ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ЛЮДИ-МАСКИ, ОБЩЕСТВО-СПЕКТАКЛЬ
Анализируя превращенную форму и отчуждение, Маркс неоднократно употреблял понятия экономической маски и «маски-сознания». Маски обладают свойством нечто выражать и одновременно скрывать.
Древнегреческие актеры выходили на сцену в огромных масках, которые были видны с последних рядов амфитеатра. На масках крупными мазками прорисовывался характер персонажа, например злодея отцеубийцы, и прорезалось ротовое отверстие, через которое актер произносил свой монолог. Этот процесс получил название per sonare — говорить сквозь маску. Отсюда происходит известное нам понятие «персона», или личность.
В социальной реальности текст исполняемых нами ролей пишет не конкретный человек, а общество, точнее его полномочные агенты, в частности парламент, создающий законодательную базу государства. Каждый из нас озвучивает написанную обществом роль, внося в ее исполнение собственную интерпретацию и собственное понимание того, как следует себя вести человеку, играющему такую роль.
Наше сознание не только руководит нашим ролевым поведением, но и осуществляет огромную работу по расшифровке кодов, которыми зашифрованы общественная жизнь и сложный комплекс социальных отношений.
98
Читая ежегодные отчеты главы государства, анализируя выступления ответственных государственных мужей, человек проделывает большую умственную работу по дешифровке, решая задачу, например, о том, что означает увеличение расходов на социальную сферу на 1,2%. Это очень мало или достаточно для того, чтобы ребенок мог поступить в следующем году в государственный вуз или придется копить деньги на коммерческий? Повысят заработную плату врачам и учителям или добавка вновь разойдется по карманам чиновников?
Не имея возможности повлиять на распределение государственного бюджета, мы ощущаем силу социальной системы, стоящей над нами. Ее нельзя увидеть, свергнуть, остановить, приспособить к своим нуждам. Социальная система начинает разрастаться в огромный театр, где каждый человек — всего лишь игрок, а правила игры написаны обществом или государством. Общественные отношения начинают восприниматься человеком как отношения на сцене. Большинство населения оказывается в роли зрителей, расположенных в темном зале, с интересом глазеющих на сценическое действо, ни изменить, ни повлиять на которое оно не в силах.
Превращение участников в зрителей, активных творцов и конструкторов социальной реальности (ведь люди некогда учредили все многообразие социальных институтов) в пассивных наблюдателей — конечный акт масштабной социальной драмы, называемой отчуждением продуктов деятельности от субъектов данной деятельности. Именно благодаря этой драме стало возможным появление социальной превращенной формы.
Марксистски ориентированный культуролог и критик современной визуальной культуры, Ги Дебор, спустя полтора столетия после Маркса, развил представление об обществе как большом спектакле: «Спектакль — это не совокупность образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами... Спектакль, рассматриваемый сообразно его собственной организации, есть утверждение всякой человеческой, то есть социальной, жизни как простой видимости»74. И еще: «Спектакль, взятый в своей тотальности, есть одновременно и результат, и проект существующего способа производства... Спектакль есть основное производство современного общества»75.
Метафора общества как спектакля весьма удачно вписывается в теоретическую модель превращенной формы. Здесь и проблема отчуждения — сцены от зрительного зала, артистов от зрителей, автора пьесы от актеров, праздничного действа от обыденного созерцания. Здесь и процесс манипуляции как поведением (актеров со стороны автора и режиссера), так и сознанием (актерским и зрительским), игра воображения (достраивание зрителем действий и смыслов, наблюдаемых на сцене). Здесь и само действие превращения — актеров в античных героев, зрителей — в праздничную публику. Иг-рание, или исполнение роли, — это одновременно вживание в образ, перевоплощение в иную личность, иную эпоху, а часто и члена совсем другого общества. Зритель, вживаясь в то, что изображают актеры, воспринимает театральное действие как реальное. Аберрация сознания может зайти настолько далеко, что повлияет на дальнейшую социализацию и жизненный
Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000. С. 23, 25. Там же. С. 24, 26.
99
путь зрителя. Он может уподобить свою жизнь жизни театрального героя. Эмоциональное впечатление, полученное зрителем от просмотренного спектакля, может превратиться в эмоциональный шок, круто изменив дальнейшую судьбу человека. Зритель, сочувствуя, сопереживая, страдая вместе с героями, может получить от спектакля гораздо больший эмоциональный заряд, чем от собственной жизни, от событий, реально переживаемых им, но очень будничных и рутинных.
Современное кино и телевидение, а в последнее время и интернет создают очень мощную конкуренцию реальной действительности. Визуальная реальность становится более привлекательной, интеллектуально и эмоционально насыщенной, чем реальность объективная. Некоторые фанаты телеэкрана и монитора не выдерживают соревнования, навсегда становясь рабом виртуальной действительности или пациентом психиатрической больницы. Превращенная форма заняла место реальной формы, в которую отливается или по крайней мере должна отливаться человеческая культура.
В театре вымышленная реальность становится реальнее объективной. Зрители отдают себе отчет в том, что перед ними — игра, фарс, обман, но они кажутся ему интереснее, привлекательнее и значительнее, чем социальная реальность. Они с удовольствием предаются вымыслу и желали бы продлить сладкий обман. С неохотой и разочарованием они покидают зрительный зал после окончания спектакля, с отвращением обнаруживая себя на дождливой улице или в грязной подворотне. Они не хотели бы возвращаться в эту жизнь, но она им нужна хотя бы для того, чтобы заработать деньги на очередной спектакль.
Покидая гостеприимный театр и оказавшись в негостеприимном городе, люди с сожалением понимают, что спектакль не закончился. Реальная жизнь — это тоже спектакль, где вместо профессиональных актеров роли играют чиновники и бюрократы. Для них тоже пишут пьесы, и они, придя после работы домой, с удовольствием сбрасывают постылую маску, превращаясь в заурядного обывателя. Перевоплощение закончилось, но наступит утро, и спектакль начнется опять. Люди проснутся, наденут социальные маски и отправятся исполнять свои роли. Только в отличие от профессионалов они будут делать свою работу часто очень по-дилетантски, а зрители, увидевшие их игру, покинут зал.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛЮДИ-МАСКИ, ОБЩЕСТВО-СПЕКТАКЛЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Порядок реєстрації комерційного банку
Мета аудиту — перевірити правильність визначення податку з реклам...
Аудит орендованих необоротних активів
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ
Фінансові ресурси інвестування


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 530 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП