ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
В эпоху глобализации совершенно изменилась роль в развитии человеческого общества природы и климата. Если говорить кратко, то прежде они выступали внешним фоном, на котором разворачиваются социальные отношения. Удобный ландшафт или благоприятный климат ускоряли развитие одних стран, но тормозили прогресс других. Человек во всем (или во многом) зависел от природы, и это было всем понятно.
Ныне ситуация до крайности обострилась, а в некоторых случаях приобрела драматический оттенок. Теперь уже благополучие природы зависит от доброй воли людей. Сегодня ученые говорят о вещах, которые 50 или 100 лет назад казались немыслимыми: природу приходится отвоевывать у человека. оберегая ее даже более тщательно, чем человеческую жизнь. И это понятно: планета, к сожалению, для всех одна, и если одно государство разрушает экологию, то вред наносится всему человечеству. Таким образом, природа стала глобальным фактором, а забота о ней — важнейшим показателем степени цивилизованности общества.

Под природой в широком смысле понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В этом смысле природа стоит в одном ряду с такими обобщенными понятиями, как материя, универсум. Вселенная. В узком смысле природа — это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Интуиция безошибочно подсказывает нам: к обществу относится все то. что создано человеческими руками. Но куда в таком случае относить пахотные земли, домашних животных или полезные ископаемые? Они — часть общества или природы? Природе они принадлежат по «праву рождения» и в своем существовании подчиняются ее законам. Но обществу они принадлежат по «праву происхождения» и также подчиняются его законам. Пахотная земля и домашние животные являются частной или общественной собственностью, существуют как по-
330
требительные ценности, продаются и покупаются. К примеру, для брокеров товарной биржи не существует принципиальных различий между партией современной электроники и партией строевого леса, проданного на корню: и в том, и в другом случае речь идет о товаре, обладающем определенной полезностью, стоимостью, ценой и другими чисто общественными свойствами. Но ухаживать за пашней и животными необходимо, сообразуясь с законами природы, а не общества.

На каждом шагу мы пользуемся предметами, принадлежащими сразу двум мирам — природному и общественному. Мы обращаемся с ними по законам двух миров. Бьющийся стакан, сообразуясь с его свойствами, осторожно ставим на стол, а не бросаем. Но еще пригодный для использования, но немодный сосуд мы выбрасываем на свалку, заменяя его более модным. Люди освобождаются от старых вещей, когда они физически пригодны, но морально (читай: социально) устарели.

Мы уверены, что стакан или утюг создает не природа, а общество. Нет в природе стаканов и утюгов, но есть сырье, из которых они изготовляются. Изменив его форму, соединив исходные элементы в новые системы, человек наделяет готовые предметы теми функциями, какие характерны только для социальных животных. Стакан необходим для того, чтобы из него пить, а утюг — чтобы им гладить.
Создав вокруг себя огромное количество искусственных объектов, человек выделил себя из природы в особую — общественную — нишу. Ее мы именуем обществом. В этой нише одушевленные и неодушевленные предметы ведут себя не так, как в естественной нише. Поведение людей подчиняется этикету, нравственным и юридическим законам, камни и деревья начинают выполнять функцию строительных и оборонительных элементов, украшений или чего-либо еще. Люди делают много такого, что не в состоянии делать животные: создают искусственные летательные аппараты и пишут стихи, заседают в парламентах и молятся Богу.
Отношения между обществом и природой складываются противоречиво. Создавая удобные для себя условия существования — города, заводы, парки, плотины, железные и автодороги, человек одновременно ухудшает условия существования для животных и растений. Они исчезают, вымирают, перерождаются и вырождаются. Научно-технический прогресс, скорость которого на 5 порядков превышает скорость создания новых «технологий» биосферы (новых видов биологических организмов), порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды.
Земная экосистема лишается 50 тыс. биологических видов в год. Леса влажной тропической зоны уничтожаются ради использования для нужд
331
сельского хозяйства, из-за водной эрозии и загрязнения окружающей среды В зоне особого риска находятся озера и другие источники питьевой воды прибрежные заросли, коралловые рифы. Три четверти всех видов птиц, обитающих на планете, и почти четверть из 4600 видов млекопитающих находятся под угрозой вымирания. Впервые в истории один из видов — Homo sapiens — превратился в чудовищную разрушительную силу природы.

Дикая природа, в которой еще 2—3 тысячелетия назад общество было незаметным островком, сегодня вытеснена на периферию среды обитания Теперь ей угрожает смертельная опасность превратиться в малозаметные островки. Но как только погибнет она, погибнет и человеческое общество В отношениях между природой и обществом возник хрупкий баланс, готовый в любое мгновение нарушиться. Пока еще природа, вытесненная в «экологические зоны», способна как-то восстанавливаться.
Этнографы до сих пор убеждены. что отождествление с природой — признак примитивного сознания,свойственного диким племенам, а не представителям современного общества. Дикари очеловечивают природу, приписывая живым и даже неодушевленным явлениям способность думать. желать и действовать так, как это делают люди. Самих себя они считают потомками животных и растений.
Подобно этнографам, и психологи убеждены, что зооморфизм, отождествление социального и природного миров — признак ранних этапов развития человеческой психики. Малыш не понимает, что деревья, животные, камни — это царство природы, существующей по иным законам, чем мир людей, именуемый обществом. Он просит «наказать» камень, о который ушибся, и требует у мамы ответа на вопрос о том, кто из людей сделал солнце.
В отличие от ученых представители некоторых религий, в частности буддисты, убеждены в том, что слияние с природой — признак высшего сознания, достигаемого усиленными тренировками, и великой мудрости. С ними, пожалуй, согласятся экологи, призывающие щадить живую природу и братьев наших меньших. В течение последних 20 лет экологическому движению, принявшему невиданные масштабы, так удалось изменить западное сознание, что неуважение к природе считается дурным тоном. Человек просвещенный должен чувствовать свое родство и кровную связь с природным миром. Что же получается: отождествление человека с природой — признак не низшего, а высшего сознания? Проявление высочайшей мудрости? Не совершило ли человечество восхождение по спирали, отрицание отрицания? Представления о единстве человека и природы зародились у людей, которые жили не в домах, а в пешерах, одевались не в ткани, а в шкуры, питались найденным в лесу, а не выращенным на полях. Постепенно средой обитания людей становится искусственно созданный мир заводов и фабрик. шоссе и аэродромов, слепящей рекламы и шумных стадионов — не просто
332
отличный от нерукотворной природы, но и часто враждебный ей. Одновременно с изменением среды обитания менялся сам человек: в нем развивались потребности, способности и склонности, которых нет и не может быть у животных.
Первобытные общества — небольшие локальные группы по 60—80 человек, кочующие в поисках съедобных растений и животных, обитавшие на огромном расстоянии друг от друга, не могли нанести никакого вреда природе — они зависели от нее, боялись, почитали и обожествляли ее.
Еще в XVIII в. на господство природы никто не посягал, хотя и тогда человек усердно вырубал леса, травил зверей и загрязнял реки. Кардинальные изменения произошли всего 100—150 лет назад. Индустриальное общество разрыло все, что можно разрыть, загрязнило все, что еще оставалось чистым, истребило почти всех животных, а оставшихся, как реликвии, занесло в Красную книгу и устроило в особые резервации, которые почему-то называются зоопарками. При этом человек стал намного грамотнее, воспитаннее, культурнее, добрее.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
Вартість капіталу та інфляція
Загадка пешехода и паровоза
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
ПОХОДЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК ЦЕНТРАЛЬНИХ БАНКІВ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 472 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП