ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

GEMEINSCHAFT И GESELLSCHAFT
Согласно Теннису, в общине господствуют непосредственно личные и родственные отношения, а в обществе преобладают формальные институты Общность типа Gemeinschaft придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, a Gesellschaft — юридическим законам. Если Gemeinschaft отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей, то для Gesellschaft характерны специализация профессиональных ролей и отделение их от семейных ролей. В Gemeinschaft культура формируется на основе религиозных ценностей, а в Gesellschaft — на светских. Главными социальными институтами в Gemeinschaft являются семья, соседи и община; в Gesellschaft складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации)".
Теннис использует термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) — к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в то время как Gesellschaft основано на формальных законах; Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, а в Gesellschaft проявляются специализированные профессиональные роли; Gemeinschaft опирается на религионые, а Gesellschaft — на светские ценности; основу Gemeinschaft составляют семья и община, а основу Gesellschaft — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
Общность может строиться по следующим основаниям: географической близости (село, коммуна, приход, нация); психологической близости; кровнородственной близости (семья); духовной близости (круг друзей и единомышленников).
Термин Gemeinschaft применяется у Тенниса по отношению к таким разным социальным единствам, какими выступают семья, корпорация, церковь, сельское товарищество, родовая, деревенская, политическая, христианская и городская общины. Все они — сплоченные совокупности, социальные солидарности, образованные на основе естественных человеческих отношений.
'' Tonnies F. Community and Society. East Lansing, Mich.: Michigan State University Press, 1970.
450
В общность, строго говоря, не вступают — в ней оказываются автоматически, хотят того или нет. С общностью люди связаны родовыми узами, избегнуть которых они не могут. Индивид естественно принадлежит своей семье, своей деревне, своей родине, своей расе — и принадлежность эта природная, непроизвольная.
Gemeinschaft и Gesellschaft — полярные типы, чистые оппозиции двух начал социального бытия: личного и безличного (персонального и имперсо-нального), чувственного и бесчувственного, индивидуального и коллективного. Теннис предложил ставшую позже классической типологию социальности: сообщество (община), где господствуют непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты. Субъектами отношений родства выступает семейная ячейка: мать и дети, братья и сестры, отец (различные виды отношений и позиций в семье).

Общество представляет собой сознательное социальное объединение, основанное на договоре и вступлении членов. В него входят свободно, по собственной воле, но могут и не входить. Общество — продукт целиком и полностью искусственный. В природе оно естественным образом не возникает и не существует. Его намеренно создают, затем часто изменяют, модифицируют, подправляют, переделывают. Общество основано не на соседстве, близости или кровном родстве — оно базируется на интересе. Людей сближают корыстные интересы, стремление к выгоде, рациональный расчет, общая профессия или место работы. Здесь нет и не должно быть интимности, искренности, неподдельного интереса к близкому человеку. Ничего подобного коллегам, членам одной политической партии или профсоюзной организации не требуется, при этом как только личные отношения проникают в область служебных, возникают такие негативные явления, как кумовство, блат, протекция. Две сферы — дружески-личные и служебно-деловые отношения — два разных мира, две вселенные, которые не должны пересекаться, вмешиваться, сталкиваться.
Материальные и денежные интересы служат основанием торговых товариществ, профсоюзов, страховых обществ, паевых, пенсионных и инвестиционных фондов. Интеллектуальные интересы объединяют людей в творческие союзы, литературные и философские кружки, научные ассоциации и ученые советы, содружества, академии, художественные объединения. Образовательные интересы приводят к созданию школ, институтов, университетов, курсов повышения квалификации, учебных программ. Нравственные интересы выступают источником появления религиозных объединений и сект, вызывают к жизни благотворительные объединения, общества трезвости, ассоциации взаимной помощи. К их числу можно добавить такие ассоциации и движения, которые сплачивают людей на идеологической основе, помогая отстаивать свои идейные принципы, выступать против кого-то: политические партии, движение за гражданские права, экологические движения, феминистские общества. Досуговые потребности объединяют людей в клубы по интересам (клубы болельщиков или коллекционеров), молодеж-
451
ные дискотеки и бары, кружки для игры в бридж, общества игры в мяч любителей рыбной ловли, ассоциации туристов, любительские театры, со-юзы биллиардистов, скаутов, т.е. порождают различные сообщества, помогающие индивидам разнообразно провести свое свободное время.
В обществе коллективную волю рода и семьи заменяет корпоративная вопя государства. На смену неформальному контролю родственников и соседей который был присущ кровнородственной общности и общине, приходит формальный контроль со стороны полиции, судебных властей и армии,: Вместо обычного права и неписаных законов появляются юридические законы и писаные правила, регулирующие поведение больших групп людей'-Чувства людей становятся все более произвольными и формальными. Функцию арбитра в решении нравственных вопросов берут на себя государство и уполномоченные им органы власти. В конечном счете именно государство, выступающее причиной появления Gesellschaft, разрушает либо необратимо изменяет Gemeinschaft'4. Co временем оно начинает восприниматься людьми как недружественная или враждебная сила, возвышающаяся над ними и требующая беспрекословного подчинения. В противоположность общине для общества характерна «механическая» связь отношений индивидов, построенных на рациональном расчете. Согласно Теннису, в обществе царит целе-рациональная воля и соответственно произвол.
Теннис считает, что Gemeinschaft исторически возникло раньше и существует до сих пор в структуре Gesellschaft, пронизывая собой все его поры. Ныне два понятия не соотносительны. Их можно встретить вокруг нас. Они не исключают, а дополняют друг друга, как дополняют друг друга макроуровень и микроуровень общества (рис. 14).
Общество уже самим фактом его появления до основания смывает кровнородственные узы и старинные идеалы, религиозные культы и кодексы чести. Современное общество не знает расовой, религиозной и национать-

Рис. 14. Соотношение Gesellschaft и Gemeinschaft
12 Flora С. Rural Communities: Legacy and Change. Boulder, CO: Westview, 1992.
13 Etzioni A. The Spirit of Community: The Reinvention of American Society. N.Y., 1994.
14 Truzzi M. Sociology: The Classic Statements. N.Y., 1971. P. 145-154.
452
ной дискриминации. Оно ровно относится ко всем людям, открывая перед каждым индивидом двери к общественной карьере. Нынешний француз может числиться в американской нефтяной компании, работать в Венесуэле и быть женатым на китаянке. Информационные потоки, как денежное и товарное обращение, не имеют государственных границ, а транснациональные корпорации качают живительную кровь экономики по всему миру, не спрашивая ни прописки, ни классового происхождения. Интернациональность и глобализация — это лишь доведенные до наивысшей степени обнаруженные еще Теннисом тенденции «обобществления» социальной жизни. Ликвидация общности как исторического этапа и социального института началась давно, но усилилась в связи с появлением крупных городов и мегаполисов. Сегодня этот процесс зашел так далеко, что возвратного пути уже нет, а сохранившиеся кое-где островки истинной общности могут погибнуть.
Современное общество не только многолико и полинационально. Оно еще и крайне гибко, мобильно и маневренно. «Неустанное стремление к переменам делает его лихорадочным и непостоянным», — сетовал Теннис, которого, видимо, крайне раздражал буржуазный мир. «Теперь в качестве действующих единиц существуют лишь государство с его институтами и члены общества вместо естественно образовавшихся многочисленных и многообразных товариществ, общин и этнических сообществ — Gemeinwesen»,s. В новом мире все меняется: магия уступает место науке, религия — политике, нравы — юридическим документам, священники — чиновникам, друзья — коллегам и сотрудникам, народное творчество — массовой культуре, идеалы — идолам, естественные продукты — консервированной пище, чтение — телепросмотрам, личное общение — телефонным переговорам.
Теннис не только теоретически разграничил, но и противопоставил два типа социальных отношений: «общность», основанную на непосредственной эмоциональной близости людей, и «общество», построенное на холодном рациональном расчете, анонимных связях и разделении труда. Классическим примером «общественных» отношений Теннис считал капиталистический товарообмен, пренебрегающий индивидуальными различиями, а воплощением «общности» — родство, соседство и дружбу.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «GEMEINSCHAFT И GESELLSCHAFT» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Маятник в воде
Стандарти пейджингового зв’язку
СУЧАСНИЙ МОНЕТАРИЗМ ЯК НАПРЯМ РОЗВИТКУ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ
ПРИЧИНИ ІНФЛЯЦІЇ
Сервіс WWW


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 797 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП