ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА
Элементы реальной совокупности не только связаны между собой, но благодаря своей активности, вступая в многочисленные контакты и взаимодействия с другими элементами, «кладут начало явлениям, которые не мыслимы вне этой совокупности, но которые сами по себе в то же время уже не являются ни элементами, ни просто связями между ними. Их можно было бы обозначить как продукты или функции совокупности»37. Например, молекулы газа находятся в постоянном движении, двигаясь, они ударяются друг о друга и в результате возникают такие явления, как температура и давление. Давление — продукт молекулярного строения газа и ударов молекул о стенки сосуда, которые возникают в результате взаимодействия молекул. Но несомненно также и то, что это давление само по себе не есть ни молекулы газа. ни их взаимодействие или связь. Оно есть некоторое новое явление, есть результат функционирования совокупности, не мыслимый вне ее... Таковы, например, явления дыхания, обмена веществ, восприятия и т.п. в организ-
36 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 66-67.
37 Там же. С. 26.
520
ме; явления угнетения классов, деформации ствола, кроны и лиственного покрова в растительных сообществах; явления языка, денег, права, религии и т.д. в человеческих обществах. Все эти явления, возможные благодаря связи и взаимодействию элементов совокупности, в свою очередь, как правило, служат средством, формой, факторами связи элементов совокупности38.
Далее Кондратьев совершает методологический переход от «анатомии» к «физиологии» общества, от статики к его динамике. Динамика — не просто иной взгляд на вещи, как мы себе иногда представляем, когда во главу угла поставлено движение, а совершенно новый мир с иными законами и методами исследования. В динамической совокупности есть то, чего нет и никогда не может быть в статической. Для правильного уяснения дви жения надо, образно говоря,перейти в иное измерение, а не просто переместиться из одного угла комнаты в другой. Такое качество динамике придает вероятность. Движение — сфера вероятностей, чего не скажешь о статике. Следовательно, к статике и динамике применимы разные математические аппараты.
Для Кондратьева, как раньше для Вебера, более продвинутые естественные науки, прежде всего физика и математика, служили эталоном научного познания, в том числе социального. Но если Вебер впустил математическую статистику лишь на порог, отдав ей сферу обработки эмпирических данных, то Кондратьев отдал математике сердцевину своего творчества, попытавшись соединить социальные науки с математической теорией вероятностей. Иначе говоря, Кондратьев собирался математизировать святая святых любой науки, а именно сферу высокой теории.
Общество у Кондратьева превратилось из сферы действия жесткой детерминации в сцену столкновения вероятностных поступков: «Итак, мы видим, что жизнь общества представляет собой массовый, стихийный поток связей и взаимодействия между людьми на основе их действий или поведения»39.
Несколько раньше Кондратьев сделал не менее решительный шаг в сторону веберовского номинализма, окончательно расписавшись в приверженности принципам социологического индивидуализма и неприятия дюркгей-мовского реализма: «Как и о коллективных идеях, о коллективных чувствах, эмоциях, волевых импульсах равным образом не может быть речи в том смысле, что есть коллективное существо, переживающее эти чувства, эмоции и т.д. Чувства и эмоции переживают конкретные люди»40. Так вполне мог сказать Вебер, но не Дюркгейм.
За коллективным сознанием Кондратьев сохранил статус психофизиологического феномена, но не социальной реальности, как Дюркгейм. «Из ска-
з* Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 26-27. 4о Там же. С. 56. Там же. С. 60.
521
занного можно сделать, во всяком случае, следующий методологический вывод: на данной стадии знания при изучении общества следует избегать выражать явления в терминах коллективно-психического ряда, тем 6oiee следует избегать объяснения других явлений через явления этого ряда»-"
Из логики идей Кондратьева следует, что к статике и динамике применимы разные математические аппараты. При этом он оговаривается, что разведение двух аспектов — статического и динамического — понадобилоа ему для лучшего истолкования проблемы реальных совокупностей.
Включенность в совокупность налагает на ее элементы особую печать модифицирует их, и эта модификация в значительной мере обязана тому' что Кондратьев называет «явлениями» совокупности. Это особенно ярко наблюдается в сфере общественной жизни. Явления в пределах данной совокупности — это лишь средство, форма связи элементов совокупности. Чтобы не возникло путаницы в словоупотреблении, Кондратьев предлагает разграничивать два понятия: «реальная совокупность» охватывает всю сумму связанных между собой элементов, сами связи между ними и продукт, возникающий на почве этих связей; термин «данная реальная совокупность» подчеркивает тот факт, что совокупность берется как целое, в котором обнаруживается генетическая реальная преемственность явлений данного класса с явлениями предшествующего класса более простых явлений. Однако в действительности оба понятия часто совпадают: «понятия реальной совокупности и явлений в сфере данной реальной совокупности говорят об одном и том же объекте, но обладают различным объемом и содержанием. Второе всегда составляет часть первого»42.
Опираясь на такого рода методологическую преамбулу, Кондратьев пробует по-новому определить понятие общества и общественных явлений:
Общество в самом широком смысле этого слова есть реальная совокупность организмов. Но организмы распадаются прежде всего на две основные категории: растительные и животные... В соответствии с этим мы различаем растительные общества или сообщества, т.е. реальные совокупности растительных организмов, и животные сообщества или общества, т.е. реальные совокупности животных или индивидуумов. Животные организмы, в свою очередь, распадаются на значительное число видов. Но среди них нас в особенности интересует вид Homo sapiens... мы можем подразделить все животные организмы надва основных класса: животные в тесном смысле слова и человек. В соответствии с таким подразделением и животные сообщества распадаются на две основные категории: животные сообщества, т.е. реальные совокупности животных организмов в тесном смысле слова и человеческие сообщества или общества... Может показаться странным и наперед спорным, что мы рассматриваем человеческое общество лишь как вид общества в целом наряду с обществами животных в тесном смысле и даже с растительными сообществами. Однако в этом нет ничего ни странного, ни спорного... Строго говоря, и основной закон дарвинизма, играющий столь большую роль в познании живого мира, а именно закон борьбы за существование, является законом не столько и, во всяком случае, не только биологическим, а и законом жизни общества... человек есть живой организм, в частности животное, хотя бы и высшее..
41 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 61-62.
42 Там же. С. 29.
522
И если это так, то очевидно, что законы, которым подчинено живое существо, и в частности животное, имеют силу с теми или иными модификациями и для человека. Отсюда очевидно также, что и общественная жизнь растений, животных и людей не может не иметь общих корней, сходных черт, не может не рассматриваться как категория родственных явлений... Однако при всем том было бы не меньшей ошибкой, увлекшись сходством человека и других живых существ, преувеличивать близость человеческой общественной жизни и жизни животных сообществ, подпадать под власть аналогий и забывать о том своеобразии, которое таит в себе человеческое общество41.
Возникающее из приведенного фрагмента желание обвинить Кондратьева в социал-дарвинизме или приверженности биологическому взгляду на общество постепенно улетучивается само собой, когда мы знакомимся с содержанием других глав его книги, особенно тех, где представлены структура человеческого общества и характеристика социальных явлений.

Кондратьев утверждает, что под влиянием «социологии понятия статики и динамики проникли наконец в социальную экономию. Первый, кто из экономистов ввел понятия статики и динамики в социальную экономию, был Дж. Стюарт Милль. В своих фило-софско-социологических воззрениях Милль был позитивистом и примыкал к Конту. Под влиянием Конта он принял и разграничение статики и динамики при изучении общественных явлений. Новый и оригинальный шаг Милля состоял лишь в том, что он приложил понятия статики и динамики к социальной экономии»44. Следующий шаг в развитии идей социально-экономической статики и динамики сделали С. Джевонс и А. Маршалл, Л. Валь-рас, В. Парето, Е. Фогель, Й. Шумпетер.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И ДИНАМИКА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
Вибір конфігурації систем комп’ютерної телефонії
Аудит кредитних операцій
Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
МАРКЕТИНГОВЕ РОЗУМІННЯ ТОВАРУ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 1169 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП