По Марксу, каждая формация составляет ступень в прогрессе человечества от первобытного общества через антагонистически классовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющих поступательные ступени в развитии человеческого общества: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Но не все они одинаково ценны Для судьбы человечества. Три формации — рабовладельческая, феодальная 425 и капиталистическая — базируются на частной собственности и носят анта гонистический характер. Они никак не могут выступать гуманистической м0~ делью человеческого будущего. Первая формация — родоплеменная, хот признает коллективную собственность и исключает антагонизм, тоже н* способна служить ориентиром из-за своей примитивности. Три антагонис тические формации представляют, по Марксу, не историю, а лишь предысторию человечества. «...Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»17. Но к предыстории надо отнести и первобытно-общинную формацию, ибо она предшествовала трем последующим. Не может же в самом деле история человечества начаться, затем оборваться, исчезнуть и вновь появиться? Если все суммировать, то выходит следуя логике Маркса, что истории у нас с вами вовсе не было. «Подлинная» история человечества должна наступить с утверждением коммунистической формации. Но таковой никогда не было, стало быть, и истории у человечества не было. Тогда не понятно, как же мы до сих пор существовали? И что было вместо истории? Теория истории Маркса является материалистической потому, что определяющая роль в развитии общества принадлежит не сознанию, а бытию людей. Бытие определяет сознание, взаимоотношения людей, их поведение и взгляды. Фундаментом общественного бытия выступает общественное производство. Оно представляет одновременно процесс и результат взаимодействия производственных сил (орудия труда и люди) и производственных отношений. Совокупность не зависящих от сознания людей производственных отношений составляет экономическую структуру общества — базис. Над базисом возвышается юридическая и политическая надстройка, включающая различные формы общественного сознания, в том числе религию и науку. Базис первичен, а надстройка вторична. Согласно Марксу, общество не стоит на месте: оно постоянно развивается, восходя от простого к сложному, преодолевая внутренние противоречия и проходя особые фазы — общественно-экономические формации. Всю историю общества он разделил на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров (способов производства). История начинается с первобытно-общинной формации, когда люди трудились сообща, не было частной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов. Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ производства. Этот тип общества возник на развалинах первобытной общины, когда появились прибавочный продукт, безвозмездное присвоение чужого неоплаченного труда, частная собственность, государство и классы. Основными классами считались рабы и рабовладельцы. Рабов захватывали во время бесчисленных войн и отдавали рабовладельцам в собственность. Они распоряжались рабами как говорящими орудиями. На смену рабовладению пришел феодализм — способ производства, основанный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками. Он возник в конце V в. в результате разложения рабовладельческого, а в некоторых странах (в том числе у восточных славян) первобытно-общинного строя. Главными признака- 17 Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 8. 426 ми феодального способа производства являются: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого крестьянского (надельного) землепользования; личная зависимость крестьян от феодала, внеэкономическое принуждение крестьян к прибавочному труду; низкое состояние техники; политическое господство монарха, феодалов. Сущность основного экономического закона феодализма — производство прибавочного продукта в форме феодальной ренты — отработочной, продуктовой и денежной. Главным богатством и средством производства является земля, которая находится в частной собственности у феодала (помещика) и сдается крестьянину во временное использование (в аренду). Тот платит феодалу ренту, продуктами или деньгами, позволяя ему жить не только безбедно, но и в праздной роскоши. За счет крестьян кормится государственный аппарат и духовенство. Бароны, князья и графы создают собственные вооруженные отряды, жестоко борются между собой за новые территории, а с королем — за политическую власть.
Крестьянин более свободен, чем раб, но менее свободен, чем наемный рабочий, который становится наряду с собственником-предпринимателем главной фигурой на следующем этапе развития — капиталистическом. Основным способом производства является добывающая и обрабатывающая промышленность. Феодализм серьезно подорвал основу своего экономического благополучия — крестьянское население, значительная часть которого разорилась и превратилась в пролетариев — людей без собственности и статуса. Они заполнили города, где в это время начинают строиться фабрики и заводы. Дальновидные помещики и сметливые купцы догадались, что наиболее производительный фактор — юридически свободный рабочий, регулярно получающий заработную плату. Рабочие заключают с работодателем контракт, или договор, который ограничивает эксплуатацию определенными нормами, согласованными с юридическими законами. Собственник предприятия не складывает деньги в сундук, а пускает свой капитал в оборот. Получаемая ими прибыль зависит от ситуации на рынке, искусства управления и рациональности организации труда. Завершает историю коммунистическая формация, которая возвращает людей к первобытному равенству, но на более высокой материальной основе. Предшествующие формации позаботились о том, чтобы технический прогресс довести до наивысшей точки. При капитализме впервые наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. Именно капитализм объединил людей, организовал рабочих в самостоятельный класс, готовый взять власть в свои руки. Пройдя школу индустриального труда, пролетариат научился управлять производством и обходиться без помощи капиталистов. В планово организованном коммунистическом обществе не будет частной собственности, неравенства, социальных классов и государства как машины подавления. Коммунизм проходит в своем развитии низшую фазу — социализм и высшую — непосредственно коммунизм. Согласно Марксу, это бесклассовое 427 общество с высоким уровнем производительных сил, сознания и культурЬ] когда труд превращается в жизненную потребность и действует принцип «0т каждого по способностям, каждому по потребностям», государство сменяется самоуправлением граждан. По мысли Маркса, это истинное царство свободы, когда «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». В России после Октябрьской революции 1917 г. была предпринята попытка непосредственного перехода к коммунизму («военный коммунизм»), закончившаяся провалом. В СССР вульгарно-догматическая утопия в теории сочеталась с практикой авторитарно-бюрократического тоталитаризма, что привело к краху как СССР, так и мировую социалистическую систему. Согласно точке зрения Маркса, формации — это «ступени» развития общества, от наименее прогрессивной к наиболее прогрессивной. Выяснив, к какой формации относится то или иное общество, социолог получает возможность определить его исторический возраст. А это значит, что форма-ционная теория Маркса — это историческая шкала времени развития человечества. Правда, она градуирована не по годам, археологическим или геологическим эпохам, а иным способом. Если знать, сколько отмерено рабовладельческому строю или капитализму, можно узнать, когда один строй сменится другим, более прогрессивным общественным строем. Причем признаки распада и зарождения нового (в недрах старого общества) определяются на основе качественных, а не количественных методов. Сигнальная лампочка зажигается в тот момент, когда производительные силы переросли те производственные отношения, которые навязывает им их формация, скажем феодализм. Тогда производительные силы (разумеется, не вещественный, а человеческий их компонент) готовы взбунтоваться либо сама история распоряжается судьбой формации, обходясь без революционных масс, но своими средствами — логикой объективных законов, которым подчиняется каждое общество, вынуждает одну формацию уступить место другой. Социальные изменения в обществе всегда начинаются снизу — с преобразования производительных сил, например в ходе индустриальной революции, и изменения характера производственных отношений, в частности отношения господства и подчинения на отношения равенства и справедливости. Часть производительных сил, скажем рабочий класс, осознавший свою историческую миссию по освобождению всего общества от эксплуатации, организуется в политическую партию и выдвигает вождей из числа прогрессивно мыслящей интеллигенции. Смена одного типа общества другим происходит как динамический процесс — через механизм классовой борьбы. Самыми конфликтными считаются общества, где существуют частная собственность, разъединяющая людей. неодинаковое отношения к средствам производства и антагонистические классы, конкурирующие за ограниченное количество жизненных благ. Под такую характеристику подпадают рабовладение, феодализм и капитализм, которые постоянно сотрясают классовые битвы между рабами и рабовладельцами, крестьянами и помещиками, рабочими и капиталистами. Функционирование и смена формаций подчиняются общим законам, связывающим их в единый процесс поступательного движения человечества. В то же время каждая формация имеет свои особые законы возникновения и 428 развития. Единство исторического процесса не означает, что каждый социальный организм проходит все формации. Их проходит человечество в целом, «подтягиваясь» к тем странам и регионам, где победил наиболее прогрессивный в данную историческую эпоху способ производства и развились соответствующие ему надстроечные формы. Каждая общественная формация имеет свои собственные этапы и стадии развития. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд»18. Первобытное общество за тысячелетия своего существования прошло путь от человеческой орды до родоплеменного строя и сельской общины, капиталистическое общество — от мануфактуры до машинного производства, от эпох господства свободной конкуренции до эпохи монополистического капитализма. Коммунистическая формация имеет две основные фазы — социализм и коммунизм. Каждый этап характеризуется общими и специфическими закономерностями, которые вносят изменения в социальную структуру общества, общественную организацию труда, быт людей, видоизменяют надстройку общества. Такие этапы в развитии формации называют обычно периодами или эпохами. Переход от одной формации к другой осуществляется революционным путем. В тех случаях, когда формации однотипны (например, рабство, феодализм и капитализм основаны на эксплуатации трудящихся владельцами средств производства), может наблюдаться процесс постепенного вызревания нового общества в недрах старого (скажем, капитализма в недрах феодализма), но переход от старого общества к новому завершается революционным скачком. Когда производственные отношения находятся в соответствии с уровнем и характером производительных сил, общество процветает, его экономика развивается быстрыми темпами. Когда производительные силы перерастают узкие рамки производственных отношений, в обществе формируются противоречия и социальная напряженность. Общество постепенно переходит от процветания к застою, темпы роста общественного производства снижаются. Устаревшие производственные отношения тормозят развитие производительных сил. Если противоречие углубляется и доходит до некой критической черты, столкновение новых производительных сил со старыми производственными отношениями переходит в стадию открытого конфликта, который разрешается в ходе социальной революции. Она устраняет старые производственные отношения, заменяя их новыми, более прогрессивными. На известной ступени своего развития материальные и производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции19. 18 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 191. 19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7. 429 При коренном изменении экономических, а вслед за ними и всех других отношений социальная революция отличается особой глубиной и является началом переходного периода, в течение которого осуществляется революционное преобразование общества. Содержание и длительность переходного периода определяются уровнем экономического и культурного развития страны, остротой классовых конфликтов, международной обстановкой и др Во всемирной истории переходные эпохи представляют собой такое же закономерное явление, как и сложившиеся формации, и в своей совокупности охватывают значительные отрезки истории. Каждая новая общественная формация, отрицая предыдущую, сохраняет и развивает ее достижения, нередко вопреки собственным интересам. Раньше всех на Земле появился первобытный строй. Но он не исчез окончательно: в Новой Гвинее и других затерянных уголках планеты до сих пор обнаруживают примитивные племена. Вторым появилось рабовладение, но и оно не уничтожено до конца. Рабский труд существовал на обширных участках планеты в самые разные эпохи и на всех континентах. Он сохранился и сегодня, в одних случаях в своих варварских формах (рабский труд в современной Чечне), в других— цивилизованных (современная проституция). Феодализм возник позже, но и он в трансформированном виде существовал в СССР и существует ныне в ряде африканских и азиатских стран. Не сказал последнего слова и самый молодой уклад — капиталистический, которому. по всей видимости, предстоит еще долгий путь. Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и духовных отношений, составляет содержание исторического прогресса.
Введение понятия формации в социологический анализ, по мнению В.Ф. Анурина20, дает ряд преимуществ. Во-первых, оно позволяет отличить один период развития общества от другого по достаточно четким критериям. Во-вторых, с его помощью можно найти общие сущностные черты в жизнедеятельности различных обществ (стран и народов), находящихся на одинаковой ступени развития даже в различные исторические периоды, объяснить различия в развитии обществ, сосуществующих в один и тот же период, но обладающих разными способами производства. В-третьих, формационный подход позволяет анализировать общество как единый социальный организм, т.е. рассматривать все общественные явления (на основе того или иного способа производства) в органическом единстве и взаимодействии. В-четвертых, этот подход дает возможность свести стремления и действия отдельных личностей к действиям больших масс людей (последнее можно рассматривать как недостаток).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»