Для социолога конфликт — прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов и ценностных ориентации, мотиваций и формами отстаивания интересов. Изучение конфликтов началось еще в античности. Одним из первых обратил на них внимание Аристотель, который выявил социально-психологические причины возникновения конфликта. Они выражены в следующих максимах: 1) недостаток природы человека состоит в том, что его никогда нельзя до конца удовлетворить; 2) нет предела человеческим желаниям и большинство людей тратит свою жизнь на то, чтобы удовлетворить их. Материал подготовлен в соавторстве с проф. В.Н. Шаленко. 171 Положение о человеческой природе как постоянном источнике недовольства служит одним из важных тезисов социально-психологической теории революции. Согласно Аристотелю, страсть к уравниванию всех людей в обществе, где нет равенства, выступает одной из причин «стасиса». Так уж устроены люди, рассуждал античный философ, что если они убедились в том, будто равны другим в одном аспекте, они обязательно будут считать себя равными и во всех других. И еще: если кто-то нашел, что он превосходит других людей в каком-то одном качестве, то он обязательно будет считать, что превосходит их и во всех других. В конце XIX — начале XX в. благодаря трудам М. Вебера, Г. Зиммеля, В. Парето и Э. Дюркгейма произошла смена взглядов на роль конфликтов в обществе: мир перестал рассматриваться как конечная цель общественных отношений. Конфликт — неотъемлемый элемент жизни обществ в той же степени, как «согласие» или «компромисс»2.
На социетальном уровне рассмотрение конфликта представлено в работах К. Маркса (теория классовой борьбы), Э. Дюркгейма (концепция деви-антного поведения и солидарности), Г. Зиммеля (теория органической взаимосвязи процессов ассоциации и диссоциации), М. Вебера, К. Манхейма, Л. Козера (функциональность конфликта), Р. Дарендорфа (теория поляризации интересов), П. Сорокина (теория несовместимости противоположных ценностей), Т. Парсонса (теория социальной напряженности), Н. Смелзе-ра (теория коллективного поведения и инновационного конфликта), Л. Крисберга, К. Боулдинга, П. Бурдье (различавшего два основания и две формы конфликтов: борьба классов и конкуренция в рамках одного социального поля), Р. Арона, Э. Фромма, Э. Берна, А. Рапопорта, Е.Й. Галтунга и др. Сегодня социальные конфликты — активно развивающаяся область социологии. Ее истоки восходят к работам М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Карл Маркс считается создателем социальной теории конфликта, в которой главную роль играло понятие классовой борьбы. Маркс определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории. Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями — с другой. В свою очередь и производственные отношения (базис) оказываются в постоянном конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития общества превращаются в препятствие, они подвергаются революционному преобразованию. Смена формаций — это непрекращающаяся череда социальных конфликтов, которые способны принимать две экстремальные формы: социальной революции — пограничного, находящегося на стыке двух формаций глобального конфликта, и классовой борьбы — внутриформационного конфликта. Нарастание классовой борьбы, например между пролетариатом и буржуазией, свидетельствует о приближающейся революции. Она выпол- 2 FreundJ. Sociologie du conflict. P., 1983. P. 49. 172 няет функцию ассенизации — очищает воздух и разряжает накопившееся в атмосфере общества напряжение. В послереволюционный период победившим социальным группам и институциям дышится легче. Однако постепенно обостряется противоречие между старым, до конца не уничтоженным и существующим в статусе исторического пережитка, и новым порядком, не успевшим набрать сил, а поэтому неустойчивым, конфликтным, реформационным. С сохраняющимися в качестве постепенно отмирающих пережитков консервативными силами классовая борьба ведется в форме политической и идейной борьбы. На определенных этапах строительства нового общества возможно не угасание социальных конфликтов, как ожидалось, а их обострение. Конфликт Маркс оценивал двояко — как позитивное и негативное явления. Социальный конфликт свидетельствует о том, что общественные отношения вступили в высшую стадию противоречия, антагонистическую, из которой есть только один выход — переход общества на более высокую ступень развития, скажем, от феодализма к капитализму или от капитализма к социализму, через социальную революцию. Таким образом, конфликт обнажал социальную патологию и вместе с тем показывал путь к решению общественных проблем. Вместе с тем социальные противоречия, конфликты и противоборство общественных сил — источник социального развития. Нет конфликтов — нет и развития общества. Американский социолог Дж. Тернер, который справедливо считал Маркса создателем теории конфликта, на основе изучения его работ внес в нее новые элементы3: ♦ конфликты чаще всего происходят из-за недостаточности ресурсов и особенно власти; ♦ конфликт — главный источник изменений социальных систем; ♦ чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами (социальными группами) системы; ♦ чем глубже подчиненные группы осознают свои интересы, тем более вероятно, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей формы распределения дефицитных ресурсов; ♦ чем больше подчиненные группы внутри системы сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятно,что они сообща вступят в открытый конфликт с доминирующимигруппами системы; ♦ чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт; ♦ чем более насильственным является конфликт, тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов. Тернер Дж. Структура социологической теории. М, 1985. 173
Английский социолог Герберт Спенсер (1820—1903) рассматривал конфликт с позиций социал-дарвинизма, считая его неизбежным явлением в истории и стимулом социального развития. Конфликт (слово употреблялось взаимозаменяемо со словом «война») становится обычной формой жизнедеятельности общества. Влияние конфликта сказывается не только вовне, но и внутри конфликтующих обществ. В древности военные конфликты отбирали в качестве вождей особенно храбрых и способных людей, сплачивали племя в борьбе с общим врагом, регулировали численность населения соразмерно с имеющимися ресурсами, воспитывали, помогая людям находить общий язык при несходстве интересов и целей. Таким образом, на заре истории конфликт, по Спенсеру, сыграл громадную роль в социализации человека. Организованный конфликт, направляемый вовне политической или религиозной властью, — «милитаризм», объединяя малые общественные группы во все более крупные, неизбежно расширял пространство, где воинами могли быть не все и часть человечества получала возможность жить в мире и производительно трудиться, незаметно формируя ростки новых, «промышленных» отношений. «За доказательное обоснование интеграционной роли межплеменных и межнациональных конфликтов в сплачивании и объединении малых групп в большие, в создании межплеменных союзов, в начатках «кооперации», первоначально служившей для защиты и нападения (т.е. исполнявшей чисто военные функции, но от этого вида сотрудничества произошли все другие виды кооперации), и т.д. и т.п. — Спенсера можно считать основоположником «конфликтного функционализма», развиваемого в наши дни на Западе», — совершенно справедливо полагает А.Д. Ковалев4. Примерно так же рассматривал конфликт Макс Вебер, называвший его борьбой. Немецкий социолог Леопольд Визе (1876— 1969), отвергая дарвинистский подход, выдвинул идею регуляции конфликтов через дружеское соглашение или с помощью социальных институтов. Людвиг Гумплович (1838—1909), опираясь на учение Ч. Дарвина, считал конфликт универсальным фактором социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Густав Ратценхофер (1842—1904), как и Гумплович, говорил о конфликте как о главном социальном процессе и утверждал, что во взаимоотношениях между людьми царит абсолютная враждебность вследствие борьбы за пропитание.
Как и Маркс, Георг Зиммель (1858—1918) считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Он представлял социальную структуру общества в виде неразрывно взаимосвязанных процессов социации (Vergesellschaftung) и диссоциации — объединения (взаимодействия) и разъединения. Различия между людьми — вполне естественное явление. И в конфликте нет ничего страшного для общества, ибо благодаря конфликту люди обнажают различие интересов, потребностей и желаний, сталкиваются, вступают в противоборство и в конечном итоге стремятся преодо- 4 История теоретической социологии: В 5 т. Т. 2: Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М, 1997. С. 259. 174 леть свои разногласия. Таким образом, конфликт несет в себе конструктивное начало. Конфликт у Зиммеля динамичен и имеет разную степень интенсивности (силы); крайними точками шкалы интенсивности выступают «конкуренция» и «борьба». Борьбу Зиммель определил как беспорядочную битву сторон, а конкуренцию — как упорядоченное противоборство, приводящее к взаимному обособлению. Можно сказать, что у конфликта немало положительных черт — сохранение и укрепление социальной системы как целостности, сплочение и мобилизация социального организма. Постоянные конфликты, большие и малые — неизбежные моменты на пути становления общественных связей людей. Преодолевая их, люди учатся жить в согласии друг с другом. Конфликт разряжает накопившееся напряжение в отношениях членов общества. Следовательно, его конечная цель — достижение мира. Это своеобразный синтез элементов, противоборствующих друг с другом и существующих друг для друга. Скорее надо бояться индифферентности и равнодушия людей, а не попытки, пусть и в конфликтной форме, выяснить свои отношения. Каждый человек — исключительная личность, не похожая на другую. Невозможно достичь социального единства (Einheit) между такими «единицами общества», взывая к дружбе, гуманности, разуму и логике, требуя соблюдения религиозных и этических норм. Социация может быть только абстрактной. Исторический реализм придает социальным отношениям как раз признание того, что интересы и цели людей могут не совпадать, а то и противоборствовать. Таким образом, у Зиммеля противоречие и конфликт выполняют роль операционализации социальных отношений, ставя их на почву реальной жизни, где ассоциация и диссоциация, конвергенция и дивергенция, счастье и несчастье, добро и зло, успех и поражение идут рука об руку. Чередование таких волн, приливов и отливов придают обществу качество пульсирующей жизни. Исключите конфликты — и вы уничтожите самую жизнь. Социалисты пытались создать идеальное общество, для чего убрали из жизни все негативное и конфликтное, думая установить лишь братство, справедливость и гармонию, но добились лишь того, что уничтожили само общество. Устраняя одно, мы лишаем жизнь ее полноты, ибо она может существовать, говорил Зиммель, только как единство противоположностей. Этого делать нельзя так же, как нельзя унифицировать людей, уничтожить их различия. Хотя такие унифицированные микрообщества есть, например армейское сообщество, монастырь, преступная группа, школьный класс. Чем более они однообразны, тем менее они способны к саморазвитию. Идеальный пример — общество Отцов церкви или общество святых, где нет конфликтов. Но нет и реальности, ибо это выдуманные сообщества. Источником конфликта у Зиммеля выступает не только столкновение интересов, но и проявление людьми «инстинктов враждебности», способных усилить остроту конфликта. Смягчить конфликт можно благодаря гармонии отношений между людьми и «инстинкту любви». Обществом и людьми движет универсальная потребность «любить и ненавидеть», притягивать и отталкивать, сотрудничать и конкурировать. Вопрос лишь в количествен- 175 ной мере, в том, чего больше присутствует в конкретный момент времени. Задача социолога — не строить идеальное общество, а изучать реальных людей. Наблюдая межличностный уровень развития конфликта, Зиммель пришел к весьма любопытным выводам. Конфликт тем острее: ♦ чем больше групп вовлечены в конфликт эмоционально; ♦ чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт; ♦ чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп; ♦ чем прочнее было раньше согласие участвующих в конфликте сторон; ♦ чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре; ♦ чем больше конфликт становится самоцелью; ♦ чем больше (с точки зрения участников) конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов. Следовательно, более сильные эмоции, вызванные конфликтом, с большей вероятностью ведут к применению насилия. В межличностных конфликтах чувства, порожденные прежней близостью, враждой или ревностью, усиливают остроту конфликта. В межгрупповых конфликтах внутренняя сплоченность групп, внутренняя гармоничность отношений участвующих в конфликте групп с большей вероятностью вызывает насилие. Позитивизм считал конфликт социальной болезнью. Общество — это целое. состоящее из функционально взаимодействующих частей. Данное направление в социальных науках исходит из утверждения, что стабильность, устойчивость, гармония и порядок являются фундаментальной основой человеческого общества. Конфликт может возникнутьлишьтогда, когда целостность нарушается. Чем сильнее конфликт, тем глубже социальная патология. Позитивистский подход оказал решающее влияние на трактовку конфликта как негативного явления. Односторонне отрицательная трактовка конфликта как общественной деформации на долгое время сохранилась только в советской социологии, в большинстве течений социальной мысли конфликт оценивается как диалектическое единство позитивных и негативных сторон. У современных западных социологов нет единства в понимании сущности и роли социального конфликта в обществе (скорее всего потому, что такого единства в принципе быть не должно). Для Г. Зиммеля конфликт представлял средство социализации, для Т. Парсонса он выступает скорее патологией, для Р. Парка — формой ассимиляции, для Р. Дарен-дорфа — результатом сопротивления и элементом в системе господства и подчинения.
Один из основателей Чикагской школы социальной экологии Роберт Парк (1864—1944) включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией. В этой концепции конфликт и консенсус рассматривались как взаимосвязанные и взаимодополняющие стороны единого эволюционного процесса, что подчеркивало естественное происхождение конфликта и закономерность его трансформации в оптимальное состояние консенсуса. Стачки, революции, войны Парк считал продуктом эволюционного процесса, а социальное изменение рассматривал как 176 движение от конфликта к согласию, обусловленное естественными закономерностями. С его точки зрения, соревнование, являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.
Ральф Дарендорф (род. 1929) назвал свое учение теорией конфликта. Под конфликтом он понимает «все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп»5. Отсюда вытекает новая для социологии трактовка классов как «конфликтующих социальных групп», одни из которых участвуют в системе социального господства, а другие исключены из нее6. При этом само господство истолковывается довольно широко или, можно сказать, либерально — как данное обществом право создавать нормы и принуждать других людей их выполнять. Когда одна социальная группа формулирует нормы и законы, а другая вынуждена им подчиняться, то рано или поздно в обществе накапливается социальная напряженность, которая способна прорваться в конфликте. Наличие господства и подчинения ведет к конфликту, который порождается теми же структурами, что и интеграция (к интеграции ведет стратификация, нормополагание, социальный контроль, равновесие). Конфликт Дарендорф считает результатом сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а рациональная регуляция — к контролируемой эволюции. Хотя причины конфликтов неустранимы, либеральное общество может улаживать их на уровне конкуренции между индивидами, группами и классами. Перевести конфликт в плоскость конкуренции — вполне экономичный подход, который выработал рациональный капитализм еще на классической стадии своего развития (XVIII-XIX вв.). Такая вполне мирная трактовка сущности конфликта очень близка рассудочному гуманизму Зиммеля. У Дарендорфа конфликт оказывается не разрушительным, а способствующим поддержанию равновесия, тем более что в любой системе, по его мнению, существуют стабильность и изменение, интеграция и конфликт, функция и дисфункция. Он разграничивает конфликты между различными ожиданиями применительно к одной роли (ожидания бывают ожиданиями строгого долженствования, нестрогого долженствования и возможности поведения), между ролями, внутри социальных групп, между группами, конфликты на уровне всего общества и конфликты между странами. Ранжируя конфликты (конфликт противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения одного другим в важном аспекте, конфликт целого и части), Дарендорф получает 15 их типов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРИИ КОНФЛИКТА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»