...В своей ранней фазе христианство представляло собой интересную смесь как радикальных, так и консервативных элементов — несомненное отражение того факта, что социальное неравенство само по себе не было главной заботой для Иисуса и его последователей... Цели, которые Иисус ставил перед людьми, и его критика распространенных ценностей того времени показывают явное отрицание последних. Коммунизм раннего христианства в Иерусалиме явно подразумевал критику неравенства современного ему общества... Но в текстах св. Павла, которому было суждено оказать основательное влияние на последующую христианскую мысль, очевиден гораздо более консервативный дух. По крайней мере в четырех разных местах своих писем он особо радуется рабам, подчиняющимся своим хозяевам, потому что их хозяева вполне законно ждут этого и это дано от Бога. Св. Петр в одном из своих писем выражает ту же мысль. Частота таких высказываний дает основание предполагать, что примитивное христианство было склонно поощрять радикальные суждения новообращенных из среды угнетенных классов Римского мира, суждения, с которыми Павел и Петр считали себя обязанными бороться. Оба, подобно Аристотелю, рассматривали рабство как часть естественного порядка и сравнивали обязанность рабов подчиняться своим хозяевам с подчинением детей своим родителям. Оба увязывали свои указания к повиновению с призывом к власть имущим проявлять свое уважение к подчиненным и относиться к ним по-отечески. По мере того как христианство набирало силу и влияние, более радикальные тенденции в нем постепенно теряли почву, по крайней мере среди лидеров церкви. Консервативная точка зрения со временем стала рассматриваться фактически как часть учения и в таковом качестве была развита и проработана на высоком уровне... Но если лидеры и ученые церкви были убеждены в достоинствах социального неравенства, то простые люди отнюдь нет. С XII в. последовательно процветали религиозные движения, критиковавшие богатство и призывавшие к бедности. Некоторые, например движение францисканцев, более концентрировались на последней теме и были включены в структуру церкви без особых трудностей. Другие, которые критиковали богатство и власть церкви, стали преследуемыми еретическими сектами. Но оба течения находили поддержку в силу своих явных эгалитарных тенденций. Оба основательно опирались на радикальные элементы Священного Писания. Эта череда радикальных христианских движений, начавшаяся в средние века, еще долго продолжалась и после Реформации и не замирала вплоть до XIX в., когда марксистское движение придало радикализму новое направление и новую надежду...
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Христианские взгляды» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»