ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все — что такое глобализация, когда она началась, как соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Однако обилие мнений, подходов и оценок не означает, что раскрыты все аспекты и стороны этого фундаментального вопроса, что дальше его изучать не следует. Скорее, напротив, он ждет основательной проработки.
Сегодня это уже не только, а может быть, и не столько модная тема, сколько предмет для глубоких и обстоятельных размышлений. Кажется, период неумеренного восхищения авангардными технологиями и интернет-культурой прошел. Наступило время серьезно разобраться в положительных и отрицательных сторонах информационной эпохи, определиться с той системой социальных и политических координат, которые задают тон и ритм повседневной жизни людей, направляют ход истории, а самое главное для нас — будущее России, вектор происходящих в ней процессов, ее место в мировом сообществе, роль в интеграционных процессах, которые охватили буквально все страны мира.
Среди ученых, как зарубежных, так и отечественных, не сложилось окончательного мнения, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или налицо полный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в истории человечества, не имеющая прецедента в истории.
Если глобализация — относительно недавнее образование, то в таком случае о ней надо говорить как о всемирном процессе. Если считать ее древним явлением, то глобализация — всемирно-исторический процесс. Определение
921
«исторический» указывает на хронологическую, или диахронную, составляющую процесса глобализации. Определение «всемирное» показывает как бы горизонтальный срез проблемы, синхронное распространение какого-либо качества на все или большинство элементов данного класса.
Зарождение глобалистского видения мира, или, как его еще называют, мироисторического видения, более точно может указать время появления глобализма как особого взгляда на мир, способа мышления, как некоего алгоритма, при помощи которого люди раньше пытались и сейчас пытаются решать жизненно важные проблемы. В связи с этим целесообразно различать два среза, два понимания глобализма: глобализм как онтологическое явление, глобализм как гносеологическое явление. Расцвет глобалистского мировоззрения оказался подготовленным не только внутренней логикой развития самой науки, но и объективными внешними событиями. Гносеологический спектр глобализма, постепенно и на протяжении многих столетий формировавшийся теоретической мыслью, соединился с онтологическим, означающим, что для глобализма созданы необходимые институциональные условия, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным.
Глобализация — сравнительно новый термин, получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. В США глобализация описывает процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ9. Его итог — гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран. Это пространство, воспринимаемое как глобальная сцена, включает такие сегменты, как геоэкономика, геополитика и геокультура. Для социальных отношений пока еще не придумано специального термина, видимо, из-за их неоднородности. Однако чаще всего по отношению к ним используется термин «глобальное социальное неравенство». Он указывает, что глобализация влечет за собой совершенно разные последствия: одни страны становятся еще богаче, другие — еще беднее.
Глобальное общество — это новый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов, экономических институтов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами, учатся жить и работать в мире без границ.
Глобализация — историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные границы, и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом. Вместе с тем глобализация — это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества. К ним, в частности, относится угроза термоядерной катастрофы, тесно связанная с угрозой ядерной войны и техногенными катастрофами. Все это дополняется истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов
9 Akindele S.T., Gidado Т.О., Olaopo O.R. Globalisation, Its Implications and Consequences for Africa (2002). — http://www.scholars.nus.edu.sg/landow/post/africa/akindele lb. html.
922
энергии. Нерешенность этой проблемы ведет к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, что может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь соотносится с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах интенсивно растет население, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает ог ромные трудности для экономического и социального развития. Одновременно обостряется проблема Север—Юг, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами третьего мира. Все большее значение приобретают проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей. После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом.
Сегодня специалисты ООН определили три первоочередные глобальные проблемы для всего человечества:
♦ климатические изменения, вызванные деятельностью человека;
♦ исчезновение биологических видов;
♦ продолжающийся рост народонаселения и потребления.
Четвертой глобальной проблемой можно считать бедность. Именно в бедных странах быстрее всего растет население и крайне ограничены запасы продовольствия, именно здесь меньше всего денег на защиту окружающей среды, в то же время именно отставшие в техническом развитии страны продолжают интенсивно вырубать леса и загрязнять природу.
В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившимися сравнительно недавно национальными государствами. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру.
Нынешнее общество — совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН). Уже очевидны контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола. Увеличивается значение региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпораций, доход которых нередко превышает доход среднего национального государства. Такие компании, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» или «Дженерал Моторс», утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки молниеносно реагируют на события.
Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации превращают нашу планету в «большую деревню».
923
Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других народов. Формируется единый (или по крайней мере общепринятый) разговорный язык — английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.
Начиная с середины XX в. и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории становятся лишь дополнением к мировой. В глоба-лизованном мире история протекает иначе, у нее новые приоритеты, движущие силы, механизмы и направления. Глобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в современном мире нельзя надолго изолироваться от всеобщих проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.
В современном мире продукция производится и обменивается в мировых масштабах, что стало возможным благодаря поистине глобальному разделению труда. При этом большая часть продукции, потребляемой на Западе, производится в других частях мира и наоборот. Между производственными процессами в различных точках земного шара могут существовать сложные
Врезка
Рейтинг глобализации
Второй год подряд Ирландия признается самой глобализованной страной мира. В первую пятерку наиболее глобализованных стран также вошли Швейцария (сохранила второе место), Швеция (была пятой), Сингапур (был третьим) и Нидерланды (четвертое место в прошлом рейтинге).
Всего в рейтинге глобализации участвуют 62 страны мира, объединяющие 85% населения земного шара и более 90% мировой экономики. При составлении рейтинга эксперты журнала «Foreign Policy» учитывают четыре основных параметра. Во-первых, экономическая интеграция — объем международной торговли, инвестиций и различного рода выплат (в том числе и заработной платы), совершаемых с пересечением государственных границ. Во-вторых, персональные контакты — международные поездки и туризм, объем международных телефонных переговоров, почтовых отправлений и переводов и т.д. В-третьих, технология — число пользователей интернета, число интернет-серверов и т.д. В-четвертых, вовлеченность страны в международную политику — членство в международных организациях, количество посольств и т.д.
В предыдущем рейтинге Россия занимала 40-е место в мире по уровню глобализации, а Украина — 42-е. В 2002 г. ситуация изменилась: Украина сохранила 42-ю строчку в итоговой таблице, а Россия сместилась на 45-е место. В частности, Украина превзошла Россию по уровню вовлечения экономики в мировую экономическую систему (по этому показателю Украина заняла 35-е место, а Россия — 51-е), по числу граждан страны, посетивших иные страны (соответственно, 43-е и 54-е места), по объемам международной торговли (11-е и 40-е). Россия опережает Украину по числу международных организаций, в работе которых она принимает участие (12-е место — Россия, 22-е —Украина), а также по числу интернет-серверов (соответственно 41-е и 45-е места). Для сравнения, Великобритания заняла 9-е место, следом за ней идут Финляндия, США и Франция. Чехия — на 15-й позиции, Германия — на 17-й, Польша — на 32-й, Япония — на 35-й, Китай — на 51-й. В прошлом году сократилось число туристов, совершающих путешествия в иные страны. Уменьшились также объемы международной торговли. Составители индекса подчеркивают, что уровень экономической интеграции особенно заметно снизился в Западной Европе. Источник: Washington ProFile.
924
взаимосвязи. Так, одни телевизионные детали могут производиться в одной стране, другие — в другой, сам телевизор собираться в третьей, а продаваться в совершенно другом месте.
В соответствии с собственными представлениями о глобализации каждый трактует происходящие в современном обществе сдвиги по-своему. Одни — как безграничные возможности и перспективы, открываемые информационными технологиями перед человечеством, другие — как историческую победу принципов свободного рынка, третьи — как виртуализацию реальности, четвертые — как угрозу возрождения колониальных порядков на базе новейших технологий.
Однако глобализация не сводится даже к сумме всего сказанного. Ключ к пониманию ее природы надо искать на социетальном уровне, в трансформации старого общественного устройства и превращении его в объединение, которое многие социологи предлагают называть мегаобществом. Фактически речь идет о создании глобального сообщества, в рамках которого существующие национально-государственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц1".
Исследование мегаобщества требует соответствующих аналитических инструментов — понятий, категорий, языка. Возможно, обществознанию предстоит пережить такую же революцию, как в свое время точным и естественным наукам в связи с созданием неевклидовой геометрии или теории относител ьности.
Двигателем глобализации экономической системы наряду с мировыми финансовыми рынками сегодня выступают мультинациональные предприятия и мультинациональное предпринимательство, а также неправительственные организации, которые становятся межгосударственными объединениями людей по интересам. Их спектр весьма широк — от медицинских союзов, опекающих пленных и заключенных в кризисных регионах мира, до научного исследования антропогенных изменений климата. Особенно активна их деятельность в странах «третьего мира». Уже в 1992 г. насчитывалось более 23 тыс. международных неправительственных организаций".
Особая заслуга в интеграции мирового общества принадлежит коммуникативным техникам. Изобретение книгопечатания в Европе происходит одновременно с началом экспансии европейско-атлантической цивилизации на другие регионы. На протяжении 400 лет книгопечатание оставалось самой распространенной коммуникативной техникой. Изобретение телеграфа в XIX в. и быстрый рост новых телекоммуникативных техник XX в., начиная с телефона и заканчивая компьютерной коммуникацией, считаются началом радикальных перемен. Их смысл в отторжении телекоммуникации от транспортных техник. Распространение коммуникации больше не зависит от использования средств транспорта, как это происходило с печатной продукцией. Пространственные барьеры преодолеваются моментально: за событиями следят в одно и то же время миллиарды людей в разных уголках Земли. Такого не было ни в одну предшествующую историческую эпоху. Речь
10 Куваядин В.Б. Глобализация — светлое будущее человечества? — http://scenario.ng.ru/interview/2000-10-11/5_future.html.
Штихве Р. К генезису мирового общества — инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II, № 3. С. 67—77.
925
должна идти также о возросшей частоте межконтинентальных телефонных разговоров и о дальних путешествиях.
В мировом сообществе моментально распространяются не только потоки информации, но и любые социальные нововведения, интеллектуальные открытия. Одни государства заимствуют у других программы социальной защиты, структуры школьной системы и т.д. Взаимообмен неизбежно ведет к гомогенизации мирового общества, повышению степени его однородности: молодые россияне одеваются так же, как их сверстники в Лондоне или Нью-Йорке, одинаково проводят досуг и разделяют общие музыкальные предпочтения.
В 1960-е гг. канадский социолог Маршалл Маклюэн выдвинул концепцию перехода современного общества от «галактики Гутенберга» к «галактике Маклюэна». Если культурными символами традиционного общества выступали книгопечатание и печатное слово, превратившие европейское население в сплошь грамотное, то сегодня главными каналами информационного обмена выступают телевидение, радио, кино, интернет. Изобретение фото, кино, видеоизображения делает визуальный образ ключевой

Рис. 22. От Гутенберга к Маклюэну
единицей новой культурной эпохи. Апофеозом «галактики Маклюэна» можно считать повсеместное распространение телевидения, изменившего не только среду массовых коммуникаций, но привычки и стиль жизни значительной части человечества. По мнению другого известного социолога М. Кастельса, сегодня рождается новая культура — «культура реальной виртуальности»12. Реальная виртуальность — это система, в которой сама физическая реальность погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся жизненным опытом.
12 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит вибуття запасів. Оцінка методу списання запасів
Посередництво комерційних банків при операціях з іноземною валюто...
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ
Аудит звітності з податку на прибуток
Вартість облігаційної позики


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 891 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП