Разрабатывая проблему чествования святых как социальный институт, К.С. Емельянов29 выделил его функции и дисфункции. К функциональным элементам культурной практики почитания святых он, в частности, отнес: 1) увековечение памяти подвижников, своей жизнью угодивших Богу; 2) создание группы людей, которые могли бы служить образцом поведения для хри- 27 Любин А. То ли толлинг, то ли грабеж // Труд. 1999. 23 сент.; Иванов Н. Грабить можно на 15%меньше // Коммерсантъ. 1999. № 212; Иванов Н., Белкин Д. Толлинговая атака на правительство// Коммерсантъ. 1999. № 192. 28 Отмена толлинга погубит кабинет Касьянова // АПН. 2002. 11 дек. 29 Емельянов К.С. Почитание святых как социальный институт и культурная практика: канд. дисс.(научный руководитель А.И. Кравченко). М., 2004. 66
стиан; 3) нравственное воспитание верующих; 4) утверждение почитания святых (канонизация), почитание их останков (мощей). В таком виде институт чествования святых, возникший в глубокой древности на Востоке, сохранился до наших дней (в Западной церкви — римской — со временем немного изменилась процедура канонизации). Но время успело наслоить на этот институт (его можно интерпретировать и как социкультурную практику) много такого, что не связано с истинным смыслом православия и истинным почитанием святых. Возник новый культурный феномен — псевдопочитание, которое не имеет ничего общего с христианством. Его корни — в языческом фетишизме. Речь идет о поклонении святым как идолам. Подмена христианского смысла и содержания языческим, чуждым ему по своему глубинному смыслу верованием приводит не просто к трансформации социального института, изменению его исходных функций, но к их извращению. Раскрывая логику зарождения превращенной формы в рамках института почитания святых, Емельянов пишет, что, возникнув как почитание, отношение к святым очень быстро стало обретать характер поклонения. Но поклонение воздается только Богу — Единственному, Кому человек может (и должен) поклоняться. В поклонении Богу выражается полное подчинение Его воле. Почитание же предполагает уважение, благоговение, признание, но не подчинение. Такого рода латентная дисфункция приводит к тому, что поклонение святым превращается в самодовлеющий культ со своими целевыми установками, идеологией, правилами, обычаями. В поклонении святому акцент с Христа переносится на «свойства» святого, которые ему приписываются народом. Из помощников, ходатаев перед Богом святые сами становятся богами, каждый из которых заведует своим «направлением». Например, св. Пантелеймон помогает от болезней, пророк Илия посылает хорошую погоду, а св. Матронушка московская приносит счастье в личную жизнь. Практика поклонения святым, формально осуждаемая Церковью и ее канонами, часто находит поддержку в «простом народе». Однако она не приветствуется и является дисфункцией потому, что откатывает сознание верующего назад — к магическим установкам, в соответствии с которыми мир представляется раздробленным, а не единым целым. Оказывается, что усердными просьбами, мольбами (может, и количеством поставленных к иконе святого свечей) можно «подкупить» святого, направив его силу в «нужное» русло. Все это в корне противоречит христианству, где в основной (Господней) молитве в обращении к Богу говорится: «да будет воля Твоя».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Латентная дисфункция в религии» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»