Не только физические вещи вторгаются в духовный мир общества (а со циальные отношения по существу только и могут быть идеально-логически ми), но и духовное начало постоянно вторгается в физический мир. Местом пересечения двух миров выступает общественный труд. А где еще может происходить взаимопроникновение двух галактик, двух измерений, как не в том загадочном месте, которое само скрывает в себе великое начало двойственности? Первое движение — вторжение материального начала имеет совсем иные последствия, нежели движение обратное. «Эта материализация общественного духа в силу устойчивости вещного мира сообщает всей жизни общества глубочайшую устойчивость и преемственность во времени. Именно в силу такой материализации культуры достижения и завоевания одного поколения переходят к поколениям грядущим. Они переходят к ним в виде культивируемых полей и лесов, в виде воздвигнутых зданий и проложенных путей, в виде созданных орудий производства и предметов домашнего обихода, в виде напечатанных книг, музыкальных произведений, воздвигнутых памятников. картин, храмов, музеев и т.д. Новые приходящие поколения воспитываются в обстановке унаследованной материализовавшейся культуры отцов, видоизменяют и дополняют ее, передавая ее в свою очередь новым поколениям. Таким образом, общественная жизнь льется подобно реке, то спокойно и плавно, то бурно и стремительно. Причем материальный строй ее является как бы теми берегами общественной культуры, которые удерживают реку в определенном русле, прочно обеспечивает ее преемственность и целост ность»33. — А каковы последствия духовного вторжения в материальный мир? Кондратьев не останавливается на этом вопросе, но можно предположить, что и такие последствия достаточно грандиозны в масштабах человеческой культуры. Приступая к трансформации вещества природы, человек вкладывает в него свои идеи, проекты, переживания, настроение, отношение к другим людям и миру в целом. Он привносит духовное начало в безжизненное и неодушевленное тело природы, наделяя его ценностью, экспектациями, нормами, иными словами, вовлекая его в культурный оборот. Проникновение чужеродного начала в устойчивый и стабильный мир материальных предметов привносит элементы беспокойства, творческого порыва, неясной интуиции, иллюзии. Материальный прел- 33 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 65. 518 мет оживает, становится подвижным, изменчивым, динамичным. Таким образом, два встречных вторжения, или линии проникновения, несут в себе разного рода последствия и обладают разным характером. Различие проявляется уже в неодинаковом отношении ко времени и пространству. Материализация общественных отношений и духовной культуры составляет основу пространственно-временного бытия общества. Возделанные поля, построенные фабрики, воздвигнутые селения и города занимают определенное пространство и являются очагами концентрации общественной жизни и ее духовной культуры. Проложенные линии путей передвижения, почты, телеграфа, телефона, радио устанавливают связи между этими очагами. В результате именно на почве факта материализации общественных процессов мы можем говорить о границах, которые занимает то или иное общество или общественное образование, и о тех пространственных линиях, по которым идет их связь между собой. Таким образом, не имея возможности локализовать явления духовной общественной культуры непосредственно, косвенно по пространственной ориентировке людей и особенно социальных вещей мы всегда можем это сделать. И мы всегда это делаем, когда устанавливаем границы государств, городов, селений и т.д.34
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»