Как Маркс обосновывал свою позицию и разворачивал свою социологическую концепцию? В России, рассуждал он, 80% населения составляет крестьянство, организованное в поземельную общину. Община — самый устойчивый и универсальный институт общества. Она возникла более 5 См.: Кравченко А.И. Социология труда: был ли К. Маркс славянофилом? // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 91-97. 984 10 тыс. лет назад и во многих странах существует до сих пор либо в своем самобытном (например, родоплеменные общества современного Афганистана), либо в исторически превращенном виде (групповое сознание и коллективная солидарность, сохранившиеся с феодальных времен в современной Японии — корпорация как одна семья, сельская взаимопомощь, пожизненный наем и др.). Исторически община в любой стране должна проходить через два этапа — коллективную и личную собственность крестьянина на землю. Первый и менее зрелый этап, на котором затормозилась в своем развитии Россия, следует называть собственно общинным землевладением. Второй этап — более зрелая историческая фаза, на которой крестьянин становится товаропроизводителем и независимым экономическим субъектом, служит непосредственным условием зарождения капитализма (рис. 3).
Германская марка, швейцарские кантоны и американские комьюни-ти — это общины на втором этапе развития, до которого русская поземельная община еще не дошла. А сколько ей двигаться по этому пути? «В Западной Европе, — пишет Маркс, — смерть общинного землевладения и рождение капиталистического производства отделены друг от друга громадным промежутком времени»6. Громадный промежуток — это не десятилетия, а столетия. Маркс так и рассуждал: русской общине, для того чтобы перейти с низшей ступени на вторую, высшую, необходимо несколько столетий. Только после этого страна дозреет до капитализма. Но это вовсе не значит, что Россия уже сегодня не готова к социализму, хотя, согласно логике марксизма, социализм и коммунизм возникают только и только после того, как капитализм в этой стране себя исторически исчерпал. Маркс, оценивая Россию как весьма отсталую страну, видел в такой отсталости ее серьезное преимущество перед Западом. Сохранение коллективной собственности плохо с точки зрения капитализма, но хорошо с позиций социализма, который именно на ней и основывается. Маркс неплохо знал российские особенности и выступил горячим защитником русской общины, обосновав великую историческую миссию этого социального института.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОБЩИНА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»