Если роль антипассионариев в общественной жизни повышается, а затем переходит через некую критическую черту, социальная система превращается в антисистему. Согласно Гумилеву, «антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением»30. Сегодня социологи активно изучают такого рода негативные общности, но все признают, что первым это понятие в гуманитарное знание ввел именно Гумилев. Он называл их призраками систем, механизмами, способными поменять общественное сознание или мировоззрение на противоположное, деформировать образ жизни целого этноса или его части, субэтноса, социальной страты. Члены антисистем отличаются негативным мировосприятием и как следствие стремятся к разрушению мироздания. Антисистемы — структуры, способствующие сокращению жизни этноса, а следовательно, разрушительные для общества. Это как бы общество навыворот или, прибегая к языку К. Маркса, социальная 29 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 282. 30 Гумилев Л.Н. Толковый словарь понятий и терминов. 554 превращенная форма. Если общество как система конструктивно, созидает и защищает жизнь, то антисистема деструктивна, разрушает ее. Так, некоторые историки уверены, что созданное в 1990-е гг. общество в Чечне, основанное на бандитизме, разгуле преступности, похищении людей и рабовладении, наконец, терроризме, есть антисистема. К тому же ряду они относят и большевистский режим 1920—30-х гг. Согласно Гумилеву, для появления устойчивой антисистемы необходимы: упадок пассионарности этноса, возникающий в момент перехода из фазы в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса, входящего в другую суперэтническую систему31. Если этносы несовместимы, т.е. между их суперэтническими системами существует отрицательная комплиментарность (ощущение подсознательной взаимной антипатии особей, определяющее деление на «своих» и «чужих»), то в зоне этнического контакта возникает химера. Для описания антисистемы Гумилев использует понятие химеры — сосуществования двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише, и это не случайно. Химерой называется ложноэтническая общность, сложившаяся в результате любого вторжения в этногенез — вторжения культуры, вторжения грубой политики. Александр Македонский, создавший мировую империю, начал создавать новый народ. Вместо того чтобы укреплять государство дружественными отношениями, он постарался всех смешать, как бы взял огромную ложку и размешал всех в одном котле. В итоге этнос, разумеется, не образовался — образовалась химера32. К химерам следует отнести и «советский народ» — новую историческую общность людей, скрепленную идеологически, но не этнически. К антисистемам сегодня причисляют тоталитарные секты, выступающие против православия, субкультуру наркоманов, разрушительно влияющих на сознание, здоровье и нравственность молодежи, а также сталинизм, инквизицию, сатанизм, массовую культуру, фашизм, масонство, богумилов в Болгарии и манихейскую общину в Македонии (X в.) и др. В принципе антисистемой следует называть любую контркультуру, ценности которой направлены против ценностей доминирующей культуры. Действительно, антисистемные идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции. Они выступают как разрушители и ниспровергатели существующих общественных устоев. Таковы средневековые еретики и современные террористы. В химере господствует бессистемное сочетание несовместимых поведенческих черт, на месте устойчивого национального менталитета появляется конгломерат разрозненных идей, ценностей, вкусов, идеалов и представлений. Утрата традиций равна потере корней, а следовательно, и адаптивных навыков. Этнос отрывается от кормящего ландшафта. Таким образом, химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных элементов, выпавших из этнонациональной ниши. Растет численность маргинальных и люмпенизированных слоев, «гармоничники» побуждают общественное сознание заниматься поиском общенациональной идеи, способной восстановить равновесие и сплотить нацию вокруг позитивных идеалов и ценностей. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 473. Махнач В. Химера и антисистема. Историко-культурное введение в политологи. — http:// www.mahnach.by.ru/lections/ikvp/S.htm. 555 Химера возможна и в теле здорового этноса, подобно раковой опухоли «высасывая пассионарность из него, как упырь»33, существуя за его счет и н ' выполняя конструктивной работы. При этом она может оставаться достаточ но безвредной либо превращаться в источник агрессивных антисистем. Воз никшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициато рами кровопролитных конфликтов34. Влияние субпассионариев и антисистем невелико на стадии нормального развития общества, когда институты стабильны, правительство эффективно, законы действенны. Такова современная Европа. «Гармоничники» ориентированы на пассионариев и готовы на жертвы ради прогресса общества. Пассионарность, согласно Гумилеву на самом деле обладает заразительностью и магнетизмом, «люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны»35. Иначе говоря, пассионарии обладают свойством пассионарной индукции — свойством заражать окружающих повышенной активностью и энтузиазмом; это пассионарные вожди, подымающие солдат в атаку; ораторы, возбуждающие толпу; ученые, вдохновляющие своих учеников. Пассионарии заражают статистическое большинство неуемной энергией, воодушевляют массы на героические свершения, т.е. на такие деяния, которые сами они, не будучи ведомыми пассионариями, совершить не смогли бы. Иногда пассионарии не находят последователей, их активность встречает непонимание окружающих, что может привести пассионариев к гибели. При благоприятных условиях число их приверженцев разрастается как снежный ком36. Если пассионарии — возмутители спокойствия, то субпассионарии — люди малоактивные и безвольные, воодушевлять никого не могут. Они и сами не рады, что уродились такими. Им не хватает биологической энергии и социальной инициативы. Они легко поддаются плохому влиянию, если это не требует от них моральных и душевных усилий. Опустившиеся люди — это прежде всего индивиды со слабым характером.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНТИСИСТЕМА И ХИМЕРЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»