ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Социальная роль
Социальная роль — модель поведения, ориентированная наданный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Так, от банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безра-
662
ботного совсем иной. Социальные нормы — предписанные правила поведения, характеризующие именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Термины «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом:
♦ социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
♦ социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
♦ социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.
Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания лют» (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться, если их рассматривают как обязательные требования (предписания), и тогда они становятся социальными нормами. Они могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.
Так, ученики ожидают от учителя вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим,


что в классную комнату вошел человек, представился учителем (т.е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, или раскинул книжный лоток, или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с неролевым поведением. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако тот, кто никогда в жизни не видел учителя и ничего не знает о его правах и обязанностях, это странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должно соответствовать статусу учителя. Итак, социальная роль невозможна без ожиданий членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальных норм, фиксирующих круг требований к выполнению этой роли.
Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу, — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д., они похожи друг на друга. Но стоит нам обратить внимание на то, как они понимают роль члена ученого совета и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личностные особенности выступят на первый план. Один считает, что его роль
663
как эксперта состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль как старшего товарища заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.
Мы уже сталкивались с понятием «статусный набор», введенным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Мертону принадлежит и другое, тесно связанное с первым. понятие. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разное отношение со студентами. Роль преподавателя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д., а наставник скорее играет неформальную роль мудрого советчика, старшего друга.
Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей с администрацией университета совсем не те, что отношения, какие складываются у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений. Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика — в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.
Итак, параллельно понятию статусного набора применяется понятие «ролевой набор», которое описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная роль» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит руху необоротних активів
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
Оцінка і управління процентним ризиком
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Аудит податків. Мета і завдання аудиту


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 625 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП