Как было выяснено раньше, в буквальном переводе аномия (греч. а — отрицательная частица, nomos — закон; отсюда фр. anomie — отсутствие закона) обозначает беззаконие, отсутствие норм. Этим термином можно описывать как поведение отдельных индивидов, так и состояние всего общества. Но мы не обратили внимание на следующее. Отрицательная частица «а» означает два состояния: 1) отрицание норм со стороны людей; 2) отсутствие законов в обществе. Первая сторона отражает субъективный аспект аномии, вторая — объективный. Это означает, что социологам следует разводить отношение людей к законам и состояние институтов общества. Одно дело, когда законы есть, но население — в силу самых разных причин — не стремится их соблюдать. И совсем другое дело, когда общество — в лице испол- 156 нительной или законодательной власти — не создало эффективных законов, а те, что существуют, либо не действуют, либо не отвечают интересам большинства населения, а поэтому не соблюдаются им. Обе стороны аномии характерны для российского общества. Причем не только нынешнего, но и прошлого. Ни Мертон, ни Дюркгейм, к сожалению, не выделяли и не различали две стороны аномии. Дюркгейм, считающийся пионером подобного рода исследований, поставил проблему, но не раскрыл ее сущность. Мертон описал не формы проявления аномии, а типы реакции индивидов на нее — конформизм, инновацию, ритуализм, ретритизм, мятеж. Строго говоря, первые три формы вообще не имеют отношения к аномии. Действительно, если люди соглашаются и с целями, и с средствами, то беззакония и отчуждения людей от власти нет. Таков конформизм. Когда цели принимаются, а средства отклоняются лишь для того, чтобы одни, устаревшие, заменить другими, более совершенными, не разрушая существующего положения, но, напротив, обновляя и укрепляя его, то и здесь об аномии нельзя вести речь. В самом деле, инновационное поведение к аномии не имеет отношения, поскольку обновление происходит всегда — и в стабильном обществе, и в нестабильном. Если Мертон имел в виду нечто другое, то нужно было сделать оговорки и обосновать их60. Наконец, ритуализм, предполагающий отклонение целей, но соблюдение средств, также не имеет прямого отношения к беспорядкам, хаосу и анархии в обществе, которые четко маркируют глубокую стадию аномии общества. Остаются два индикатора, с которыми нельзя не согласиться. Ретритизм означает индивидуальный — тихий, молчаливый и незаметный — побег одиночек из общества, которое им не нравится, цели (заодно и ценности) и средства (институты) которого ими не признаются. У него существует иное название — эскапизм. Отшельники и строители утопических коммун — ярчайшие представители эскапизма, мирного бунта одиночек. Пятая форма реакции — мятеж или бунт — прямое свидетельство того, что большинство населения доведено до крайности. При этом по формам своего проявления мятеж может серьезно варьироваться: забастовка и стачка — это, несомненно, проявление мятежа, но в слабой форме; еще слабее рестрикционизм — сознательное ограничение нормы выработки. Но революция и бунт демонстрируют максимально сильную форму мятежа. Современные антиглобалисты, съезжающиеся со всех сторон мира на саммиты «Большой восьмерки», выражающие свое несогласие с целями и ценностями развитых стран, находят экстремальные формы выражения своего протеста: устраивают шумные демонстрации, громят витрины, поджигают автомобили и т.п. Это мятеж в международном масштабе. При мятеже не просто отклоняются цели и средства, но заменяются другими, противоположными тем, что существуют в обществе. Именно на таких принципах основаны контркультуры — преступная, большевистская, фашистская или сатанинская. Они противостоят существующему обществу, отвергают его, борются с ним и разрушают его. Правда, после внесения оговорок, которые в методологическом смысле носят характер ad hoc условий, призванных приспособить научную теорию к контраргументам и сохранить ей жизнь, сама теория теряет прежнюю научную ценность. 157 Учитывая все формы проявления аномии, даже те, которые только внешне похожи на нее, получим некий континуум аномии, на котором между двумя полюсами, самым слабым и самым сильным, а именно конформизмом и мятежом, расположились три промежуточные формы (см. рис. 25).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНТИНУУМ АНОМИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»