ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

АНОМИЯ: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Когда-то наша планета представляла собой бесформенную расплавленную массу. Постепенно она остывала, а горячая и подвижная лава успокаивалась, приобретая очертания материков. Затем образовались атмосфера, вода и суша, на которой возникли растительный и животный мир. Земля приобрела устойчивую структуру, в которой места каждого элемента, части и региона строго предписаны и закреплены. Сегодня на Земле все упорядочено и регулируется строгими законами природы. Однако если они изменятся либо наша планета столкнется с большим метеоритом, вселенская катастрофа погубит все живое, дремлющая в глубинах раскаленная магма прорвется наружу и превратит цветущую планету в огромный кипящий поток.
Возможно, аномия уносит нас в те далекие времена, когда человеческое общество еще не сформировалось в стройное целое, когда отношения междулюдьми не регулировались нормами, а подчинялись стихии чувств, дрем-
113
лющих в глубине человеческого подсознания и в роковые минуты прорывающихся на поверхность.

Переход из твердого состояния в жидкое или газообразное всегда сопровождается катастрофическими процессами, поскольку влечет за собой изменение структуры. Тот длительный или короткий промежуток времени, когда тело, вещество или общество находятся на границе двух состояний, именуется в науке по-разному — кризисное, переходное, маргинальное, аномическое. Возможно, что аномия — отсутствие твердо установленных норм, своего рода газообразное или расплавленное состояние общественной материи — является закономерным и необходимым моментом социальной динамики. Общества возникают и гибнут, народы приходят и уходят, структуры создаются и разрушаются. Подъем обязательно сменяется спадом, а на место кризиса со временем приходят стабильность и процветание, а затем все меняется.

Если составить исторический обзор развития человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней, то неизвестно, чего в нем окажется больше — стабильности или нестабильности, устойчивости или аморфности. Первобытная история напоминает огромное поле битвы — если не с себе подобными, то с другими представителями фауны. Тысячи лет длится непрекращающаяся ни на минуту борьба за выживание, сопровождающаяся войнами, столкновениями, захватом, разрушениями. В то же время социальная структура общества, которое социологи называют традиционным, характеризовалось удивительной косностью и консерватизмом. Сословная иерархия предписывала каждому человеку его место в социальной структуре задолго до рождения. В течение всей своей жизни его поведение ограничивалось множеством правил, норм, традиций и обычаев. Войны, конфликты и набеги разрушали на своем пути все, но социальная структура почти в неизменном виде воспроизводилась из поколения в поколение.
Никакая страна, современная или прошлая, не может существовать вне правового пространства, основу которого составляет сложно организованная совокупность законов, правил, обычаев и традиций. Все они называются одним широким понятием — социальные нормы. Сегодня большинство законов протоколируется специальными документами, начиная с конституции страны и кончая региональными законами и ведомственными, отраслевыми инструкциями. В США, Германии или России документов такого содержания насчитываются сотни тысяч. В древности таких документов не было, а все решалось на основе установившейся традиции, которая передавалась тысячелетиями из поколения в поколение.
Таким образом, с одной стороны, мы имеем тысячи правовых документов, которые могут пересматриваться в течение нескольких лет, а то и месяцев, а с другой — несколько правовых норм, которые письменно не зафик-
114
сированы, но существуют тысячелетиями. Понятно, в каком из этих случаев проще поддерживать социальный порядок. Социологи, занимающиеся историей человечества, убедительно показали, что традиционное общество более стабильно, хотя и более консервативно, чем современное, очень мобильное и быстро меняющееся.

Рис. 16. Существует расхождение между тем. чему учш ь ткни?.. и тем. что происходит в реальной жизни
Когда деды и прадеды придерживаются твердо установленных норм общежития, внукам легче следовать их примеру. Старшее поколение обучает младшее и демонстрирует на собственном поведении, что для человека выгоднее придерживаться общепринятых правил, нежели нарушать их. Передаваемые, как эстафета, социальные нормы неизбежно превращаются в культурные ценности, а это значит, что правила поведения повышают свой общественный статус. Теперь это уже не технические процедуры, которые необходимо знать и соблюдать, опасаясь возмездия со стороны органов правосудия, а социальные практики, которые почитаются большинством населения как благо и духовная ценность.
В современном обществе очередное поколение, вступающее в самостоятельную жизнь, сталкивается с почти неразрешимым выбором: следовать ли установленным нормам безоговорочно, подвергать их сомнению, принимать частично или отвергать. Неразрешимым его делают несколько обстоятельств. Во-первых, то, что такой выбор вообще существует, поскольку в традиционном обществе выбора относительно соблюдения законов не было и тем более эта проблема выбора никогда не стояла перед целым поколением. Во-вторых, расхождение между тем, чему молодых людей учат в школе и семье, и тем, как ведут себя реальные люди — те же учителя и родители, совершая служебную карьеру, добиваясь повышения оклада, делая свой бизнес, уклоняясь от налогов и т.д. Расхождение между провозглашаемым и осуществляемым сеет в юных головах разброд и метание, виновником которо-
115
го является не их бездарность, а неспособность общества справиться с ситуацией, порожденной им самим. В-третьих, убеждение в ненужности соблюдать данные нормы, поскольку на смену им скоро придут другие. В-четвертых, уверенность в том, что нарушение закона можно компенсировать взяткой, звонком к влиятельным людям, административными ресурсами и статусными привилегиями.
Чем ближе к современности приближается стрелка исторического времени, тем выше темп социальных перемен, чаше приходится расставаться с отслужившими свой век обычаями и заменять их новыми правилами общественной игры. В быстро изменяющемся мире люди не успевают привыкнуть к одним нормам, как им на смену уже появляются другие. Мобильность социальных норм снижает их общественный статус, они утрачивают свойство вечности и нерушимости. А это равносильно снижению их практической отдачи и способности служить механизмом социального контроля. Традиции перестали выполнять функцию института обучения, когда они, передаваясь от дедов к внукам, служили единственным наглядным пособием в школе жизненной мудрости. Их «заменители», занимающиеся юридическим просвещением населения, скажем школа и СМИ, справляются со своей задачей гораздо хуже, чем их аналоги в традиционном обществе. Жизнь становится подвижнее и вместе с тем все более неустойчивой, беспокойной, непредсказуемой. С калейдоскопической быстротой меняются не только события, но и социальные нормы, особенно в обществе, которое переходит от одного социального уклада, скажем социалистического, к другому — в данном случае капиталистическому. Для обсуждения, согласования, редактирования и утверждения новых законов обновленной России создана Государственная Дума, которая каждый год рассматривает и принимает более тысячи новых законопроектов.
В древности новые нормы возникали сами собой, существовали очень долго, были просты и понятны даже неграмотному крестьянину. Ныне, для того чтобы разобраться в юридической казуистике, скажем жилищного кодекса, часто не хватает высшего образования. Сформировалась многочисленная прослойка консультантов, которые зарабатывают немалые деньги благодаря тому, что законы очень сложны, а населению не достает правовой грамотности. При знакомстве с законами не покидает ощущение, что их создают специалисты
1 Его детство в трущобах южной Филадельфии, как отмечают биографы, в частности Джейсон Холлан-дер, принесло ему массу впечатлений и оказало несомненное влияние на характер его научных воззрений. Сам Мертон в интервью «New York Times» признавался, что городская жизнь «дала мальчишкамвсе, что им было надо для последующей жизни, а именно, социальный капитал, культурный капитал,человеческий капитал, а кроме того, то, что мы можем назвать общественным капиталом».
2 Berger P.L., Berger В. Sociology: A Biographical Approach. L., 1981.
116
для таких же специалистов, хотя предполагается, что руководствоваться ими будет более 140 млн человек. Разговор власти с народом превращается в диалог глухого со слепым. Рассогласование двух субъектов правового поля порождает аномию — отсутствие социальных норм в обществе либо их несоблюдение. Законы могут существовать де-юре, когда они лишь на бумаге, но не де-факто, когда миллионы людей не соблюдают их в повседневной жизни. Мотивация неподчинения может быть самой разной, например она может корениться в твердом убеждении населения, что законы выгодны только властям, которые с их помощью пытаются укрепить свои позиции. Однако у аномии могут быть более серьезные причины, раскрыть которые способен лишь профессионально подготовленный социолог. Первым об этом задумался Э. Дюркгейм, а продолжил анализ Р. Мертон.
Соединяя воедино три исторических факта, которые нас будут здесь интересовать, а именно: исследования аномии Дюркгеймом, Мертоном и современными российскими социологами, стоит обратить внимание на одну особенность, существующую во всех трех случаях. Актуализация связанных с изучением аномии проблем происходит всякий раз, когда общество переживает кризисные состояния3 либо неблагополучие наблюдается в личной судьбе мыслителей.
Поскольку в буквальном переводе с древнегреческого аномия (греч. а — отрицательная частица, nomos — закон; отсюда фр. anomie — отсутствие закона) обозначает беззаконие, отсутствие норм, то этим термином вполне можно описывать как поведение отдельных индивидов, так и состояние всего общества.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНОМИЯ: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Мова HTML
Аудит фіксованого сільськогосподарського податку
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Аудит надзвичайних доходів і витрат
Аудит документального оформлення операцій з обліку витрат і виход...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 681 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП