Искусство надо понимать по меньшей мере в трех значениях: ♦ искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; ♦ искусство в узком смысле — только изобразительное искусство; ♦ искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды 773 художественного творчества. Чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество. Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи. Художественное творчество выступает синонимом слов «художественная культура». Художественная культура — это совокупность всех видов художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов. Понятие «художественная культура» шире, чем понятие «изобразительное искусство», поскольку в него входят литература. музыка и театр, которые изобразительное искусство не включает. Рассмотрим, как они соотносятся с другими понятиями. В повседневной жизни мы часто слышим выражения «культура и искусство», «искусство и литература», «искусство и жизнь». Что они означают? Соотнося культуру и искусство, подразумевают, что культура включает широчайший спектр проявлений поведения, в том числе бытовую культуру. а искусство ограничивается только сферой возвышенных идеалов и профессионального творчества. Если ис кусство соотносят с жизнью, то подразумевают его оторванность от суетной реальности, уход в мир абстрактных ценностей и идей. Говоря об искусстве и литературе, тем самым как бы имеют в виду, что словесное творчество не должно входить в сферу искусства, оно стоит особняком, т.е. роман, стихи или театральная пьеса — вовсе не искусство. В повседневной жизни искусство чаше понимается очень расширительно. Режиссеры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями культуры, и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Нам придется учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создает дополнительные трудности в точной трактовке культуры и искусства. Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура — это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором форма выходит даже на первым план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т.д. Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только произведения пр<->~ 774 фессионалов, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий, по которому мы выделяем все множество явлений, относимых к художественной культуре, — это образное отражение реальности, отлитые в эстетическую форму чувства, переживания и мысли людей. Они могут быть совершенными и несовершенными. Искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей. Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им. Это мастерские художников, картинные галереи и залы, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое. Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — вещи совершенно разные. И не только потому, что первые пользуются популярностью, а
вторые интересны лишь автору и его друзьям. Профессиональное произведение приобретает иное общественное значение. Подлинное социальное значение произведения искусства раскрывается в публичной представленности, в обсуждениях, оценках, откликах, осуществляемых культурно подготовленной публикой и специалистами. Дилетант не выносит своих стихов на широкий суд, они не получают того, что называется обратной связью — общественной реакцией. Аудитории профессионала и дилетанта принципиально разные: у профессионала — большие социальные группы, у дилетанта — малая социальная группа. Окончательный приговор профессиональному произведению выносят профессионалы и культурно подготовленная публика, а любительскому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно так же собирательством, научным анализом, критической оценкой, популяризацией и спонсированием искусства всегда занимались немногочисленные группы подготовленных людей. Тем не менее и стихи любителя, и стихи профессионала, как и прочие виды художественной культуры, основанные на любительстве (к ним относится весь пласт фольклора — от эпоса и былин до хоровода и заклинаний), принадлежат одной и той же сфере деятельности — духовной. То и другое пронизано высшими устремлениями человеческого духа и эстетическими принципами построения. Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах. 775 Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто: ♦ создает новые произведения и идеи; ♦ распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; ♦ финансирует новые произведения и идеи; ♦ знакомит с новыми произведениями и идеями; ♦ обучает новым произведениям и идеям; ♦ занимается тиражированием новых произведений и идей; ♦ продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; ♦ оценивает и экспертирует новые произведения и идеи; ♦ осуществляет цензуру новых произведений и идей; ♦ осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей; ♦ читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи; ♦ превращается в фанатичных поклонников, сторонников, идолопоклонников новых произведения и идей. Если говорить о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то оказывается, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины П. Пикассо, симфонии П.И. Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр К.С. Станиславского... Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусством требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы иметь
право заниматься профессиональным искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые умения. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части. Наконец, последний штрих в схеме отличий художественной культуры и искусства. Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — только или преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер. В огромном мире культурных артефактов произведения искусства: сонаты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной культуры относится к сложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа. 776 Раньше словом «искусство» называли любые изделия человека — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» (arts), или ремеслам, обладали не только полезными практическим свойствами, но и высокими эстетическими качествами. Позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но и в своем широком понимании искусство охватывало только созданные мастерами произведения. Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать: познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценностью. Искусство ведения боя соответствует одним критериям и не соответствует другим. То же можно сказать о ювелирных украшениях или медицине (подумайте, каким именно критериям они не соответствуют). Три указанных вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Трудно, пожалуй, найти четвертый критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это те три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — религиозное учение, научную теорию или педагогический прием, они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в педагогическом приеме (сфера образования) — то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота. Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами или просто видами искусства. К ним относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие. В английском языке искусства (во множественном числе) — arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например artes liberates — свободные искусства, artes sordidae — ремесло, artes optimae — науки, artes disserendi — диалектика. Взятое во множественном числе слово artes обозначало произведения искусства. Таковое его прямое значение, а переносное — моральные качества, поступки, стремления. В широком смысле данное слово обозначало умения или знания, которые необходимы для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт» происходит от того же корня. В эпоху Средневековья — с 400 по 1400 г. — виды художественного творчества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам (прежде всего Живопись, скульптура и архитектура), использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Если бы не их утилитарный интерес, художества прозябали бы в неизвестности. 777
Только в эпоху Ренессанса появилось первое поколение художников, которые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить на своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют самобытную, независимую от их утилитарного предназначения, ценность. Они могли заставить зрителя волноваться, печалиться, радоваться, восторгаться и задумываться. Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) выступили спонсорами не только живописи, архитектуры и скульптуры, но также театрального и музыкального искусства. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массовые празднества, народные гуляния. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления получившего широкую практическую поддержку увлечения людей изящными искусствами.
Понятие «изящные искусства» появилось во Франции в XVIII в. В отличие от прикладных, или приносящих практическую пользу, искусств изящные искусства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Данное качество было названо эстетическим, т.е. характеризуемым как прекрасное, красивое. Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не подвластны прогрессу. Искусство находится всегда во времени и только спешит к вечности, т.е. к идеалу, а религия уже находится в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщает о том, что есть вечная красота и вечное добро.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСКУССТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»