Духовная сфера общества подразделяется на четыре составные части, или подсистемы — культуру, науку, образование и религию. Эту формулу мы назовем 4 : 4 (рис. 22). Использование термина «культура» в качестве одного из четырех компонентов духовной сферы неизбежно сужает ее значение. В узком значении культуру действительно понимают только как искусство — народное, элитарное или массовое. Однако понятие «культура» трактуют и в широком смысле. Тогда оно становится эквивалентом всего общества, всех его сфер. Оба смысла — широкий и узкий — социологу надо учитывать, когда он пытается каким-либо способом структурировать предмет своего исследования. Общество надо понимать не только как совокупность институтов и учреждений, но и как большую группу людей, сформировавших общую культуру. В Древнем Риме, откуда и пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, относящиеся к труду крестьянина. В XVIII в. для европейцев термин «культура» приобрел духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Он стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и с утонченными манерами поведения. До сих пор слово «культура» ассоциируется у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием. 760 В XX в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи, но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, — система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
Рис. 22. Формула общества 4 : 4. Из четырех сфер общества — экономической, социальной, политической и духовной — чевертая, духовная, в свою очередь складывается из четырех частей (сфер): культура, наука, образование, религия Итак, культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В культуре выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда,' жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет в еде, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. В культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Культурная статика описывает культуру в покое. К культурной статике относят внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К культурной динамике относят те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение — культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. 761
Если мы представим культуру в виде сложной системы (а именно таком только и может быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей), то обязательно найдутся исходные клеточки, или «первокир-пичики». Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они бывают двух видов — материальные и нематериальные. Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры — материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеком (их называют артефактами); это паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Совокупность нематериальных элементов образует нематериальную, или духовную, культуру; это — идеи, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а чувством и разумом. Нематериальные объекты нельзя потрогать, услышать, увидеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только время, когда их выполняют: церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычаи, приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука мужчиной — это ритуальное, или символическое, действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом. Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов; тогда говорят о культурном комплексе. Культурный комплекс — совокупность культурных черт или элементов. возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, форвард, билеты и многое другое. Еще один комплекс — плуг; его появление произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не менее важными оказались идеи введения званий и титулов, наследования имущества или обряда инициации (посвящения юношей в статус взрослого). Они вызвали к жизни новые социальны^ институты, формы власти, системы вознаграждения, законы. Одним из са- 762 мых ярких примеров культурного комплекса является этикет. Он характеризует не просто цивилизованное общество, но прежде всего светское, которое строит свои отношения на почтительности и уважении одного человека другим. В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Географический район называется культурным ареалом, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными или с рамками данного общества. Совокупность всех культурных комплексов, присущих данной социальной группе, в частности этносу либо всему человечеству, именуется культурным наследием. Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, становится культурным наследием. Так, сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов; но если к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия. Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом почитания. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством его объединения в периоды кризисов и нестабильности. В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии — нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п. В число культурных универсалий, в частности, входят спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование, этика, этикет, вера в чудесные исцеления, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, приветствие, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, личное имя, 763 послеродовый уход, обращение с беременными, религиозные ритуалы, учение о душе, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отуче-ние ребенка от груди, наблюдение за погодой и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»