ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Многие поколения мыслителей, и не только европейских, обращались к творческому наследию К. Маркса, черпая в нем вдохновение и новые идеи. Одну из первых попыток «социологического» прочтения Маркса дали, пожалуй, теоретики Франкфуртской школы. Так, идейная эволюция Г. Маркузе — это по существу активное «амальгирование» диалектики Маркса, истолкованной в манере младогегельянцев и М. Хайдеггера пополам с фрейдовским психоанализом25. Видимо, не без влияния «критической теории» франкфуртцев М. Шоу определил марксизм как «суперсоциологию», полагая при этом, что, с одной стороны, как «революционная логика капиталистического общества» марксизм, несомненно, является социологией, а с другой — он не выступает ее частью, так как не рассматривает логику этого общества как социологическую26. Но уже явно вне сферы влияния философствующего социологизма Франкфуртской школы в 1950-е гг. сформировалось иное понимание марксизма — как разновидности «протосоциологического» учения в духе спекулятивных систем О. Конта и Г. Спенсера27. Для неомарксизма характерна усиленная партикуляризация28, расщепление целостного учения Маркса на части. каждую из которых отдельно называют то теорией социального конфликта и социальных классов, то концепцией социального действия, или социального изменения.
В 1970-е гг. наблюдается резкое усиление интереса к Марксову учению в англоязычных странах: переводятся основные произведения классиков марксизма-ленинизма, в большом количестве выпускается литература, комментирующая их, издаются журналы, специально посвященные критическом)
25 Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977. С. 26.
26 Капустин Б.Г. Неомарксистская социология: поворот или кризис? // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 72.
27 Беккер Г., Боосов А. Современная социологическая теория. М., 1961. С.18.
28 Alexander J. С. Theoretical Logic in Sociology. Vol. II. The Antinomies of Classical Thought: Marx andDurkheim. L., 1984. P. 14.
440
анализу марксизма29, в университетах читаются спецкурсы о Марксе и марксизме. Наступивший в США «ренессанс Маркса»30 ознаменовал окончание молчаливого непризнания его учения и одновременно продолжение борьбы с марксизмом, но теперь уже в иных формах. В число мыслителей, заложивших основы социологии и определивших ее облик, неизменно зачисляется и Маркс31. Канонизация имени Маркса в западной социологии сопровождается созданием различного рода эклектических парадигм, имитирующих его учение (феноменологический марксизм, функционалистская и структуралистская его разновидности и даже теоретико-игровой марксизм). В частности, А. Касвио называет его наиболее крупным и последовательным теоретиком «современного трудового общества» наряду с Дж. Локком и А. Смитом32. Заслугой Маркса он считает всестороннее раскрытие сущности труда не только как средства к жизни (при капитализме — через институт легитимации частной собственности), но и как сферы творческого самовыражения личности. Некоторые его понятия (частичный рабочий, отчуждение труда) используются теоретиками «неомарксистской экономической социологии» при рассмотрении социальной организации труда при капитализме.
К социальному учению Маркса в XX в. прибегали многие европейские и американские социологи, с одной стороны, для его критической оценки, с другой — ради дальнейшего развития, интеграции в собственные модели и тем самым доказательства его эвристичности. Так, Р. Аппельбаум предлагает собственную, достаточно плодотворную программу социологической интерпретации теории прибавочной стоимости и органического строения капитала Маркса, учитывая ее роль в понимании социальных противоречий между трудом и капиталом. С его главным выводом, что диалектический метод Маркса применим к объяснению экономических процессов, происходящих в современном обществе33, можно согласиться. Справедливости ради надо отметить, что некоторые зарубежные социологи очень высоко оценивают его преимущества даже по сравнению с традиционно признанными концепциями Вебера, Парсонса и Дюркгейма. Иногда учение Маркса выдвигают на роль интегрирующей, всеобщей социологической парадигмы34.
Как известно, Маркс не любил социологию, позитивизм и учение Конта, родоначальника науки об обществе. Тем не менее во всех учебниках социологии два имени стоят рядом как фундаторы новой науки. Правда, с Марксом, как с живым, продолжают полемизировать и бороться все социологи мира (ныне они появились и в России), а Конта вспоминают разве что историки науки. Содержательный потенциал учения Маркса оказался столь значительным, что по существу сравнялся с коллективным потенциалом всех немарксистских социологов.
Контовский вариант социологии называют позитивистской социологией за ее склонность не разрушать, а созидать общество, опираясь на точные факты и научные прогнозы. Марксистский вариант социологии именуют
Appelbaum R. Marx's theory of the falling rate of profit: towards a dialectical analysis of structural social
change // Amer. Sociol. Rev. 1978. Vol. 43, № 1. P. 67. J° Ibid.
Буржуазная социология на исходе XX в. Т. III. M., 1986. м KasvioA. Work society in crisis? Tampere, 1984 (Ser. B: Work. Pap.; № 9). P. 4.
Appelbaum R. Op. cit. P. 79.
Rftzer G. Toward an Integrated Sociological Paradigm. Boston, 1981. P. 31.
441
критической социологией за ее склонность подвергать все сомнению и пересматривать сами основы общества, полагаясь на умозрительные конструкции. Однако их нельзя противопоставлять друг другу как хорошую и плохую социологию. Научно-эмпирическая функция социологии имеет такое же значение, как и социально-критическая. Никто другой, кроме Маркса, не дат западным социологам столько интересных и плодотворных идей для критического анализа современного общества. Марксизм породил плеяду выдающихся социологов и социальных мыслителей мирового уровня, среди которых Ф. Энгельс, Н. Бухарин, Л. Троцкий, В. Ленин, Г. Лукач, А. Грамши Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хорхаймер, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.

Методология Маркса оказалась крайне эвристичной. Диалектическая логика, доставшаяся марксизму от Гегеля, была очищена от многих схоластических напластований и настолько сильно переориентировала позитивистские установки, что свела их по сути к общенаучным требованиям проверять теорию практикой и опираться на силу фактов. Диалектический метод придал особую стройность теоретическим построениям Маркса. Учение об отчуждении труда, формальном и реальном подчинении труда капиталу, абстрактном и конкретном труде, социальных превращенных формах трудовой деятельности, трудовая теория стоимости, которые имеют для социологии первостепенное значение, появились благодаря не индуктивному обобщению фактов, а теоретическому методу анализа, объединившему диалектическую логику, методологию «идеальных типов» и мысленного эксперимента (элементов сравнительно-исторического исследования). Именно теоретический метод Маркса послужил стимулирующим началом для возникновения в 1930-е гг. Франкфуртской школы социологии труда (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), представители которой внесли значительный вклад в разработку концепции индустриального общества и отчуждения труда.
Основным вкладом марксистской школы в мировую социологию считают теорию социального конфликта (поэтому марксизм как направление в социальной мысли именуют еще конфликтной перспективой). Гораздо меньшее влияние на современную науку оказала экономическая теория Маркса, которая большинством западных экономистов при разработке собственных моделей явным образом не учитывалась. Иными словами, в ряду чистых экономистов Маркс не числится. Серьезной критике, в частности со стороны Г. Зиммеля и М. Шелера, подверглась его трудовая теория стоимости и концепция редукции труда (сведения сложного труда к простому). Не выдержала испытания временем его теория относительного и абсолютного обнищания пролетариата, как не подтвердились и некоторые другие положения. Во многом это можно объяснить тем, что вопреки своим же методологическим установкам идти вслед за фактами Маркс больше придерживался абстрактных формул английских политэкономов и философских схем Гегеля. Представителям-немецкой исторической школы довольно странным должен был показаться и выбор объекта исследования: немец отправляется в Англию, где изучает законы развития капитализма, затем объявляет их уни-
442
версальными для всех стран независимо от культурной специфики и учит всех, включая немцев, как им обустроить свою жизнь. Законы капитализма, открытые на английской почве, были категорически отвергнуты многими немецкими интеллектуалами, в том числе Вебером.
На протяжении долгого времени формационная теория Маркса считалась одним из высших достижений мировой социологии. Однако сегодня кажется, что недостатки превысили ее достоинства. Большинством историков оспаривается положение о существовании и последовательной смене пяти общественно-экономических формаций, особенно на Востоке. Делаются попытки расширить понимание самого термина «формация» путем замены понятия «социально-экономическая формация» более широким категориями, в частности «исторической формацией» и «цивилизацией». Возникший в последнее время цивилизационный подход, мода на который в конце XX и начале XXI в. распространилась преимущественно только в России, сформировался в противовес формационному учению Маркса, которое преувеличивало значение экономики и производства, но недоучитывало, а то и вовсе умаляло роль культуры и духовного начала.
Тем не менее учение Маркса остается великим достижением человеческой культуры, а время от времени возникающие на Западе циклы подъема интереса к его наследию, известные как «ренессансы Маркса», свидетельствуют об огромном эвристическом потенциале радикалистски-ориентирован-ных социальных теорий.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Українські слова та слова запозичені з інших мов
Розвиток пейджингового зв’язку
Суть проблемних позичок та причини їх виникнення
Технічні засоби для організації локальних мереж типу TOKEN RING; ...
Визначення вартості капіталу


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 450 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП