Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму: а) более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта. Рассмотрим способы и процессы мирного сотрудничества, которое в какой-то мере представляет собой скрытое культурное напряжение. Первый процесс — этническое смешивание, когда разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поко- 206 лений и в результате образуют одну нацию. Это обычно происходит через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в единое целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки черных рабов. Второй процесс — этническое поглощение, т.е. ассимиляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о вымирании малых народов Севера — чукчей или хакасов, то речь идет именно об ассимиляции. Они растворились в русском этносе без остатка. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привели к запустению
места проживания малых народов. Молодежь уже не говорит и не пишет на родном языке. Значительная часть мужчин спивается. Генотип народа практически не восстанавливается. Этому во многом способствовали сталинские репрессии, насильственное выселение и переселение народов, уничтожившие лучших представителей малых народов. Эмигрировавшие в Бразилию в XIX в. немцы, итальянцы, японцы, американцы ассимилировались в общебразильской культуре. Потомки этих эмигрантов говорят на национальном языке Бразилии (португальском) и являются частью ее национальной культуры. Бразилия стала походить на «плавильный котел» народов подобно США и Канаде. Через несколько поколений представители ассимилированного меньшинства в культурном и физическом отношениях уже не отличаются от представителей этнического большинства. Но иногда этот процесс растягивается на столетия и проходит незаметно. Истории известны мирные и немирные формы ассимиляции. Современные США — пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцами немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. На современном этапе в насильственном сценарии более крупная нация запрещает национальным меньшинствам использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации. Самый цивилизованный путь объединения разных народов — формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях государственными могут быть несколько языков, например в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Результатом выступает культурный плюрализм. При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. В США миллионы людей говорят и на английском, и на любом другом языке, употребляют как «американскую» пищу (яблочный пирог, стейк, гамбур- 207 геры), так и «этническую», отмечают общенациональные праздники (14 июля — День Благодарения) и свои религиозные. Каждая нация может что-то предложить другим народам и в свою очередь чему-то научиться у них. Американские антропологи говорят о том, что в США на смену идее «плавильного котла», в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического «салата», в котором можно различить каждый ингредиент, хотя все они помещены в одну чашку и приправлены одним соусом. Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной, что предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Однако даже при самом удачном стечении обстоятельств на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает этноцентризм. ЭТНОЦЕНТРИЗМ — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Этноцентризм представляет собой психологическую установку, ценностную ориентацию, а также вытекающую из них особую модель поведения, которая присуща индивидам, группам, народам, причем часто очень культурным. Так, греки и римляне называли варварами окружающие народы, обычаи и традиции которых сильно отличались от собственных. Сегодня этноцентризм служит признаком бескультурья, низкой образованности и выступает источником национальных конфликтов. Этноцентризм надо понимать не только как психологическую установку, но и как искаженное представление о культурных явлениях. Такие представления получили в науке название стереотипов. В науку термин «стереотип» (от стерео... и греч. typos — отпечаток) ввел в 1922 г. американский журналист У. Липман. Стереотип — синоним предвзятого представления или отношения к чему-либо, к кому-либо, а также предрассудка, «ходячего мнения». Стереотипы поведения просты и легко усваиваются массовым сознанием, особенно если оно стихийное, нерациональное. Таково поведение агрессивной толпы, враждебно настроенной по отношению к «инородцам». Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными. Носителям европейской культуры племена, которые украшают носы кольцами, представляются дикарями; мужья, имеющие 10 жен, считаются ими безнравственными; блюда из насекомых представляются обычаями варваров. Они считают правильным только свой, западный образ жизни. Итак, под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной. Оценочные суждения выражаются обычно в терминах «неправильная культура», «неистинная культура», «отсталая, варварская культура», если речь идет о чужом этносе. Собственная культура расценивается как единственно правильная или самая передовая. Испанские миссионеры, хлынувшие в открытую Колумбом Америку, обращали язычников в собственную веру, навязывая им ценности западного общества как единственно правильные. 208 С этноцентризмом тесно связано понятие ксенофобии — боязнь и неприятие всего иностранного, а если шире — всего чужого. Шовинизм — разновидность ксенофобии и этноцентризма, крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность. От этноцентризма надо отличать принцип культурного релятивизма, выдвинутый в 1906 г. американским социологом Уильямом Самнером. Согласно этому принципу, культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Самнер полагал, что каннибализм (людоедство) и инфантицид (детоубийство) имеют смысл в контексте
тех обществ, где подобные обычаи практиковались. Американский антрополог Рут Бенедит в 1934 г. дала широкую трактовку релятивизма, предположив, что любая культура должна пониматься не из собственных предпосылок, но в своей целостности. Она полагала, что ни один обычай, правило или ценность не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры. Они относительны своей культуры. (Термин «релятивизм» переводится как «относительный».)
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФОРМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»