Реальная совокупность в силу внутреннего строения может представлять собой целое или не являться таковым. Целым она будет, если совокупности присуща внутренняя организованность, предполагающая некоторую (большую или меньшую) дифференциацию частей, при которой каждая часть выполняет известную функцию, подчиненную задачам целого. Это значит, что совокупность в известных границах должна обладать свойствами замкнутости и автономии (пусть и относительной). К разряду целостностей надо относить прежде всего первичные совокупности (атом, организм и общество), а также некоторые вторичные, как-то: Солнечную систему, город, армию, предприятие. Но целым не является, например, оторвавшийся от скалы камень, участок леса или группа людей, пришедших на рынок или в театр. Как видим, у Кондратьева социальные и несоциальные явления вплетены в единый порядок вещей: камни, газ и участок леса входят в ту же категорию явлений, что толпа людей или аудитория. Между социальным и несоциальным нет непроходимой грани. Они различаются лишь по принадлежности к определенному типу совокупностей (мнимых и реальных, вторичных и первичных). Структура и организация присущи как органическому миру, так и неорганическому. Типология совокупностей поднимается на новый виток сложности, когда Кондратьев предлагает учитывать дополнительные критерии классификации, а именно характер координации элементов. Даже самый высший тип совокупностей, относимых к целостностям, внутри себя неоднороден: «Элементы и части целого могут быть не только координированы между собой, но и соподчинены в своих функциях в какой-то данный момент единому руководящему центру и служить единой системе задач. И наоборот, они могут быть координированы без такого соподчинения единому центру. В первом случае перед нами будет совокупность, представляющая собой не только целое, но одновременно и телеологическое единство. Во втором случае мы будем иметь совокупности, представляющие собой целое лишь в виде системы. Наиболее ярким видом совокупности как целого и одновременно телеологического единства является организм, далее хозяйственное предприятие, государство, политическая партия и т.д.»31. Таков взгляд на совокупность под углом зрения ее морфологии, или своего рода «анатомии». Но он явно недостаточен. Совокупностям, но только реальным совокупностям, присуще качество функционирования. Координация служит начальной точкой того, что у Кондратьева и в современной социологии именуется организацией. Бытие общества как реаль- 311 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 24. 31 Там же. С. 25-26. 516 ной совокупности предполагает связи и взаимодействие между людьми на основе их поведения. Они представляют собой массовый и потому стихийный процесс. Но это не значит, что общество как совокупность людей, занимающих одинаковое положение, является однородной и аморфной массой. В действительности общество выступает не просто реальной, но организованной совокупностью. Сущность всякой организации сводится к наведению порядка в отношениях и положении людей, вещей, идей и функций. Начало организации
вносится в общество тем обстоятельством, что оно перестает быть однородной массой. Как только общество превращается в дифференцированную по группам и целевым объединениям упорядоченную общность, о нем можно говорить как об определенной организации. Степень дифференциации общества по группам на различных исторических этапах различна. Но основная тенденция развития заключается в увеличении числа и усложнении структуры социальных групп. Они дифференцируются по полу и возрасту, по семейному положению, районам проживания и видам деятельности. Поэтому мы говорим о социальных классах, профессиональных, религиозных, научных, эстетических и политических группах и т.д. Кондратьев классифицирует социальные группы по разным основаниям, в том числе биологическим (группы по полу, возрасту), биосоциальным (по семейному положению, по расовым признакам), наконец, социально-экономическим (классы и профессии, религиозные, научные и другие группы). Одни из них представляют реальные совокупности, другие — нет. Реальными можно считать классы, профессии, религиозные, научные группы. Реальные группы делятся (по тому или иному признаку) на подгруппы, т.е. имеют сложную внутреннюю структуру. В таком случае следует различать группы с оформленной внутренней организацией (политические партии, религиозные группы) и группы, у которых такая организация может отсутствовать (профессии, научные группы и т.п.). Часть реальных групп представляет собой не только определенное, но и телеологическое целое, т.е. целое, подчиняющееся единому руководящему центру; таковы политические партии и религиозные секты. Другие группы, хотя и являются реальной совокупностью, обладают неоформленной внутренней организацией и представляют собой целое лишь «в виде системы (классы, профессии) или даже вообще не являются целым, как, например, неорганизованные группы, связанные общностью научных или эстетических воззрений, общностью национальных признаков, общностью языка. В отношении общества в целом рассматриваемые группы являются вторичными совокупностями, т.е. по своему охвату и содержанию они являются не объемлющими, а объемлемыми совокупностями второго, третьего и т.д. порядка»32.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»