утверждают, что возможны по меньшей мере четыре отношения между мотивами и поступками людей. Мотивы и поступки могут согласовываться или отклоняться от ожидаемых стандартов. На рис. 69 представлен адаптированный нами вариант схемы Ю. Блэйк и К. Дэвиса.
Рос: 69 Боамсжны-а сосчоьл-нип мсж/iy мотовата И поступками (источник- Blake J.. Davis К. Norms, Vahtoo. and 4,inrti,,:i? ■ Hoc inonk o< Mo'icm Sociology t\i. hy R.E.L Fans Chicago. 1964. P468) Какое бы общество мы ни взяли, многие люди попадают в категории 1 и 4. Они хотят (это их мотивы) подчиняться существующим нормам и ведут себя (это их поступок) соответствующим образом либо они не хотят подчиняться нормам и нарушают их. Между категориями / и 4 возможны и промежу- 316 точные ситуации. Например, некоторые люди нарушают нормы, не осознавая того, т.е. делают это не намеренно (категория 2). Причиной может служить ошибка в суждениях, незнание правил или невозможность в данный момент выполнить конкретное правило (вынужденное нарушение). В категорию 3 попадают те, кто сознательно желает нарушить правила, но не делает этого, поскольку, возможно, испытывают страх перед наказанием или их останавливает здравое рассуждение о том, что соблюдение общественных норм сулит им больше выгоды, нежели их нарушение. «Как бы то ни было, попадающие в категорию 3 не отклоняются в своих поступках потому, что у них нет культурных и социальных возможностей нарушить правила»30. Например, далеко не все бедняки способны ограбить прохожего или магазин, хотя к этому их склоняет бедственное положение. Кого-то сдерживает страх наказания, кого-то нравственные нормы (внутренний контроль), кто-то боится, что не успеет убежать, и т.п. Существует еще одно измерение девиации: некоторые девианты ложно обвинены, а другие являются скрытыми девиантами. Чрезвычайно важно не только то, кто индивид на самом деле, но и то, каким его считают окружающие. Ложное обвинение построено именно на том, что человек в действительности не нарушал правила, но окружающие считают его виновным. В связи с этим Говард Беккер выделил четыре возможные категории восприятия, или оценки, нарушений другими людьми. Таблица 4 Возможные отношения между оценкой и реальным поведением при девиации
Категория восприятия Согласующееся поведение Отклоняющееся поведение Оцененные как девианты Ложно обвиненные не-девианты Действительные девианты Не оцениваемые как девианты Действительные конформисты Скрытые девианты Источник: Becker H.S. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. N.Y., 1963. P. 20. Поставив целью изучить многообразие форм проявления девиантного поведения, Р. Кевен построила теоретическую модель, описывающую взаимодействие индивида и общества. Она предложила континуум типов поведения от крайней девиации при недоконформизме, или низшем уровне конформизма (underconformity), через промежуточные формы правильного поведения до крайней девиации при сверхконформизме, или максимальном конформизме (overconformity). Схема Кевен представляет собой гауссову кривую на горизонтальной прямой, разбитой на семь равных сегментов (рис. 70)31. Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны С, D, Е. Им соответствуют сознательные, или законопослушные. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума, вполне регулируется и управляется существующими социальными институ- 30 Lowry R.P., Rankin R.P. Op. cit. P. 493. Cavan R.S. The Concepts of tolerance and contraculture as applied to delinquency // The Sociological Quarterly. 1961. Vol. 2. Oct. P. 243-258. 317 тами, которые задают официальные нормы и официальные средства контроля. Поведение подавляющего большинства людей в обществе группируется вокруг этой центральной зоны, т.е. является конформным.
Рис. 70. Континуум форм взаимодействия индивида и общества по Кевен; А — контркультура недоконформизма (отклонение от принятых норм является настолько ярко выраженным, что совокупность новых норм образует девиантную культуру, находящуюся в оппозиции к господствующей культуре); В — крайняя степень недоконформизма; С — минимальный уровень недоконформизма; D — нормальный конформизм; Е — минимальный сверхконформизм; F — крайняя степень сверхконформизма; G — контркультура сверхконформизма Тех, чье поведение попадает в зоны В и F, называют маргинальными индивидами. Это недоконформисшы. Они вечно спорят, конфликтуют и даже враждуют с родителями, учителями и полицией. Но это не значит, что они должны покинуть общество или быть изолированными от него. Общество предупреждает их и делает все возможное, чтобы исправить неправильный образ жизни. Сверхконформная молодежь в зоне /'расположена вдоль наружной границы приемлемого поведения и рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Взрослые пытаются убедить их в необходимости быть более непринужденными, веселыми, непосредственными. Молодых людей из зон В и ^окружающие люди либо принимают в свой круг, либо отталкивают вовсе. Если индивиды из зоны В ощущают отчуждение, они проявляют враждебность, агрессивность, вандализм. Напротив, индивиды из зоны /"начинают заниматься самокопанием и критикой. Кевен писала: Формальные стандарты, доминирующие в зоне D, это социальные нормы. Они связаны, но не тождественны ценностям. Ценности суть идеалы или конечные цели, которые остаются недостижимыми. Это абстракции. Социальные нормы —это специальные формулы, помогающие перевести ценности в практически достижимую форму. Вместе они конституируют ожидания общества и часто утверждаются в таких терминах, которые подразумевают, что просто невозможно не достичь согласия с нормами в повседневном поведении. Однако можно выявить еще и третий уровень — рабочие планы, или модальное поведение большинства людей. Чтобы общество нормально функционировало, необходим баланс между жесткими социальными нормами и более мягким модальным поведением. Абсолютное согласие (конформизм) с социальными нормами, проявляющееся у всех и всегда, редко требуется. Надо делать уступку человеческой природе — трудности постоянной концентрации на том, 318 чтобы следить за каждой нормой и своими действиями. Определенная уступка институционализирована в знакомом нам ритме смены священного и карнавального. Так, после религиозных ритуалов, связанных с Рождеством, мы идем домой и отмечаем светский Новый год... Делаются и другие уступки, особенно самым молодым и самым старым. Поведение в зоне D, таким образом, нельзя считать жестко конформным. Ему делаются некоторые уступки в отклонении от нормы. Зона D — это область гибкого и толерантного поведения, но лишь до определенных границ, переход за которые угрожает социальной стабильности и порядку32. Самые экстремальные зоны А и G — это больше, чем только отклонение от принятых норм. Здесь концентрируются проявления отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она
всегда в меньшинстве, но она создает контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. В этих меньшинствах есть «твердое ядро», включающее наиболее последовательных противников ценностей официальной культуры. Представители подростковой контркультуры со временем пополняют ряды взрослой криминальной контркультуры. Так делинквентная контр культура перерастает в криминальную контркультуру. Мальчиков из зоны Gобзывают «очкариками», «бананами», «любимчиками учителей», «тюхтями» и т.п. О мальчиках из зоны А говорят иначе: «трудновоспитуемые», «хулиганы» и т.п. На полюсахЛ и С сосредоточены те, кто нарушает рутинное течение жизни, но делает это по-разному. Такова в общих чертах концепция Кевен. Ей удалось связать степени отклонения от среднего стандарта с социальным положением девиантов. Например, поведение, которое низший класс оценивает как попадающее в зону D, средний класс может поместить в зону С либо в зону В. В частности, беспорядочные сексуальные отношения подростков из низшего класса представители этого класса считают нормальными, но они же выглядят как де-линквентные с точки зрения представителей среднего класса, учителей и полицейских. Можно сказать, что оценки одних и тех же поступков представителями разных классов редко совпадают. Поэтому схематически континуумы среднего и низшего классов смещены относительно друг друга; если шкалы расположить друг над другом — низшего класса наверху, а среднего внизу, то зона А среднего класса окажется под зоной В низшего, В — под Си т.п., т.е. все будут смещены на один сегмент вправо. Исследование показало, что проступки мальчиков и девочек из школы-интерната более серьезные и совершаются чаще, чем у мальчиков и девочек того же возраста, посещающих 32 Cavan R.S. Op. cit. P. 255-256. 319 гимназии и лицеи. Кражи более чем на 50 долл. встречаются у 90% первых и лишь у 5% вторых31. Когда Р. Мертон писал о конформизме и девиантности, он указывал на два вида последней — заблуждение (aberrant behavior) и нонконформизм. Заблуждение можно расположить на левом полюсе шкалы Кевен. Заблуждающийся знает и принимает норму, но ради собственной выгоды склонен ее нарушать. Он ведет себя безответственно по отношению к обществу. Напротив, нонконформист займет крайний правый фланг шкалы. Он знаком с общественными нормами, но считает их несправедливыми и открыто попирает их, призывая других к изменению существующего строя. Нонконформист ищет новую
мораль и действует вполне ответственно, хотя и отклоняется от существующих ожиданий. Это социальный реформатор, намного опередивший свое время. С точки зрения долговременной перспективы подобную форму девиации следует назвать конструктивной. А заблуждение как форму девиации надо признать деструктивным34.
Социологические теории ювенальной делинквентности базируются на общетеоретическом фундаменте концепции преступности. Одну из них — теорию делин-квентной субкультуры — построил американский социолог и ученик знаменитого Мертона — Альберт Коэн. А. Коэн распространил известную со времен Мертона теорию аномии на делинквентное поведение. Делинквентная и криминальная субкультура имеет своим истоком различие между ожиданиями и трудностями их реализации на структурном уровне. Обычно эта субкультура распространена среди бедняков, неквалифицированных работников, не имеющих шансов соревноваться за богатство и успех законными путями. Они организуют банды, где находят признание и удовлетворение. Ее истоки кроются также в расхождении между надеждами, которые дает культура, и ограниченными возможностями добиться успеха. Существуют три типа делинквентной субкультуры, и каждая из них имеет свою карьеру и источники притяжения: 1) для криминальной — собственность и богатство; 2) для конфликтно ориентированной — насилие; 3) для отступления (ретритизма) — уход от девиантного и конформистского давления. 33 Short J.F. Jr., Nye I.F. Extent of Unrecorded Juvenile Delinquency: Tentative Conclusions // Journal ofCriminal Law, Criminology and Police Science. 1958. Vol. 49. P. 296-309. 34 Lowry R.P., Rankin R.P. Op. cit. P. 499. 320 Коэн обнаружил, что питательной средой ювенальной делинквентности выступает классовая дифференциация общества, неравные жизненные старты для молодежи из высшего, среднего и низшего классов35. Молодых делинквентов поставляет, как правило, низший класс, а преобладающей формой их организации являются подростковые банды. Ценностные ориентации и нормы ювенальной делинквентности противостоят ценностям господствующей культуры. Она формируется в трущобах больших городов. Факторами, которые поощряют развитие такой субкультуры, по Коэну, выступают: классовые различия, родительские практики воспитания и ожидания относительно будущего своих детей, школьные стандарты и качество обучения.
Коэн выделил три категории подростка с тремя различными типами социальной судьбы — corner boy, college boy, delinquent boy. Уличные мальчишки {corner boys) рождаются у родителей, представляющих верхний слой низшего класса и нижний слой среднего класса. Для их поведения характерны пассивные стратегии мобильности, конформизм и конвенциональные стили жизни. Высшая точка на их социальном пути — средний слой среднего класса. Чем-то они напоминают взрослых мещан: если и хулиганят, то вполне в пределах допустимых норм. Они никогда не совершают серьезных уголовных преступлений. Пройдет время, и они превратятся в законопослушных граждан. Delinquent boys — выходцы из социального дна. 11очти все свое время они проводят не в школе и не с родителями, а на улице с такими же, как они сами, оторвиголовами. Поначалу они могут курить в подвалах, играть здесь в азартные игры и распивать спиртное. Они устраивают уличные драки и даже воруют. Со временем уровень агрессивности у них повышается, растет и уровень организованной преступности. От отдельных нападений на граждан и покушения на чужое имущество они переходят к формированию подростковых банд. Они организуются в уличные банды для того, чтобы отстоять свой статус «хозяина улицы». Их поведение импульсивно и агрессивно, они опираются на групповую солидарность и физическую силу, не планируют свое будущее, полагаясь на ценности текущего момента. Делинк-вентная субкультура формируется по поводу решения статусных проблем низшего класса и сводится, по мнению Коэна, к выворачиванию наизнанку системы ценностей среднего класса, т.е. предполагает явное и полное отрицание стандартов среднего класса и принятие их крайней антитезы. Книга Коэна «Делинквентные подростки: культура бандформирований» прочно вошла в золотой фонд мировой криминалистики и считается самым значимым исследованием социологии девиантного поведения. Исследова- 35 Cohen Л.К. Delinquent Boys: the Culture of the Gang. Glencoe, II.; 1955. 321 ние Коэна продолжает методологические традиции знаменитой Чикагской школы, особенно идеи социальной дезорганизации Эдвина Сазерленда. Концепция делинквентной субкультуры получила развитие в работах Р. Клоуарда и Л. Оулина, которые выделили криминальную субкультуру (рэкет), конфликтную субкультуру (активные шайки) и субкультуру «ухода в себя» (наркомания). Криминализирующие функции субкультуры заключаются в сохранении и передаче традиций определенной социально-культурной делинквентной среды, которая способна противостоять социальным институтам, занимающимся воспитанием детей, и прежде всего семье и школе. Наряду с Коэном значительный вклад в изучение делинквентных, или асоциальных, субкультур внес американский криминолог В. Миллер. Согласно теории субкультур, у преступников складывается своя особая асоциальная субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой даже преступление является морально оправданным. В этой субкультуре возможно, например, такое противоречивое понятие, как «честный вор». Личность развивается и действует в соответствии с ценностями и нормами своего криминального окружения, не воспринимая ценностей культуры общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ДЕЛИНКВЕНТНАЯ СУБКУЛЬТУРА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»