Теннис считает, что гражданское общество (burgerliche Gesellschaft) ф0р_ мируется как верхушечный феномен, который постепенно распространяется на весь народ и все человечество. Верхушечность здесь надо понимать двояко: как поверхностность социальной жизни, отсутствие должной глубины и как высший этап развития общины во время великого перелома. В связи с возникновением гражданского общества Теннис вовсе не случайно пишет: «происходит великая перемена: в то время как вся жизнь вырастает и черпает силы из народных глубин, гражданское общество формируется как верхушечный феномен, постепенно распространяющийся на весь народ и все человечество. Будучи совокупностью (Gesamtheit) индивидов и семей — прежде всего тех, кто обладает частью гражданского богатства, то есть землей и капиталом как необходимыми средствами производства всякого рода благ, — оно по своей сущности есть совокупность (Samtschaft) преимущественно экономического характера»27. Перемены действительно значительны. Первобытный строй, из недр которого медленно поднимается гражданское общество, вовсе не подготовлен к глобальной революции: численность невелика, общественные отношения неразвиты, во всем царят архаика и консерватизм. Теннис не объяснил про-
рос. 17. На раннем историческом этапе воля отдельной личности воплощалась в фигуре вождя сто и ясно смысл происходящего. Вряд ли проясняют суть дела невнятные рассуждения о том, что к тому времени «новое взаимодействие, происходящее из потребностей, интересов, желаний, решений действующих личностей» приводит к сужению доли собственно общностных отношений и р;1С~ ширяет сектор общественных элементов внутри родоплеменного строя. Приращение качества выразилось в появлении космополитичности и соци ал и стичноста отношений, наконец, в пробуждении индивидуализма 27 Теннис Ф. Общность и общество. С. 226. 28 Там же. 464 Позже Э. Дюркгейм выразится проще и точнее: сквозь плотный строй коллективного единомыслия прорвалась воля отдельной личности, воплощенная на раннем этапе в фигуре вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи. Вслед за тем формируется слой людей — бигменов (племенной аристократии), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами. Гражданское общество, свободное выражение своего мнения, демократизм и ростки рыночных отношений стали логическим шагом в подобной эволюции. В результате феномен гражданского общества стал всего лишь институциональным закреплением наметившихся в обществе глубоких перемен. Переворот начался приблизительно 5—7 тыс. лет назад, достиг пика в V в. до н.э., а потом затих на целых 2 тыс. лет, возобновившись лишь после трех великих революций Нового времени — английской, французской и американской. Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение, и не только закрепило формально, но и стало их реальным защитником. В современном понимании «гражданское общество» (по преимуществу) трактуется как совокупность неполитических отношений, не обязательно экономического характера. В качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть реальность, к которой устремлены прогрессивно мыслящие люди. Гражданское общество — идеальное общество суверенных свободных личностей, наделенных широкими гражданскими правами. В экономическом плане этот идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в идеологическом — плюрализм мнений, свободу слова и печати. Таким образом, во втором случае «гражданское общество» выражает идеал демократического общества, реализуемый в правовом государстве. У Тенниса «гражданское общество» — скорее форма общественного сознания, выросшая на экономических взаимоотношениях и дорастающая до такой формы сознания, когда государство мыслится как «средство улучшения жизни общества, удовлетворяя все разумные потребности». Если говорить терминами Тенниса: гражданское общество — высший этап развития корпорации, а в нашей терминологии — высший этап развития социальной организации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»