ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

АНТИСИСТЕМЫ И ХИМЕРЫ
Наиболее полно социальные деформации выражаются в таком комплексном и крупномасштабном явлении, как антисистема — объединение людей с негативным мироощущением. Наиболее полное определение ей дал Л.Н. Гумилев, который и ввел в научный оборот понятие «антисистема» — этническая общность, материальная и духовная основа которой противоположна мировоззрению и стереотипам поведения суперэтноса, в поле притяжения которого она существует. Эту проблему рассматривали также И. Шафаревич, И. Шишкин, Ю. Красков, М. Зарезин и др.
Аналогом данному понятию и возникшим на его основе теоретическим построениям служит «теория аутсайдеров», получившая широкое распространение на Западе в 1960—1970-х гг. Согласно этой теории, ударной силой революционного движения являются национальные и сексуальные меньшинства, безработные и прочие группы, как бы стоящие за чертой общества и настроенные агрессивно по отношению к нему. Разрушительное меньшинство населения, восставшее — культурно, религиозно, идеологически или с оружием в руках — против народа в целом, его социальной организации, духовных ценностей, верований и уклада жизни, представляет собой главного, если не единственного субъекта, творца и носителя ценностей антисистемы. При этом круг социальных групп, попадающих каждый раз под такое агрессивное меньшинство, очень широк — от революционеров и хиппи до бандитов и коррупционеров, от мещан до крестьян. Например, в 1913 г. мещане и крестьяне составляли 99% участников контрреволюционных черносотенных погромов.
Антисистемы выступают в виде различных общественно-политических доктрин и движений. Они возникли в глубокой древности, но наибольшую активность приобрели в наше время. Наряду с антисистемами религиозно-философскими (неприятие мира в целом), общественно-политическими (неприятие многообразия социального развития) специалисты15 выделяют экологические антисистемы, основанные на неприятии стихийности и иррациональности природы. Именно отрицательное мироощущение является источником технократических утопий, стремления устранить «огрехи» природы. Оно лежит в основе всех грандиозных проектов ее переустройства: повернуть реки, растопить льды Антарктиды, повесить над планетой зеркала, чтобы всегда был день, и т.п. Не случайно Гумилев называл антисистемы
15 Шишкин И.С. Внутренний враг // Держава. 1996. № 6, 7.
19
еще и системами отрицательной экологии. Среди творений, созданных человеком, антисистемы присутствуют сплошь и рядом: ядовитые выбросы в окружающую среду, оружие всех видов, компьютерные вирусы, ложная информация, противоречивое законодательство, избыточные управленческие структуры, экстремистские организации, тоталитарные секты, движение антиглобалистов и т.д.
Православная или католическая вера, дворянская честь, верность королю, гордость своей историей, привязанность к обычаям своей провинции, своего сословия, гильдии — это Система, т.е. правильное, или положительное, мировоззрение. Ислам — тоже позитивное мировоззрение, но вахаббизм —

его антипод, искажающий нравственные основы ислама, выступает примером Антисистемы. К ним Гумилев относил исмаилитство, карматство, марки-онитское павликианство, манихейство, богумильство, альбигойство и т.п. Разрушительная сила антисистемы зависит от ее способности аккумулировать энергию социального, религиозного или национального протеста, а причины такого протеста всегда разнообразны. Поэтому антисистема в зависимости от времени и места выступает в самых различных религиозных и общественно-политических формах.
Современным символом антисистемы является контркультура. Принцип антисистемы — противостоять или делать наоборот: если в обычном мире все проверяется опытом, то здесь решает мнение. Реально то, что считают другие; истинно то, что говорят; хорошо то, что они одобряют. В основе любого этноса лежит положительное мировосприятие, которое позволяет ему устанавливать связь с родным ландшафтом, создавать и развивать неповторимую культуру и традиции, наконец, систему ценностей, именуемую этнокультурной доминантой. Для создания антисистемы нужно порвать с традициями и ценностями своего народа, а это психическая драма и часто — личная трагедия. В процессе нормального этногенеза, как подчеркивал Гумилев, антисистема не может возникнуть16.
Антисистемы олицетворяют собой не что иное, как насилие, поскольку затраты ресурсов обусловлены не укреплением, а наоборот, ослаблением более крупной системы, куда они входят. В свою очередь это насилие порождает ответное насилие17.
В теории этногенеза Гумилева творцами антисистемы выступают так называемые субпассионарии — люди с отрицательной энергией, склонностью
16 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. С. 456.
17 Красков Ю. Что такое антисистема? // Компьютерные вести. 2000. № 39.
20
к разрушению и анархии. «Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению»1". Они не занимаются производительным трудом, стало быть, ведут себя как социальные паразиты, существуя за счет других представителей этноса. К ним относятся бродяги, профессиональные солдаты-наемники (ландскнехты), разбойники, нищие, бомжи, босяки, люмпен-пролетарии, чернь, многочисленные кадры преступников, начиная от мелких воришек до рядовых членов банд и иных преступных сообществ. Субпассионарии рождают предателей, множество гангстеров и мафиози, дезертиров с поля боя. Они трусливы и покорны перед сильной властью. Но стоит ей ослабнуть — и они превращаются в жестоких бестий19. В противоположность им пассионарии — волевые и отважные люди, готовые всем пожертвовать во имя идеалов и целей, в которые верят истово и пламенно. Пассионарии (от слова «пассио» — страсть) — люди с избыточной энергией и со столь необоримым стремлением к активной деятельности, что вектор жертвенного поведения у них сильнее, чем чувство инстинктивного разумного эгоизма. Это дает им способность к сверхнапряжению и жертвенности во имя поставленной цели. Пассионарии строили храмы, возводили города, побеждали в войнах, переплывали океаны. В России первым пассионарием был Александр Невский, который спас ее от полного уничтожения.

Рис. 4. Пассионарии — волевые и отважные люди с избыточной энергией
Пассионарий первым берет в руки оружие, когда на страну нападает враг, ищет боя, рвется в завоевательные походы и способен идти во весь рост на вражеские пулеметы. С таким же пылом он изобретает, пишет книги, хра-
|* Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 284-285. Калашников М. Сломанный меч Империи. — http://rakovski.narod.ru.
21
нит и распространяет веру. Материальные, земные блага для него не цель, а лишь средство служения великому делу. Из пассионариев получаются пророки и вожди освободительных войн, великие полководцы и ученые-подвижники. Это — соль земли, строители и хранители государств. Пассионарии обладают свойством пассионарной индукции — заражать окружающих их людей повышенной активностью и энтузиазмом: пассионарные вожди, поднимающие воинов в бой; ораторы, возбуждающие толпу; ученые, вдохновляющие своих учеников.
К субпассионариям Гумилев относит людей с недостатком энергии, обычно неспособных сдерживать свои инстинкты и поэтому обладающих асоциальным поведением, не заботящихся о потомстве и склонных к паразитизму. К крайним типам субпассионариев относятся бродяги, люмпен-пролетарии, бомжи. Здоровый этнос их изгоняет, рост их числа — признак неблагополучия этнической системы. Обычно субпассионарии скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить не работая. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков20. Самой благоприятной социальной средой для них выступает не социальная организация, скажем, предприятие, банк, школа или поликлиника, где надо дисциплинированно и кропотливо трудиться, а толпа, сборище, тусовка, где можно стать незаметным, расслабиться, предаться наслаждениям. Сборища футбольных фанатов — пример такой среды. В толпе или группе, находясь в состоянии аффекта, алкогольного или наркотического опьянения, они способны на вандализм, разбой и убийство. Здесь они становятся анонимными, у них появляется возможность переложить всю ответственность на ситуацию или группу. В периоды смут субпассионарии часто образуют банды, промышляющие разбоем, во главе которых находятся пассионарии с негативным, разрушительным вектором (вожаки, главари, мафиози и прочие руководители преступных групп и организаций). Субпассионарии, люди малоактивные и безвольные, воодушевлять никого не могут, им не хватает биологической энергии и социальной инициативы.
Этносы не живут вечно, время их жизни ограничено сроком 1200 — 1500 лет, причем все народы проживают одинаковые фазы исторического развития: подъем, акматическую, фазу надлома, инерционную и фазу обску-рации. Образование новых этносов инициируется появлением в популяции энергичных, инициативных, страстных, волевых людей, придающих этносу новый импульс поведения, — пассионариев. За фазой подъема наступает акматическая фаза, пассионарное напряжение достигает максимума, ускоряется ход истории. В связи с убылью пассионариев наступает фаза надлома, возрастает число субпассионариев, характерно разрушение традиционных норм права и морали, характерна хищническая эксплуатация ландшафта. Если фаза надлома преодолена, этнос вступает в инерционную фазу, сопровождающуюся плавным снижением пассионарности. Вымирающих пассионариев на высоких должностях сменяют торгаши и бюрократы, воцаряется атмосфера небрежения долгом, ненаказуемости, растет преступность. Число субпассионариев, оседающих в городах, возрастает. Они не
Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд. — http://www.chelny.ru/city/books/ Gumilevica/Rubin/Rubin 12.htm.
22
хотят работать, но требуют удовлетворения своих потребностей. Происходит разложение общества, трудолюбие осмеивается, интеллектуалы вызывают ярость, сельское хозяйство в упадке, производство сворачивается, благоденствуют лишь торгаши, ростовщики, банкиры. Наука сводится к компиляции, искусство деградирует, осуществляется пересмотр духовных ценностей. В эту фазу ценятся не способности, а их отсутствие, не образованность, а невежество, не стойкость убеждений, а беспринципность. Отдельные пассионарии не находят своего места и эмигрируют. К власти приходят только беспринципные авантюристы, играющие в популизм21.

Если роль субпассионариев в общественной жизни повышается и превышает некую критическую черту, социальная система превращается в антисистему. Согласно Гумилеву, «антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением»22. Сегодня социологи активно изучают такого рода негативные общности, признавая, что первым это понятие в гуманитарное знание ввел именно Гумилев. Он называл их призраками систем, механизмами, способными поменять общественное сознание или мировоззрение на противоположное, деформировать образ жизни целого этноса или его части, субэтноса, социальной страты. Антисистемы отличаются негативным мировосприятием и, как следствие, стремятся к разрушению мироздания. Антисистемы — структуры, способствующие сокращению жизни этноса, а следовательно, разрушительные для общества. Это как бы общество навыворот или, прибегая к языку К. Маркса, социальная превращенная форма. Если общество как система конструктивно, созидая и защищая жизнь, то антисистема — деструктивна, разрушая ее. Так, некоторые историки уверены в том, что созданное в 1990-е гг. в Чечне общество, основанное на бандитизме, разгуле преступности, похищении людей и рабовладении, наконец, терроризме, есть антисистема. К тому же ряду они относят и большевистский режим 1920—1930-х гг.
Антисистемы как разрушительный для устоев общества фактор с давних пор сформировались в общественном сознании в образах нечистой (дьявольской, сатанинской и т.п.) силы зла по отношению к истинной (божественной, справедливой и т.п.) силе добра. Эти образы с незапамятных времен неизменно присутствуют в представлениях людей об окружающем мире как субъективное восприятие происходящих в нем событий. Примером одного из самых высокохудожественных литературных воплощений этих образов является Мефистофель из трагедии И.В. Гёте «Фауст», в которой ее главный герой — прообраз которого взят из национальной немецкой легенды о докторе Фаусте — заключает сделку с дьяволом (Мефистофелем) во имя высших целей служения науке, при этом отчетливо сознавая, чем это может обернуться.
Прекрасное описание французской общественно-политической антисистемы дал историк Огюстен Кошен в книге «Смысл якобинства» (он же и
Коваленко М.И. Учение Л.Н. Гумилева и пути развития России. — http://www.hrinstitute.ru. Гумилев Л.Н. Толковый словарь понятий и терминов//Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. М., 2002.
23
ввел термин «малый народ»). По мнению Кошена, решающую роль во Французской революции 1789 г. сыграл круг людей, сложившийся в философских школах и масонских ложах. Специфика его состояла в том, что он жил в своем особом изолированном мире. Общества, объединявшие его представителей, создали для своих членов как бы особый искусственный мир, в котором протекала их жизнь. Якобинцы, обладая всеми формальными знаниями, предоставляемыми французской цивилизацией, не понимали самого ее духа, да и не переносили его. Все в окружающей жизни им казалось глупым и нелогичным. Именно таких людей, отрезанных от корней нации, воспитывали в масонских ложах.
Все антисистемы герметичны (закрыты для проникновения посторонних лиц), иерархичны, синкретичны, так как скроены они из далеких друг от друга систем. Цементирующим началом выступает принцип разрешенности лжи. Его можно наблюдать во всех антисистемах, ибо только ценой лжи можно добиться их объединения в некое целое, иначе они несовместимы (В. Махнач).
Согласно Гумилеву, появление устойчивой антисистемы возможно при двух параметрах: упадок пассионарное™ этноса, возникающий в момент перехода в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса, входящего в другую суперэтническую систему23. Если оба этноса несовместимы, т.е. между их суперэтническими системами существует отрицательная комплимен-тарность24, то в зоне этнического контакта возникает химера.
Введенная в научный оборот Гумилевым категория «химера» относится к широкому кругу этнологических, культурологических и социологических понятий. Гумилев понимает под химерой «сосуществование двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише». Иными словами, химерой называется ложноэтническая общность, сложившаяся благодаря любому вторжению в этногенез. Александр Македонский, покоривший полмира, создал могущественную империю, перемешав в ней различные народы и народности. Крепкого целого не получилось — держава распалась через четыре года после смерти великого полководца. Созданное им сообщество не было новым этносом, это была ложноэтническая общность, где каждый атом жил своими интересами и противостоял другим атомам. Конец империи Александра наглядно показывает, как разваливается химера, при изменении внешних обстоятельств, обычно смерти тирана или предводителя, или под натиском превосходящих сил противника. Наследники зачастую оказываются бездарными правителями, былое величие улетучивается, жизненный уровень населения падает, возникает ностальгия по утраченной независимости и суверенитету. Александр Македонский, создавший мировую империю, пытался создать новый народ. Вместо того чтобы укреплять государство дружественными отношениями, он постарался всех смешать, как бы взял огромную ложку и размешал всех в одном котле. В итоге этнос, разумеется, не образовался — образовалась химера25. Через 2 тыс. лет
23 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 473.
24 Комплиментарность — положительная (отрицательная) — ощущение подсознательной взаимнойсимпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».
25 Махнач В. Химера и антисистема. Историко-культурное введение в политологию. — http://www.mahnach.by.ru/lections/ikvp/3.htm.
24
его опыт пытались повторить большевики, создавая новую историческую общность — советский народ, но также безуспешно.
Гумилев был совершенно прав, когда писал: «В химере господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, на место единой ментальности приходит полный хаос царящих в обществе вкусов, взглядов и представлений. В такой среде расцветают антисистемные идеологии... Таким образом, химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных, выпавших из этносов людей»26.
Гумилев в своей работе «Хунны в Китае» рассматривает период троецар-ствия Ханьской державы, т.е. период распада огромной империи, когда по

ее периферии образовалось множество химер. Последние государственные деятели империи Хань, видевшие, что все рассыпается, пытались хоть что-то собрать. Иногда это были энергичные, иногда даже честные люди, но собирали они химеры, которые распадались в течение одного-двух поколений.
Антисистемы всегда возникают в зонах химерного этнического контакта, где живут, перемешавшись, этносы, принадлежащие к различным суперэтносам с взаимной отрицательной комплиментарностью, несовместимыми системами ценностей. Например, эллинско-иранская химера — манихейство, эллинско-иудейская — гностицизм. Новую химеру попытались создать спустя 2 тыс. лет и назвали ее «советский народ» — новая историческая общность людей, скрепленная идеологическими, но не этническими скрепами. В химерах смешиваются, не проникая и не растворяясь друг в друге, чуждые культурные ценности, в результате индивид оказывается в пограничной зоне — как бы на ничейной земле: оторвавшись от одного корпуса традиций, он так и не усвоил другой.
По мнению В. Махнача, «в химеру уже сложились американцы, хотя в XIX в. этого еще не было. Тогда слово «американец» означало «гражданин США» (по сути — «житель Северной Америки»). Таковые термины есть. «Канадец» не означает этнической принадлежности. Канада — никакая не химера, ибо в Канаде все живут обособленно: и англосаксы, и ирландцы, и французы, и поляки. Американец XIX в. на вопрос, кто он такой, отвечал, что он — американский итальянец, или американский ирландец, или американский еврей. Сейчас он отрекомендуется вам просто как американец. Если США — действительно уже химера, ничего хорошего это им не предрекает. Их способен доконать любой скачок жизненного уровня»27.
В зонах этнических контактов формируются не только химеры, но и антисистемы. И этот термин ввел в научное употребление Гумилев. Строгого
^ Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 532. Мохнач В. Указ. соч.
определения антисистемы он не дал. Антисистемы настолько разнооораз-ны, что к единому знаменателю почти несводимы. К антисистемам сегодня причисляют тоталитарные секты, выступающие против православия, субкультуру наркоманов, разрушительно влияющую на сознание, здоровье и нравственность молодежи, а также сталинизм, инквизицию, сатанизм, массовую культуру, фашизм, масонство, богумилов в Болгарии и манихейскую общину в Македонии (X в.) и многое другое. Системы с отрицательным миросозерцанием образуются чаще всего в зонах контакта. Гумилев в конце жизни считал, что вообще все антисистемы образуются в зонах контакта, т.е. они в некотором смысле «бродят» рядом с химерами.
Одной из грандиозных антисистем древности было манихейство. Мораль в манихействе естественно отменялась. Проповедь манихейства во Франции привела к возникновению движения катаров, или альбигойцев. Результатом этого движения стали создание Первой инквизиции, альбигойские войны, моря крови. В свое время уйгуры приняли манихейство как государственную религию и могучий, талантливый народ сгнил на корню28.
Отрицательное мироощущение может выражаться не только в форме религиозного неприятия мира, но и в форме отрицания многообразия общественной жизни. При этом у человека появляется стремление упорядочить ее по строгим законам разума, загнать в прокрустово ложе научных схем. Постепенно он начинает чувствовать себя независимым творцом истории, в итоге превращаясь в диктатора29.
Примером тому является маздакизм. В 491 г. в Иране во время тяжелого кризиса вельможа Маздак предложил шаху стройную концепцию спасения государства. По этой концепции, источником зла была объявлена неразумная стихийная природа, включая эмоции человека; источником добра — разум. Соответственно все беды страны — от неразумности, а для спасения государства нужно было перестроить его жизнь по законам разума. Перестройка длилась около 40 лет на основе террора и крови. Все закончилось после переворота царевича Хосроя: Маздака повесили, а народ пойманных маздакитов закапывал живыми в землю. Однако силы Ирана оказались надолго подорваны30.
В принципе антисистемой следует называть любую контркультуру, ценности которой направлены против ценностей доминирующей культуры. Действительно, антисистемные идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции. Они выступают в качестве разрушителей и ниспровергателей существующих общественных устоев. Таковы, например, средневековые еретики и современные террористы.
В химере господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, на месте устойчивого национального менталитета появляется конгломерат разрозненных идей, ценностей, вкусов, идеалов и представлений. Утрата традиций равна потере корней, следовательно, и адаптивных навыков. Этнос отрывается от кормящего ландшафта. Таким образом, химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных элементов, выпавших из этнонациональной ниши. В результате увеличения
28 Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. С. 189—191.
29 Шафаревич И.Р. Русофобия // И.Р. Шафаревич. Сочинения: В 3 т. М., 1994. Т. 2. С. 111.
30 Шишкин И.С. Внутренний враг//Держава. 1996. № 6, 7.
ос
такой раковой опухоли в составе населения растет численность маргинальных и люмпенизированных слоев.
В кризисные периоды антисистема оказывается способной аккумулировать энергию различных форм социального протеста, вовлекать в свои ряды большое число людей, первоначально вовсе не зараженных отрицательным мироощущением. Людей, зараженных отрицательным мироощущением, не так уж много, поэтому разрушительные возможности антисистемы прямо зависят от их способности вовлекать в свои ряды массы народа. Маскируя свои истинные намерения, имея способность черное выдавать за белое, злое за доброе и в конечном итоге выдвигая во главу угла ложь, а не истину, антисистема способна существовать и преумножаться.
Другая причина успехов антисистемы на поприще вербовки кадров — обращение не к сознанию, а к подсознанию человека. Воздействие ее тем сильнее, «чем более ее смысл раскрывается подсознательной части психики, но при условии, что сознание о нем не знает»31. Поэтому антисистемную идеологию «невозможно опровергнуть логически, но она ощущаема, и каждый вправе ее не принять»32. Классическим образцом антисистемной идеологии является марксизм, который существует более 150 лет, вербуя новых сторонников, несмотря на глубокие противоречия и расхождение с научными фактами.
Антисистемные поля способны создавать мигранты, к числу которых часто относятся люди с психологией временщика. Подобно перекати-полю, они долго не задерживаются на одном месте, не обихоживают и не обустраивают его. Они ищут место, где лучше, — место, созданное кем-то другим, и устремляются туда. Их философия — «ищи, где лучше», «будь всегда на стороне сильного» или «после нас — хоть потоп». Таких людей много на Севере России и в местах нового освоения. Не случайно некоторые авторы утверждают, что северяне — совершенно особый тип людей. Речь не идет о коренном населении. Имеются в виду иммигранты, которые составляют основную массу жителей многих северных городов, в частности Сургута. Анализ структуры смертности позволил установить, что социальные болезни тесно связаны с группами населения, которые чаще других меняют регион проживания, совершают дальние, межрегиональные миграции.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНТИСИСТЕМЫ И ХИМЕРЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о двух лодках
Підключення та основні сервіси Internet
Вартість облігаційної позики
Что значит «преодолеть инерцию»
Аудит платежів за ресурси


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 758 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП