Как мы уже выяснили, социологию Кондратьев трактует как общую теорию социальных явлений23. Социология у него как бы возвышается над сводом общественных наук, является наиболее общей, генерализирующей конкретные знания, добытые другими науками, в некую общую теорию социальных явлений. Двойственный статус социологии, выступающей учением о всем обществе и одновременно конкретной наукой о специфическом классе социальных явлений в нем, усложняет решение вопроса о разграничении двух категорий — общественное и социальное. Отождествляя термины «социальный» и «общественный», Кондратьев понимает под общественным явлением «всякое явление, возникающее на почве или в результате жизни общества как реальной совокупности. Мы подчеркиваем, что не всякое явление, наблюдающееся в обществе, будет общественным явлением. Организмы и, в част - 20 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 10. 21 Заметим, что и близкий друг Кондратьева, выдающийся российско-американский социолог П. С.орежим также развивал представление о двойственном статусе социологии. 22 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 11.21 Там же. 512 ности, люди, живущие в обществе, умирают. Но это не значит, что смерть, явление смерти, есть общественное явление. Оно будет общественным явлением тогда и лишь в той мере, когда и в какой мере будет обязано своим возникновением, формами и следствиями условиям жизни общества»24. Основным предметом социологии у Кондратьева выступает общество в целом. А так как реально существующее общество находится в постоянном развитии, приходится постоянно пересматривать его определения. По его мнению, «при определении понятия общества... мы не должны идти путем спекулятивно умозрительным. Как бы ни был низок уровень развития социологии и отдельных специальных общественных наук, но... определение понятия общества и общественных явлений должно быть ориентировано прежде всего на фактическое содержание общественных наук, т.е. социологии, экономики, теории права, теории религии, истории и т.д.»25. При определении общества Кондратьев предлагает исходить из понятия совокупности элементов. Одним из признаков совокупности является количественный — «большое число». При этом термин «большое число» используется в техническом смысле — так, как он употребляется в теории вероятностей и статистике. Такой неожиданный заход в социологию со стороны теории вероятностей понадобился Кондратьеву для создания совершенно оригинального учения об общественном хозяйстве и социально-экономических механизмах действия рыночного спроса, хотя в мировой социологии попытка определить общество как совокупность большого числа людей, избегая традиционных понятий статуса, роли, социальной стратификации и социальных институтов, не получила распространения. Мировая наука даже не заметила попытки Кондратьева. Однако Кондратьев придавал термину «большое число» глубокий гносеологический и методологический смысл: «Этот термин говорит не о каком-то определенном большом числе, которое нужно еще фиксировать, а о строении объекта знания, о строении, при котором в силу сочетания достаточно большого числа элементов и событий последние утрачивают свой случайно хаотический характер и в среднем обнаруживают закономерные тенденции своего хода. Фактически же число этих элементов и событий, как правило, оказывается почти всегда достаточно большим, хотя в различных случаях и в различной мере»26. Другое «мотивированное обоснование» (пользуясь выражением Кондратьева) нового подхода к определению предмета социологии — не только социология, но и другие науки, а точнее, все основные науки, определяют свой объект через термин совокупности. Категория совокупности выступает в качестве одной из центральных, в частности, в физике, где весь материальный мир по существу является грандиозной совокупностью атомов, вступающих между собой в многообразные связи и комбинации. Однако новейшая физическая теория отказалась от идеи неделимости атома и предложила, что каждый атом состоит из более мелких элементов, а затем была развита 4 Кондратьев Н.Д- Указ. соч. С. 30-31. 25 Там же. С. 13. 26 Там же. С. 15. 513 волновая теория материи, согласно которой элементы представляют со бой сложную совокупность еще более микроскопических элементов" Правда, электронная теория не опровергла, а лишь уточнила и углуби т представление о мире, которое опиралось на атомистическую теорию & Общество в самом широком смысле представляет собой совокупност организмов, в частности человеческое общество — совокупность людей Вес мир состоит из совокупностей, которые сами представляют собой совокуп ности более низкого порядка, т.е. выступают в качестве элементов совокуп ностей следующего порядка. Наука не знает элементов, слагающих СОВОКУПНОСТИ, которые в свою очередь не были бы совокупностями. Исключение составляют простейшие, далее неразложимые элементы, например электроны Вместе с тем мы не знаем совокупностей, которые в свою очередь не служили бы элементами иных совокупностей более высокого порядка и соответственно более сложного строения. Исключение в этом отношении составляет общество, в частности человеческое общество, которое замыкает собой сверху ряд последовательных элементов-совокупностей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»