Местное самоуправление — это та социально-политическая ниша, где наиболее плотно пересекаются сферы гражданского общества и государства. Термин «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения. В разных странах и разными авторами он понимается различно. Наиболее полное и широкое толкование названному термину было дано еще в XVII в. в Англии, откуда он и был заимствован в 1950-х гг. Германией и в 1960-х гг. — Россией. Юридическая и социально-правовая литература насчитывает более 30 определений самоуправления: от разновидности государственного управления, осуществляемого людьми, не относящимися к профессиональным должностным лицам, до формы выражения власти народа, реализуемой его выборными представителями. В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Медушевский А.Н. Спрос на право как индикатор гражданского общества. — http://polit.i4i/printable/ 487994.html. 755 Мировая научная мысль разработала несколько теорий самоуправления («свободной пашни», общественно-хозяйственная, государственная, юридическая, политическая). На примере российских земств были апробированы две из них. Свое теоретическое обоснование первая земская реформа (1864) нашла в работах сторонников концепции общественного самоуправления (В.И. Лешков, А.В. Васильчиков и др.). Согласно этой теории, земству надлежало ограничиться местными хозяйственно-культурными делами, не касаясь вопросов политического устройства. В свою очередь государство не было полномочно посягать на компетенцию земского самоуправления. По мере становления земства накапливались обиды на притеснения со стороны администрации. Высказывания в пользу расширения властных функций органов земского самоуправления оформились в «государственную теорию» самоуправления (А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов и др.). Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей — идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа. Понятие «земство» появилось в российском политическом лексиконе задолго до 1864 г. В X в. «земля» мыслилась как определенная территориально-политическая целостность. В период образования централизованного государства термин «земский» носил характер общегосударственный, а не местный. В XV—XVI вв. термин «земляне» означал совокупность местных жителей с присущими им местными интересами. Земская реформа Ивана IV была призвана заменить в местном управлении назначаемых из центра чиновников представителями местного сообщества и тем самым положить конец злоупотреблениям кормленщиков. Заботой о судьбе всей России была проникнута деятельность «земских ополчений».
Реформы Петра I скорее усиливали роль государства, нежели развивали идею местного самоуправления. Более глубокий след в области местного управления оставили реформы Екатерины II. При ней появляются «земские суды» и «земская полиция», «Приказы общественного призрения», «земские повинности», самоуправление получают дворянство и городские сословия. «Земство» отождествляется с организацией жизни «по правде и совести», когда справедливость достигается через гармонию системы сословных интересов. С тех пор земская идея постоянно присутствовала во всех российских реформах. Новое развитие идея земства, получила после отмены крепостного права в 1861 г. До введения земства в стране существовало только сословное самоуправление. Однако теперь впервые создавалось всесословное самоуправление — самоуправление гражданское: земство выбиралось гражданами, а не корпоративными объединениями В 1864—1917 гг. были проведены три земские реформы (1864, 1890 и 1917). Все они преследовали цель децентрализации управления. Земские учреждения включали распорядительный орган (земское собрание) и исполнительный (земская управа). Земства сами выбирали руководящие органы, сами определяли направление своей деятельности, подбирали и обучали кадры. Личный состав органов земства не принадлежал к профессиональному 756 чиновничеству (так как исполнял свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения). Земские учреждения решали практические задачи местного значения: народное образование, здравоохранение, культурно-просветительная работа, пожарно-страховое и дорожные дела, сельское хозяйство, ветеринария, пути и средства сообщения, продовольственное дело, статистика и т.п.
Принципиальной основой земского самоуправления явилось привлечение к непосредственному участию в работе тех групп и лиц, нужды которых обслуживатись. Так ломалась строгая корпоративность российского общества и складывалось общество граждан. Земства с их этикой компромисса на основе конкретных дел стали одним из важнейших факторов развития страны, сохранения ее как единого целого. Видный историк земства и один из теоретиков местного самоуправления в России Б. Веселовский в начале 1918 г. писал: «Мы все же продолжаем исповедовать глубокую веру в то, что самоуправление под этим натиском погромного «социализма» уцелеет, оно переживет «советы» и явится оплотом для воссоздания у нас государственного порядка на правовых основах. Советы — это очаги анархии, самоуправление — это величайшая ценность для всякой демократии»12. Н. Бердяев, уже в эмиграции, отмечал: «В России земство представляло такое качественное историческое образование, в нем накопились общественный опыт, знание дела, традиция. Разрушение земства... есть разрушение общественных качеств и погружение во тьму количества»13.
Об идеях земства вновь вспомнили только в 1990-е гг. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 1995 г., определил общую концепцию реформы местного самоуправления. Местное самоуправление существует во многих странах. Общепринятое в мировой практике определение местного самоуправления, принятое Советом Европы, дано в Европейской хартии местного самоуправления. Под местным самоуправлением в Хартии понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местно- 12 Земское дело. 1918. № 2. С. 37. Бердяев Н. Философия неравенства. Берлин, 1923. С. 140. 757 го населения. Это право осуществляется советами или собраниями, членов которого избирают путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Органы местного самоуправления провозглашаются Хартией как основа демократического строя, поэтому принцип местного самоуправления должен быть признан конституциями всех подписавших его стран. В демократическом обществе местное самоуправление выполняет несколько важных функций: ♦ представляет один из древнейших институтов демократии и важный элемент политической системы общества; ♦ выступает связующим звеном между населением и государственными структурами; ♦ является базовым звеном реализации федеральных и региональных программ на локальном уровне; ♦ содействует укреплению государства (его территориальной целостности, снижению социальных напряжений и национальных конфликтов; формированию адаптированной к местным особенностям экономики и др.); ♦ представляет собой механизм реализации населением своих гражданских прав и свобод; ♦ выступает средством решения широкого круга наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей населения в социальной сфере; ♦ способствует решению государственных задач силами местных органов путем передачи им отдельных государственных полномочий.
Местное самоуправление и государственное управление имеет следующие наиболее характерные и признанные в большинстве государств мира различия. Во-первых, это характер власти: государственная власть есть власть суверенная, верховная; напротив, органы местного самоуправления являются властью подзаконной, т.е. действуют в пределах выделенных полномочий. Во-вторых, это разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т.е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению. В-третьих, местное самоуправление должно иметь самостоятельные источники финансирования. В-четвертых, местное самоуправление строится на ограниченных территориях. В-пятых, местному самоуправлению всегда сопутствует выборный принцип — обязательно наличие представительного или распорядительного органа. Согласно действующим в нынешней России законам о самоуправлении, жители образуют территориальную общину — добровольную, самоуправляемую, не имеющую членства некоммерческую организацию граждан — жи- 758 телеи микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса. Объединяются они добровольно на основе общности интересов для реализации обших целей, определенных уставом. Их объединение регистрируется в соответствии с действующим законодательством. Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция. Общины имеют определенные полномочия, к которым отно сятся местные вопросы, затрагивающие интересы жителей, в частности: защита прав и законных интересов жителей в органах местной власти; организация акций милосердия и благотворительности; общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей, за качеством уборки территории, вывозом мусора, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладений, устранению аварийных ситуаций; работа с детьми и подростками, содействие в проведении куль-турно-спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий; содействие жителям в решении жилищной проблемы и др. Польза местного самоуправления для общества многогранна: 1) местные нужды лучше всего знакомы самим жителям; 2) местное самоуправление развивает в гражданах самодеятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя; 3) общественная жизнь при наличии местного самоуправления равномернее распределяется по всему государству, а не стягивается к центру; 4) местное самоуправление связывает администрацию с народом, наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные; 5) местное самоуправление дает гражданам близкое и практическое знакомство с общественными делами; 6) местное самоуправление является серьезной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами граждан.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»