Как и в социологии классов, все специалисты в этносоциологии делятся условно на два лагеря. Примордиалисты считают этнос реальной группой, конструктивисты — мнимой, т.е., не считая нацию реальной группой, видят в ней некую социальную конструкцию. По их мнению, представителей одного этноса объединяют не гены и биология, а какие-то артефакты, например общий символический и социальный капитал, который может использоваться для мобилизации нации, ее объединения, для борьбы за контроль над ресурсами, для покорения чужих народов. С точки зрения конструктивизма этнос — не устойчивая общность с культурными характеристиками, а общность людей, разделяющих представления о сходных чертах культуры^ 538 обладающая мифом об общем происхождении и солидарностью. Эти представления — результат усилий элит, этнической интеллигенции по формированию этнической общности1. Конструктивизм стал особенно популярным в последней четверти XX в., когда сошла на нет волна увлечения приморди-ализмом. КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. construction — искусственное сооружение, построение) — теоретическое направление в этносоциоло-гии, представители которого сводят этнос до уровня эфемерного сообщества, не имеющего ни общих предков, ни общей культуры, ни общих ценностей. ПРИМОРДИАЛИЗМ (от лат. primus — первый, исходный, изначальный, основополагающий) — теоретическое направление в этносо-циологии, представители которого ищут для этноса какую-либо фундаментальную основу или субстанцию, биологическую или социальную, которая позволила бы считать этнос реальным творцом всемирной истории, а не эфемерным сообществом, собравшимся по случаю для решения тех или иных задач. Сторонники примордиализма, разбившись на два лагеря — био- и исто-рико-социальный, считают этнос реально существующим феноменом, имеющим объективную основу в природе либо обществе. Приверженцы социально-исторического и культурно-психологического подходов (у них очень близкие взгляды) видят корни этноса в обществе и культуре, а последователи биосоциального подхода сводят сущность этноса к природе и генетике.
Представители первого, более многочисленного, направления понимают этничность как явление социальное, устойчивое, присущее всем историческим эпохам. Подавляющее большинство советских ученых, придерживающихся марксизма, видели в нации исторически сложившуюся устойчивую общность людей, обладающую единством экономической жизни, культуры и психологического склада. К примеру, известный историк и этнолог Ю.В. Бромлей трактовал этнос как устойчивую форму групповой интеграции, обладающую присущими ей культурными характеристиками и самосознанием. Он полагал этносы общностями, появляющимися и затем развивающимися в течение всего известного по письменным источникам исторического времени. За рубежом второй, биосоциальный, подход к объяснению этноса представлен известным специалистом Пьером ван ден Берге, который понимает этничность как предрасположенность человека к родственному отбору. В России к сторонникам биосоциального подхода относится выдающийся ученый Лев Николаевич Гумилев, концепция которого приобрела мировую известность. Его последователи, а среди них немало крупных ученых, считают, что Л. Гумилев — крупнейший этнолог XX в., создавший новую теорию разви- ДробижеваЛ.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации. — http://www.socio.ru/wr/2-01/Drobizheva.htm. 539 тия человечества — теорию этногенеза и этносферы планеты Земля. За гол прошедшие после его смерти, в стране была проведена большая работа п'' распространению теории Л. Н. Гумилева. В Санкт-Петербурге проведено ]п Гумилевских чтений, в Москве — четыре научно-практические конфере ции, постоянно функционирует Гумилевский семинар, в 2001 г. созг^ Центр этнологии им. Л.Н. Гумилева при НИИ географии, а также общ»4 ственная организация «Фонд Л.Н. Гумилева». В Интернете существует сам посвященный всем сторонам его творчества — Gumilevica (http://gurnilevic kulichki.net).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИМОРАИАЛИСТЫ И КОНСТРУКТИВИСТЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»