ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Фазы этногенеза
Обобщив исторические данные о 40 наиболее известных народах Земли известных с глубокой древности, равно как и о существующих ныне, Гумилев разработал модель жизненного цикла этноса, включающего семь фаз (рис. 37)
Этносы, как и люди, не живут вечно. Как и у людей, у них есть собственный жизненный цикл — от 1200 до 1500 лет. «Этносы стареют, как люди, и так же слабеют, — отмечал Гумилев. — Только жизненный цикл у них много длиннее». Однако некоторые суперэтносы побивают все рекорды и существуют свыше 3 тыс. лет, например египетский, китайский, греческий и еврейский, т.е. в 2 раза больше, чем положено по теории Гумилева. Объясняя подобную загадку, С. Рубин42 пришел к выводу, что 3,5—4 тыс. лет на определенной территории существует не суперэтнос, а так называемый гиперэтнос. Он представляет собой последовательно существующие друг за другом три или пять суперэтносов, возникших из общего этнического корня, обладающих похожими языками, культурами и расовыми признаками. Так, история египетской цивилизации представляет последовательность трех суперэтносов: первый возник в 3646 г. до н.э., второй — в 2423 г. до н.э., третий — в 870 г. до н.э.
Жизненный цикл человека включает несколько фаз или стадий, среди них три главные — детство, зрелость и старость. Существуют и более дробные шкалы, на которых появляются новые деления — младенчество, отрочество, юность, пожилой возраст и т.д. В разных обществах и культурах, включая древние и примитивные, число возрастных категорий варьируется от 3 до 17.
Существуют фазы и в жизненном цикле народа, или этноса. В своем Толковом словаре43, который для нас должен, по всей видимости, служить наиболее авторитетным источником, Гумилев выделяет следующие фазы этногенеза:
1) подъем — «период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа»;
2) акматическая — «колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности»;
3) надлом — «резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля»;
4) инерция — «плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома»;
41 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд.
42 Рубин С. Указ. соч.
43 Гумилев Л. Н. Толковый словарь понятий и терминов.
562
5) обскурация — «снижение пассионарного напряжения ниже уровня го-меостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт»;
6) мемориальная, или гомеостаз — «состояние этноса после фазы обску-рации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция».
Кроме этих шести фаз в других произведениях патриарха отечественной этнографии встречаются указания на существование седьмой фазы — реге-нерационной. После ее завершения этнос, достигший глубокой старости, вступает в стадию реликта, может существовать неопределенно долго, пока соседи не нарушат его состояние, например путем агрессии.

Рис. 37. Фазы жизненного цикла этноса у Гумилева (источник: ПлотинскийЮМ. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов:
Учеб. пособие. М., 1998. С. 121)
563
Анализ исторических фактов убедил Гумилева в том, что все народы пп ходят в своем развитии ряд одинаковых, закономерных и совершенно объе тивных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам ч ловека44. Правда, как и люди, далеко не все этносы доживают отмереннь ~ им природой срок. Вследствие форс-мажорных обстоятельств, например ге И логических катастроф, крупных конфликтов или войн, они сходят с истоп! ческой сцены гораздо раньше, оставив потомкам лишь мимолетную памят" о себе. До сих пор историки спорят: существовала ли Антлантида, котору./ мог населять совершенно уникальный по человеческим меркам этнос? Са\ Гумилев к списку форс-мажорных факторов прибавлял, какмы помним. еще и космические. Он утверждал, что этносы, образующие суперэтнос, возникают в результате так называемых пассионарных толчков, имеющих космическую природу.
Поскольку этносы возникают далеко не одновременно, то этническая фотография мира, запечатлевающая планету в данную минуту, если подобное вообще возможно, зафиксирует неравномерность этногенеза землян. Каждый народ находится на собственной фазе эволюции, и в конкретный момент одни уже прошли свой расцвет, другие еще только входят в ста дию молодости, третьи дряхлы, а четвертые, быть может, еще не родились. Сталкиваясь между собой, воюя и конфликтуя, одни народы рассчитывают на молодость и крепкое здоровье, другие — на мудрость и жизненный опыт, третьи — на силу оружия и достижения науки.
Когда этносу не хватает жизненной энергии, он не то что умирает, но просто засыпает. Наступает эпоха скуки. Появляется огромное число обывателей, прекрасно описанных А. Чеховым, жившим среди них и знавшим этот социальный тип. Герои отступают на второй план. Это не их время. Конечно, в любую эпоху есть творческие личности — политики, художники, предприниматели, но не они задают тон и определяют ритм эпохи. На начальных героических фазах этногенеза пассионариев считают героями и образцами для подражания, в цивилизованный период — тупыми фанатиками.
Фазы этногенеза определяются числом пассионариев в этнической системе. Начальная фаза этногенеза — пассионарный толчок, когда в силу тех или иных причин резко возрастает число пассионариев. Образование новых этносов инициируется появлением в популяции энергичных, инициативных, страстных, волевых людей.
После толчка следует фаза подъема с двумя своими периодами — инкубационным и стабилизационным. В первом все гудит, бродит, перемешается. вскипает, во втором —утихомиривается, оседает, кристаллизуется. Еще этологи заметили, что когда особей одного вида рождается очень много, например тучи саранчи, то постепенно они, собравшись в стаю, начинают захватывать прилегающие пространства, где можно пропитаться. Так и у людей. демографический взрыв рождает желание освоить прилегающие ландшафтные зоны. Например, древние эллины в фазе подъема провели колониза-
44 Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992. С. 16.
564
цию — греческие колонии разбросаны чуть ли не всюду по берегам Средиземного и Черного морей. Римляне в фазе этнического подъема добились гегемонии в Италии. Славяне между II в. до н.э. и III в. н.э. заполнили обширный ландшафт от Дуная до Северного Причерноморья, а может быть, и до низовьев Дона45. Цель очевидна — прокормить подрастающие поколения. С фазой подъема всегда связывают крупномасштабные миграции, появление новых идеологических и религиозных течений. Инкубационный период — это состояние всеобщего хаоса и «разборок». Народы и племена противоборствуют, объединяются с соседями, нападают на врагов. Междуусобные войны сменяют территориальная экспансия и завоевательные походы.
Вслед за биомассой пассионарный толчок выплескивает вовне и социальную энергию: формирующийся этнос начинает приводить себя в порядок. У него вырабатывается свод поведенческих стереотипов, которые, передаваясь из поколения в поколение, превращаются в традиции. Над ними настраивается сложная нормативная система, способная обуздать первобытные инстинкты людей и отрегулировать социальные отношения. Запрещается кровосмешение, появляются многочисленные табу, вводится жесткая дисциплина, регламентируется личное поведение, брачные отношения. Вскоре нормативная система кристаллизуется в иерархическую систему господства, которая вначале принимает форму вождества, а затем раннего государства. Живыми кристаллами, т.е. вождями, бигменами, чиновниками и т.п., становятся все те же пассионарии. В стабилизационный период первой фазы происходит формирование социальных институтов. Продолжительность фазы подъема — от 100 до 200 лет.
Акматтеская фаза (пассионарный перегрев). В молодом организме этноса все еще кипит кровь, жизнь и энергия бьют через край. Пассионарное напряжение не только продолжает расти и достигает своего максимума («акме» в переводе с греческого означает «высший»). Избыток пассионарно-сти в этносе проявляет себя странным образом. Этническая система в этой фазе характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, пассионарный импульс которых наиболее высок, а также наивысшим числом подсистем (субэтносов). Жертвенные пассионарии стремятся к максимальному утверждению себя как личности, а не только к победе этнического коллектива в целом, как в фазе подъема. Отсюда небывалый рост карьеризма, культура дворцовых интриг, соперничество за прибыльные должности, протежирование любимчикам, теневые кабинеты, серые кардиналы, многочисленная королевская свита и т.п. Рост индивидуализма — основной вектор общественного развития в этой фазе — в сочетании с избытком пассионарное™ как раз и служат причиной возникновения того явления, которое названо Гумилевым «пассионарный перегрев». Если ранее избыточная энергия этноса затрачивалась на завоевания, то теперь — на крестьянские восстания внутри страны, бунты и путчи, столкновения конкурирующих элит (остепенившихся пассионариев), а значит, происходят многочисленные заговоры и дворцовые перевороты, наконец, гражданские и религиозные войны.
Как следствие, снижается резистентность (способность сопротивляться внешним воздействиям: вторжениям иноземцев, разлагающему действию
Махнач В.Л. Основы этнологии.
565
антисистем, экологическим катастрофам) этнической системы. Вражда меду борющимися группами не затихает даже при внешней опасности (в Р0-~ сии так происходило в XVII в.). Перед лицом общего врага объединяет-"" только народ, а элита продолжает делить власть, предавать интересы общ ства, приводить на царство иностранных фаворитов. В подобных услови трудно создавать централизованное руководство. В обществе не только мног* субэтносов, кругов и кружков, группировок элиты, но и конфессий и ре П1 гиозныхсект, идейных и идеологических течений. В это время история ствч ны насыщена интересными событиями. Ускоряется ход ее истории. Акмч тическая фаза длится примерно 300 лет.
После этого наступает фаза надлома — раскол этнического поля. Mucin пассионариев сокращается, а ряды маргиналов, люмпенов и прочих субпассионариев множатся, они играют все более заметную роль в обществе. Теперь они отказываются с оружием в руках защищать родину от внешних врагов, как это было в предыдущей фазе-и у элиты поступать так нет никакого желания. Аристократию не уважают. творческих людей не ценят, в обществе разрушаются традиционные ценности, низвергаются нормы права и морали. Люди становятся нетерпимыми по отношению к чужим взглядам и ценностям (негативная комплиментарность). Духовный кризис вызывает социальный, экономический, а затем и политический. Все, как писан В. Ленин: «Низы не хотят жить по-старому, а верхи не умеют управлять по-новому». Равнодушные ко всему люди, чувствующие себя на своей земле временщиками, хищнически эксплуатируют ландшафт, истребляя леса и недра, отравляя реки и озера. «...Надлом — тяжелая возрастная болезнь, и не всякому этносу суждено ее пережить», — отмечает Л.Н. Гумилев.
Общая пассионарность еще высока, но при расколе этнического поля энергия нации уходит на внутренние конфликты, а потеря единой духовной основы (национальной идеи) делает возможным проникновение антисистемных учений.
В этот период сопротивление этноса внешним воздействиям (экологическим катастрофам, вторжению врагов, идеологическим диверсиям и экономическим кризисам) не просто продолжает снижаться, но достигает минимума. Потому это несчастное время и называется надломом. После него кривая развития, взметнувшись вверх, резко обрывается вниз. Тяжело болен весь общественный организм. В крайних ситуациях даже может произойти преждевременная гибель этноса. Например, предки греков — ахейцы не вышли из надлома. Другой народ — готы, не только самый грозный, но и самый культурный из варварских народов, основали в V-VI вв. королевства в Причерноморье, Италии, Испании, а в VIII в. исчезли со страниц истории. Они не вышли из надлома потому, что были подавлены захваченной ими чужой культурой — античной. Русские, по мнению В.Л. Махнача, вошли в фазу надлома в начале XIX в. и продолжают находиться в нем до сих пор46. Другие примеры этнического надлома — Гражданская война в России (армия из
46 Махнач В.Л. Основы этнологии.
566
субпассионариев). Тридцатилетняя война в Германии (:/4 населения погибло). Продолжительность фазы надлома — 200 лет.
Если фаза надлома преодолена, этнос вступает в инерционную фазу, сопровождающуюся плавным снижением пассионарное™. Возбужденность нации прекращается, энергия локализуется по отдельным группам и индивидам — ученым, артистам, писателям. Это «золотая осень» цивилизации: расцвет науки и искусства, архитектуры и дизайна, накопление материальных и культурных ценностей, поддержание кормящего ландшафта, преобладание законопослушных и работящих гармоничных людей, укрепление государства и социальных институтов. В социально-этнической структуре общества доминируют «гармоничники» и люди с низкой пассионарностью.
Если стране посчастливилось иметь разумное правительство, то оно делает все возможное, чтобы растянуть инерционную фазу, поддерживая местные традиции и языки, создавая социальную инфраструктуру для престарелых, больных и инвалидов, покровительствуя творческим людям. Самый главный фронт — борьба с преступностью и коррупцией. Через каналы информации населению прививают высокую политическую культуру, воспитывают молодежь в духе прекрасного и возвышенного, в атмосфере уважения вечных ценностей и общепринятых эталонов поведения. «Однако «золотая осень» человечества неизбежно приходит к своему концу. Вымирающих пассионариев на высоких должностях сменяют торгаши, часто чуждые коренному этносу. Пропаганда «человеколюбия» приводит к прощению слабостей, небрежению долгом, ненаказуемости, росту преступности. Постепенно усиливается хищническое отношение к природе. Растет число субпассионариев, оседающих в городах. Оторванные от кормящего ландшафта горожане внедряют различные усовершенствования, часто вредные для природы»47. Инерционная фаза этногенеза, названная Гумилевым «золотой осенью цивилизации», длится 300—400 лет. Греющимся под лучами солнца «золотой осени» людям и в голову не приходит, что следом за ней наступают «сумерки» — фаза обскурации. Для нее характерны низкая пассионарная напряженность, большое число субпассионариев. В фазе обскурации этнос существует за счет материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущую инерционную фазу. Происходит разбазаривание ранее накопленных материальных и культурных ценностей, прекращается поддержка кормящего ландшафта. Субпассионарии не хотят работать, но требуют удовлетворения своих потребностей. Долг, совесть не в почете, трудолюбие осмеивается, интеллектуалы вызывают ярость, сельское хозяйство в упадке, производство сворачивается, благоденствуют лишь торгаши, ростовщики, банкиры. В эту пору ценятся не способности, а их отсутствие, не образованность, а невежество, не стойкость убеждений, а беспринципность. Наука сводится к компиляции, искусство деградирует, духовные ценности пересматриваются. В обществе процветают преступность и коррупция.
Коваленко М.И. Указ. соч.
567
Наступает депопуляция, численность населения к концу фазы обскура-ции значительно сокращается; частично этот процесс тормозится за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую начинают доминировать в общественной жизни. Наиболее талантливые и образованные пассионарии, не находя достойной оплаты и статуса, эмигрируют за рубеж («утечка мозгов»). К власти приходят беспринципные авантюристы, играющие в популизм. Распространяются преступность, сексуальные отклонения, армия теряет боеспособность, правоохранительные органы вместо борьбы с криминалом способны только обеспечивать безопасное существование верхов. Этническая система утрачивает способность к сопротивлению и может стать легкой добычей более пассионарных соседей. Фаза об-скурации предшествует гибели этнической системы или ее переходу в состояние этнического гомеостаза48. Фаза обскурации — старость этноса, и она может продолжаться 100—200 лет и более.
Иногда после обскурации наступает кратковременная фаза регенерации — восстановление этноса за счет остатков пассионарное™ на периферии, но это лишь краткий всплеск активности. Она переходит затем в мемориальную фазу. близкую к этническому гомеостазу фазу этногенеза, знаменующую завершение процесса. Гомеостаз — состояние консервативное. Особи этнической системы в этой фазе враждебны любым изменениям, ибо творческие силы уже растрачены. Культурный взлет нации далеко позади. Пассионарии, как и субпассионарии, редки. Этнос в основном состоит из гармоничных людей. трудолюбивых, не лишенных стремления что-либо изменить в жизни. Жизненный цикл этноса из поколения в поколение не претерпевает существенных изменений. Былая энергия и способность этноса к историческому творчеству утеряны, люди только сохраняют традиции предков, легенды, былины, фольклор, моральные принципы. Формы социальной жизни неизменны. государственные структуры упрошены и не довлеют над обществом. Иногда субпассионарии вымирают или изгоняются: их нечем прокормить. Здоровые остатки разрушенного этноса вступают в стадию медленного дрейфа, по возможности поддерживая равновесие с обедневшим ландшафтом — обломками погибшего культурного ландшафта. Небольшой по численности этнос превращается в реликт, если живет в мирном контакте с соседями, или становится изолятом, если в силу природных условий лишается взаимосвязей с другими народами49.
Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза очень плавный и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Он может длиться как угодно долго. Люди живут настоящим, не думая о будущем. Над почти вымершим социальным пространством господствуют стихийные бедствия, царят агрессия, эпидемии, пьянство или наркомания. приносимые завоевателями, геноцид, ассимиляция. Так этнос проходит путь от своего возникновения, через высшую точку к гибели50.
Универсально-историческая закономерность процесса этногенеза заключается, по мнению С. Рубина, в постепенном сокращении доли пассионари-
4Х См.: Гуц А.К. Указ. соч.; Рубин С. Процессы этногенеза во всемирной истории. Наб. Челны. 20(10:
Коваленко МИ. Указ. соч. 44 Плущевскии A.M. Физический фактор социальной и культурной динамики народов. — h4P:
balkaria.narod.ru/istoria/bariev/glaval2.htm. э0 Коваленко М.И. Указ. соч.
568
ев, в выветривании самого плодородного слоя этнического поля. Это происходит потому, что этнос в течение своей жизни растрачивает полученную в результате пассионарного толчка энергию. Доля пассионариев достигала максимума в фазе подъема и составляла приблизительно 10%, но уже на акмати-ческой фазе она снизилась до 7%, в фазе надлома — до 5%, а на инерционной фазе она не превышала 3%. Таким образом, оптимум пассионарного напряжения для каждой следующей фазы этногенеза был ниже, чем у предыдущей. В реликтовом этносе доля пассионариев не превышает пороговой оценки 0,1%51. У Гумилева же максимум пассионарного напряжения приходится почти на середину этногенетической шкалы времени, а именно на акматичес-кую фазу (фаза II на рис. 38), поэтому она и называется фазой расцвета.
Как можно видеть, два графика отличаются друг от друга. В первом случае (доля пассионариев на каждой следующей фазе этногенеза снижается) он IPI представляет собой ряд неправильных ниспадающих синусоид и походит на

Рис. 38. Сравнительный анализ двух моделей этногенеза: С. Рубина (а) и Л. Гумилева (б) (источники: http://www. chelny. ru/city/books/Gumilevica/Rubin/Rubin 13. htm; http://a-collection. narod.ru/
phnt/art/art0801.htm)
Рубин С. Указ. соч.
569
ползущую змею, во втором он больше напоминает то ли одну большую си нусоиду, толи гауссову кривую, описывающую нормальное статистическо распределение особей в популяции.
Сегодня на планете от 4 тыс. до 8 тыс. этносов и субэтносов. Из них энергетических фазах — от подъема до обскурации — находятся в лучшем случае несколько сот, а все остальные, т.е. большинство народов. — рещк ты. Они находятся в фазе гомеостаза (В.Л. Махнач).

Рис. 39. При изучении древних обществ следует привлекать сравнительно-исторический метод
570
Post scriptum. У концепции Гумилева есть и сторонники, и противники Вторые видят в ней сгусток схоластических спекуляций, считают его глоба ib-ные схемы надуманными, неподтвержденным материалом, при помощи которого можно было бы подтвердить или опровергнуть теорию Гумилева Действительно, живших тысячи лет назад гуннов или египтян нельзя опросить при помощи анкетного метода или включенного наблюдения, узнать. что они на самом деле думают, чувствуют или как живут. А анкетные методы среди современников часто не подтверждают существования трансисторических общностей. Пуэрториканец, имеющий предков-испанцев, считает себя почему-то американцем, ибо является гражданином США, хотя настоящие американцы никогда не признают его за своего, поскольку ведут родословную от «настоящих янки» (потомков англоязычных первопоселенцев). Этническая идентичность американца латинского происхождения существенно отличается от таковой потомка англоязычных колонистов Североамериканского континента. В переписи населения России 2002 г. попадались еще более курьезные ситуации, например, у матери-украинки и отца-татарина сын записывался русским. Отслеживая этнос через анкетирование, мы получаем социальную фотографию сиюминутной ситуации, ко-
торая меняется каждый месяц или год, не говоря уже о более длительных сроках. В такой ситуации и появился конструктивизм, считающий этнос мифической или иллюзорной общностью. Каждый человек независимо от национального происхождения вправе относить себя к тому этносу, который считает для себя наиболее подходящим или понравившимся. Пусть даже к вымышленному. По итогам переписи 2002 г., в России оказалось несколько сотен представителей совершенно нового, неизвестного доселе этноса — тол-киенистов, последователей английского антрополога и романиста Дж. P.P. Толкиена.
Контуры этнической принадлежности оказываются сильно размытыми всякий раз, когда мы имеем дело с микроуровнем общества, когда опрашиваем 6 млрд человек, живущих сегодня на планете. Но как быть с этническим происхождением 80 млрд человек, проживавших в прошлом? Здесь необходимы глобальные измерения, но не с привлечением анкетирования, а сравнительно-историческим методом на основе многочисленных документов и исторических свидетельств. Именно это и пытался сделать Гумилев, разработав оригинальное биосферное учение, справедливость положений которого сегодня доказывают многие ученые.
Сам Гумилев никогда не удовлетворялся общими соображениями, а стремился подтвердить теоретические предположения эмпирическими фактами, в частности на материале Прикаспия — своеобразного ландшафтного и культурного региона. Научные результаты археологических экспедиций, проведенных в 1959—1964 гг. под руководством Гумилева, блестяще подтвердили выдвинутую им гипотезу о механизме взаимосвязи между вмещающим ландшафтом и исторической жизнью этноса. Эти научные результаты были изложены автором в ряде научных статей и содержали развернутые доказательства зависимости между циклонической деятельностью, колебаниями уровня Каспийского моря и ритмикой кочевой культуры народов степной зоны Евразии52. Описание гетерохронности увлажнения Евразии было настолько верной гипотезой, что дало возможность Гумилеву сделать еще одно открытие, на сей раз археологическое: доказать расположение городов Хазарского каганата на тех территориях Волжской дельты, которые сегодня заняты водами Каспийского моря51. Он продвинул российскую науку и философию, создал теории, к подтверждению которых отечественные специалисты приходят только сейчас. Гумилев основал новую область науки — этнографию в соединении ее с психологией, географией и историей.
Новая парадигма этнического развития, предложенная Гумилевым, легла в основу практического исследования, которое велось в НИИ географии. На основе статистического материала, собранного в экспедициях, изучались проблемы развития Нечерноземья России, исследовались гомеостатические
•умилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос. IV) // Вести Ленингр. ун-та. 1966. № 6. С. 64—71; Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века (Ландшафт и этнос. V) // Вести Ленингр. ун-та. 1966. № 18. С. 81-90; Изменения климата и миграции кочевников // «Природа». 1972. № 4. С. 44-52. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии (опыт историко-географического климатического синтеза) // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85—94; Роль колебаний в истории народов степной зоны Евразии // История СССР. 1967. № 1. 53 С. 53-66. См.: Из истории Евразии. М.. 1993.
571
этносы Севера, а также русско-эстонские межэтнические связи. Исслед0ва ния этносов Севера России показали, что большинство из них находятся завершающей фазе этногенеза — гомеостазе, биоценотическом равновесии -ландшафтом. Прикладные этнологические исследования по изучению бтц жайших соседей России, несомненно, полезны для планирования геопо1и тической стратегии России в среднеазиатском регионе, где сталкиваются интересы четырех суперэтносов: России, мусульманского мира, Китая Индии. Многие ученые мира сегодня уверены, что без теории этногенеза Гумилева трудно разобраться в межэтнических коллизиях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Фазы этногенеза» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о двух лошадях
Технологічний процес розробки і просування сайтів
Джерела формування власного капіталу
Посередництво комерційних банків при операціях з іноземною валюто...
Аудит визнання запасів і правильності їх оцінки


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 800 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП