В европейском обществе в это время происходили интересные события. Капитализм благодаря индустриальной революции бурно развивался. Рост промышленных городов, обезземеливание крестьян, концентрация преступности и проституции, торговля детьми, пауперизация и обнищание широких масс происходили на фоне невиданного расширения политических прав прежде всего для средних слоев, а не только аристократии, как прежде. Окончание войны всех против всех, провозглашенное Гоббсом, так и не наступило. Напротив, Францию сотрясли экономические кризисы, классовые схватки, политические перевороты. На коротком промежутке времени разыгрывались глобальные общественные процессы. Сотрясаемое раздорами общество требовало не только бесстрастного диагноста, но и удачливого лекаря. Такую функцию была призвана выполнить социология. Французское общество в контовские времена остро чувствовало потребность в ней. Уже в конце XVIII в. в научный обиход входит понятие «класс», заменившее собой расплывчатое «сословие». Французские историки вводят в употребление понятие классовой борьбы, которое описывает новую социальную структуру. А. Сен-Симон и Ш. Фурье первыми поставили проблему человеческого фактора в производстве. Не отрицая необходимости и пользы разделения труда в обществе, они, как Ж.Ж. Руссо, предлагали задуматься о
той гуманистической цене, которую приходится платить за технический прогресс. Социологическая мысль явилась ответом на кризис динамично развивающегося европейского общества. Цель нового мышления — развить интеллектуальные инструменты, которые сделали бы социальные отношения в обществе более прозрачными. Социология родилась и выросла в быстро изменяющемся мире: борьба за независимость в Европе и Америке, возрождение и падение Наполеона, расцвет Британской империи... Именно в XIX в. мы видим широкое движение интеллигенции, причем во всех европейских странах, включая и Россию, в помощь социальным аутсайдерам. Врачи проводят инспекции на предприятиях и описывают условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам и сиротам, учителя дают бесплатные уроки и выявляют одаренных детей. Множащийся средний класс горел желанием улучшить ситуацию в обществе. Социология рождалась как наука об обществе и его трансформации. Если европейские пионеры социологии были философами, то американские — проповедниками и священниками. Это свидетельствует не только о романтическом ореоле зарождения социологии, но и о том утопическом проекте, который был выбран в качестве некой теоретической платформы. Судя также по русской литературе (вспомнить хотя бы Базарова из романа «Отцы и дети» И. Тургенева), XIX в. был весьма деятельным: все что-то улучшали, изменяли, преобразовывали. О. Конт, создавая новую науку, мечтал сделать ее разно- 407 видностью научной религии, приняв которую, правители смогут править в соответствии с объективными и надежными законами. Только тогда и могла появиться социология. Она возникла как идеология среднего класса, изменив традиционные ценности и привнеся в европейскую культуру нечто новое — социальный утилитаризм. В этом учении интересы общества уже доминировали над индивидуальной выгодой. Целью социального утилитаризма у Сен-Симона и Конта явилась общественная солидарность (консенсус). Конт призывал к созданию нового типа социализма, где сплоченность общества достигалась всеобщим стремлением всех людей к идеалам науки, превращением научного знания в новую разновидность религии. Жрецами современного общества должны были выступить ученые, вооруженные позитивным знанием об устройстве общества. Здесь стоит вспомнить древнегреческого философа Платона, который призывал установить над обществом власть просвещенных философов, вооруженных всеми необходимыми знаниями и определенным образом воспитанных. Опост Конт (1798—1857), назвавший новую науку социологией, в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Открытые наукой законы общества необходимо преподавать в школах и университетах, чтобы просветить людей, научить тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. В этом отношении он был близок к просветителям. Создавая новую науку, Конт рассуждал примерно так. Чтобы познать общество во всем многообразии его проявлений, философии уже недостаточно. Нужна специальная наука, которая занималась бы обществом не наряду с другими вопросами, а специально, посвятив все внимание только ему. А чтобы новая наука об обществе как самостоятельное знание состоялась, ей нужно отказаться от философского метода познания и придумать свой собственный. Но вначале, пока своих методов нет, социология должна заимствовать у естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. В созданной им классификации наук социология считалась самым сложным, труднопостигаемым видом знания. Она выступала как фундаментальная наука о законах общества, которое есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. Историю творят не великие личности, а объективные законы. Индивид — скорее абстракция. Общество — это все человечество или какая-то его часть, объединенная консенсусом (всеобщим согласием). Историки находят у Конта зачатки того, что впоследствии стали называть системным подходом. Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид — почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья, и семейная связь совсем иной природы, нежели социальная Учение Конта состояло из двух частей — социальной статики, описываюшей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. 408 Говоря о социальной статике, Конт отвергал рыночную конкуренцию, полагая, что она развивает в человеке самые худшие, эгоистические черты. Он считал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрицательно относился к социальным последствиям. Одно из них — специализация труда, превращающая человека в однобокого уродца. Разделение труда и конкуренция как бы выворачивают социальные отношения наизнанку: они развивают только чувство профессиональной солидарности. Оно объединяет лиц одной профессии, но заставляет с враждебностью относиться к лицам другой. Возникают замкнутые корпорации типа мафиозных организаций (клан или каста). Концепция перерастания профессиональной солидарности в солидарность корпоративную актуальна и сегодня. Она хорошо описывает феномен круговой поруки и организованную преступность. Разрушение общественного порядка может приостановить государство. Только оно может использовать всю мощь политической власти, чтобы восстановить социальную солидарность и политическое единство общества. Воистину, государство — блюститель социального порядка. Ему надо разрешить вмешиваться в экономическую и социальную сферы общества, но не в моральную. Конт исповедовал принцип разделения моральной и политической власти. Он высоко ценил Средневековье именно за то, что в ту эпоху четко соблюдалось разделение власти между церковью (мораль) и государством (политика). Это — единственное средство удержать общество от интеллектуального и морального террора, в который неизбежно впадает всякое правительство, когда развитие мысли ставится в зависимость от политической выгоды. Индивид должен почитать общество как высшее существо, которому он всем обязан. Подчинение ему — священный долг каждого гражданина. Это не подчинение Богу или государству, это подчинение одного всем. Основной этический принцип общественной жизни — «жизнь для других». Таков принцип единства альтруизма и консенсуса. На его основе Конт мыслил, как и Платон, перестроить человеческое общество. Совокупность своих утопических рекомендаций он назвал программой создания «позитивной религии». В области социальной динамики О.Конт сформулировал основной закон общественного прогресса — закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Первую теологическую, или фиктивную, стадию, охватывающую древность и раннее Средневековье (до 1300), Конт делил на три периода — фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов, при политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма — эпоха христианства. Метафизическую стадию (с 1300 по 1800) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований — фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. 409 Такова, по Кошу, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии — позитивной. О вступлении в позитивную эру свидетельствуют распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни Если для общества, находящегося на метафизической стадии, наиболее важной является фигура юриста, то в индустриальном обществе на первый план выдвигаются ученые и промышленники. (Интересно, на какой стадии тогда находилась Россия в 1990-е гг., когда конкурс в юридические вузы превышал все мыслимые и немыслимые пороги?) Контовская теория трех стадий развития общества сейчас воспринимается как музейный экспонат, с которым вынуждены знакомиться студенты, изучающие «Историю социологии». Но Конт совершил поистине революционный переворот в социологии как науке об обществе, определил ее предмет и методы. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от философских спекуляций и заняться реальным делом. Мы не можем выдумывать, предписывать или устанавливать законы природе, утверждает Конт. Все, на что способен настоящий ученый, изучающий общество (и потому именуемый социологом), это — наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на этой основе выявлять определенные закономерности. Правда, на практике Конт не провел ни одного социологического опроса, никогда не занимался научным наблюдением и не проводил контент-анализ. Он был философом, разочаровавшимся в философии, потому что она не способна объяснить общество, в котором Конту пришлось жить и пропагандировать свои идеи. Он не очень тщательно собирал исторические факты и больше грезил о будущем состоянии общества, стремясь превратить социологию в его главную религию. Не только учение Конта, но и французская социология в целом была тесно связана с пророчеством. Об этом документально засвидетельствовал Ф. Мануэль в книге «Пророки Парижа»7. Наука о «социальном человеке» родилась в узком кругу французских интеллектуалов-утопистов (Тюрго, Кон-дорсе, Сен-Симон, Фурье, Конт), которые, подобно античным философам-перипатетикам, создавали новые идеи в неформальном общении и дружеских беседах — в небольших кафе, домашних гостиных, на улице. Происходило это в конце XVIII — начале XIX в. Восхищенные техническими достижениями научного прогресса, они верили, что история складывается из человеческих поступков и движется энергией разума, что социальный порядок можно изменить теми методами, какие они использовали при свершении революции в физических науках. Люди все больше тянутся к знаниям, и это превращается в мощное социальное движение. Человечество движется от теологической фазы к позитивной через метафизическую. Социология становится царицей социальных наук. По данным Мануэля, французские утописты разработали практическую программу позитивной научной религии. Первосвященнику, в роли которого мыслился Конт, подчинялись национальные пророки-социологи, реализующие идеалы переустройства общества на принципах гуманизма в каждой европейской стране. Им подчинялись низшие чины, выполнявшие работу на местах. Получалась сложная иерархическая система, подобная 7 Manuel F.E. The Prophets of Paris. Harvard, 1962. 410 Римской католической церкви. Всего предполагалось подготовить 20 тыс. позитивистских священников, одного на 10 тыс. европейских семей. Соглашаясь с мнением Мануэля, Р. Фридрихе полагает, что в своих сочинениях Конт настойчиво проводит мысль о социологе как священнике. Но своей жизнью, практическими шагами он демонстрирует иной образ: социолога как пророка8. Не только Конт, но и другие утописты рассуждали подобным образом. Каждый из них видел в себе мессию, который прибыл на Землю, чтобы спасти людей. Сен-Симон воображал себя не кем иным, как перевоплотившимся Сократом, Конт предпочитал связывать свой образ с именем св. Павла9. В отличие от немецких социологов французские мыслители, пророчествовавшие по поводу социальной науки, не были академическими философами. Для них любое действие было связано не с практикой, а с теорией. Они были глубоко верующими людьми: знали, каким хотят видеть будущее устройство мира, и свои знания часто выражали в социальных манифестах. Подобно израильским мудрецам, они не были пророками в своем отечестве. Конта при жизни не читали на родине. Позитивизм получил признание и
опору в Англии благодаря проявленному к нему интересу со стороны Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера. Конта читали в конце XIX в. многие интеллектуалы в России. Позитивизм оказал особое влияние на М. Ковалевского. Небольшие кружки интеллигентов поддерживали позитивизм в Голландии, Италии, Швеции и США. Но очень ограниченное влияние он оказал на Э. Дюркгейма. Конта почитали в Латинской Америке. В Бразилии его считали официальным философом, а на изображенном на национальном флаге гербе красовался девиз «позитивистской церкви» Конта — «Порядок и Прогресс». Подчеркивая роль конкретных методов в познании, Конт тем не менее оставался представителем прошлого — поколения социальных философов, создающих всеобщие законы человечества. Только через 50 лет (в конце XIX в.) появилось первое поколение современных социологов. Лидерами его стали всемирно известные ученые Э. Дюркгейм и М. Вебер. Поколение Вебера и Дюркгейма сделало шаг вперед; оно доказало, что историю творят не великие личности, абсолютные идеи или безличные законы, а рядовые люди, обладающие мотивацией, интересами, потребностями и ценностными ориентациями, что история и биография приобретают значение, только будучи пропущены через призму общественных отношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Трехстадийная концепция О. Конта» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»