ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Учение о государстве и обществе Н. Макиавелли
НИКОЛО Макиавелли (1469-1527) — итальянский политик и дипломат, первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» продолжало линию, но не логику платоновского «Государства», так как он был озабочен стабильностью общества. взаимоотношениями различных классов и законами, на основе которых люди должны строить свое поведение. Макиавелли начал с того, что определил свое отношение к верхам и низам и поставил вопрос, как правитель, думающий о благе других людей, должен выстраивать свою стратегию поведения. Акие нт у итальянского мыслителя поставлен не на структуре общества, а на повелении политического лидера. Он впервые государственно-политические вопросы вывел из сферы влияния религии и морали. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, став наукой о поведении людей в обществе.
Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами).
394
Первый гласит: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Второй принцип: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Желающие сохранить то, что они имеют, и стремящиеся получить то, чего у них нет, рассматривают честолюбие с разных позиций. Высшие считают, что они заслуженно обладают этим благом и стараются не допустить к
кормилам власти тех, кто стремится их приобрести. Те, кто внизу, считают, что их несправедливо обделили властью, следовательно, стараются отобрать ее. Если на чашу весов положено общественное благо и за него борются две столь противоречивые силы, то правитель не должен питать иллюзий, что он добьется классового мира уговорами, раздачей привилегий и т.п. Если все одинаково корыстны, то и правитель должен быть корыстным. Богатые, достигшие власти, знают, какой ценой они ее добились, и понимают, что, если на их место придут бедные, они будут ничуть не лучше, ибо от своего честолюбия они не избавятся. Но создать иллюзию временного примирения классовой борьбы можно, и это во власти правителя. Он должен вести себя следующим образом: когда он идет к власти, он расточает обещания, заигрывает с населением, добиваясь поддержки низов. Но как только он дошел до власти, он должен забыть о своих обещаниях и никогда к ним не возвращаться. Почему? Ведь здравый смысл подсказывает, что низы обидятся и будут спрашивать с правителя выполнения его обещаний. Проецируя свою логику, они будут говорить: мы бы так не поступили. Но они не знают, как бы они поступили, пройдя такой путь, поскольку им никто не позволил это сделать, значит, они себя в этой ситуации еще не проверяли. А мудрый правитель знает, что с ними будет то же самое. Если правитель начинает реализовывать свои обещания, то он ставит себя в зависимость от
низов. Но зависимый правитель — самый слабый, нерешительный и наиболее ограниченный в своих возможностях правитель. Он будет всегда оглядываться на интересы масс, а интересы государства могут им противоречить. Правителю нельзя проявлять свою нерешительность и зависимость от низов, ибо больше всего они ценят в правителе решительность, независимость и даже в какой-то степени социальную наглость. За подобные качества они будут его уважать.
Третий принцип: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям).
Что выгодно государю: опираться на любовь своих подчиненных или держать их в страхе? Макиавелли считает, что так ставить вопрос нельзя. Правильная постановка такая: когда ему выгодно опираться на любовь своих
395
подданных, а когда их выгодно держать в страхе? На любовь правитель должен опираться в начале своей карьеры, когда он идет к власти. Тут он может заигрывать с подчиненными, расточая им похвалы, награды, обещания, но когда он достиг власти, если это твердый властитель, он обязан исходить из мотива страха.
Как добиться страха и трепета подчиненных? Это еще одна составляющая стратегии руководства по Макиавелли: позитивные стимулы расточай по капле, постепенно, а негативные санкции давай сразу и в как можно большем объеме, так как мотивация негативных и позитивных санкций разная и реагируют на них люди по-разному. Когда правитель раздает вознагражде ния, то, раздвигая временные параметры (достаточно редко награждая подчиненных), он вынуждает оценивать их. Подчиненный должен испытывать уважение. А когда он раздает негативные санкции, то мотивация у них другая. Первыми возникают злость, раздражение. Не надо делать так, чтобы эти отрицательные эмоции накапливались, ибо это может привести к желанию отомстить, и тогда у правителя появляются враги. Поэтому надо «ошарашить» жесткой мерой, чтобы повергнуть подчиненных в трепет, но не вызвать у них желания отомстить.
Макиавелли считал, что можно отобрать у своих подчиненных все, вплоть до жизни, но не посягать на имущество, так как это — главная точка, где концентрируются все интересы индивида, это — средство к существованию. Можно казнить его родственников, сослать его, но нельзя лишать его собственности.
Используя аристотелевскую типологию форм правления (монархия, аристократия и демократия), Макиавелли показал, что ни одна из этих форм не может считаться совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. Именно поэтому он в «Государе» превозносит сильную личность властителя, а в «Рассуждениях о первой декаде Тита Левия» недвусмысленно высказывается в пользу республики и народа, который «много мудрее и постояннее» государей и в добродетели, и в славе... в умении сохранять учрежденный строй. Но если «народ развращен» и погряз в «материальном интересе», нужны чрезвычайные меры по мобилизации его сил, нужен властитель, «превосходящий народ» в умении давать законы, образовывать гражданскую жизнь, устанавливать новый строй и новые учреждения5.
Макиавелли создал концепцию циклического развития государственных форм, согласно которой существуют три хорошие, или основные, формы правления (монархия, аристократия и демократия) и три плохие, или извращенные (тирания, олигархия и анархия). Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую: монархия легко переходит в тиранию, а демократия — в анархию. Как видим, Макиавелли слегка изменил названия: вместо автократии у него тирания, а вместо охлократии — анархия. Но главное, что, как и у античных философов, у Макиавелли правильные формы превращаются в неправильные.
5 Макиавелли Н. Государь // Соч. М., 1998. С. 181-184.
396
Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на малое время, ибо ничто не удержит ее от превращения в свою противоположность. Так и в человеческих делах: добродетель легко перетекает в порок, а порок принимает обличье добродетели. Циклическое развитие форм управления напоминает кругооборот, взаимообращение добра и зла.

Кругооборот возможен в силу относительности противоположных состояний — добра и зла, низа и верха, упадка и подъема. Противоположности легко превращаются друг в друга.
Мы знаем, что у любого общественного явления две стороны — негативная и позитивная. Для одних людей сталинизм воплощает величие духа, твердость государственной власти, торжество дисциплины и всеобщей справедливости, а для других он — олицетворение вселенского зла, геноцид против собственного народа, попрание человеческого достоинства, жертвы и репрессии. Вы скажете: это крайности, а истина посередине. Но в человеческих делах редко достигается золотая середина, все больше крайности. Правитель хотел лучшей жизни для народа и установил сильный режим, а потомки оценили его как покушение на человеческую свободу. Одни говорят: наконец-то в России установлена демократия и человек свободно вздохнул (имея в виду 1990-е), а другие возражают, нет, мол, воцарились анархия и произвол. Кому верить? Кто прав?
Поскольку формы правления устанавливает не природа, а люди, сотни тысяч и десятки миллионов, угодить на каждого невозможно, и каждый старается предложить свое. В результате одни тянут одеяло вправо, а другие — влево. Когда побеждают первые, утверждается, скажем, аристократия, а когда их одолевают противники, в стране воцаряется ее противоположность — олигархия. Смысл теории Макиавелли заключается именно в том, что формы правления очень легко переходят в свою противоположность. Их антиобразы всегда рядом, как тень, и избавиться от них невозможно. Надо просто постигнуть законы истории, а не витать в облаках, полагая, что демократию или монархию можно утвердить раз и навсегда. Их надо утверждать каждый день, бороться за правильные формы правления, охранять их, очищать от болезней и коррозии.
Итак, все три формы правления раскачиваются, согласно Макиавелли, подобно маятнику, легко переходя в свои антиобразы (рис. 5).
В законе Макиавелли надо видеть воплощение процесса инверсии: когда маятник слишком отклонен в одну сторону, то в дальнейшем, минуя точку равновесия, он резко отклоняется в другую. Инверсия (от лат. inversio — перестановка) означает изменение обычного порядка на противоположный, изменение направления (полярности), переход в противоположное состояние. Одно время считалось, что она описывает только мир физических явлений. Но оказалось, что сфера действия инверсии гораздо шире.
И в средние века, и в античности формы правления менялись, как в калейдоскопе: чуть повернул государственный руль — уже другой политический узор. В греческих полисах монархия уступала власть аристократии, олигархия — демократии, а иногда и тирании. Вокруг царя всегда роилась аристо-
397
кратия — узкий круг знатных семей-землевладельцев, из которой набиратись воины, гарантировавшие внутреннюю и внешнюю безопасность. Охраняя монарха и родину, аристократия приобретала влияние на решение политических
вопросов. Наступало время, и она оказывалась наверху, а монарха свергали Через какое-то время недовольный на род устранял аристократию, называя ее кучкой продажных олигархов, и устанавливал демократию, которая по прошествии времени где-то сменялась тиранией, а где-то — охлократией (анархией), вслед за которой к власти приходит жестокий тиран.

Рис. 5. Закон политической инверсии Макиавелли: каждая форма правления обязательно переходит в свою противоположность
Итак, согласно теории кругооборота форм правления Макиавелли, у любого положительного режима власти есть свой негативный двойник. И когда власти задумали устроить для своего общества положительный политический режим и последовательно двигаются по этому пути, наращивая демократические институты, то за высшей точкой развития будет движение в обратную сторону по принципу маятника, поскольку никакой политический режим на века не создается, у него есть свое время жизни.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учение о государстве и обществе Н. Макиавелли» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОРГАНІЗАЦІЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Графіка
Мотивація інвестиційної діяльності
Використання електронної пошти в бізнесі та її стандарти
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 901 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП