Расшифровывая в «Протестантской этике» сущность капитализма, Вебер отмечает, что его нельзя отождествлять с безудержной алчностью. Стремление к денежной выгоде свойственно официантам, проституткам, разбойникам, крестоносцам, посетителям игорных домов и даже нищим. Подобное стремление всегда иррационально, аффективно. Капитализм же начинается как раз с обуздания иррациональных побуждений в какой-либо организованной форме. Конечно, стремление к наживе необходимо, но оно остается внутренним мотивом, да и то лишь в том случае, если он осознан индивидом в качестве цели, для достижения которой используются разумные средства. Иначе говоря, если мы имеем дело с целерациональным действием. Однако и его недостаточно для возникновения капитализма. «Капитализм безусловно тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности... Капиталистическим мы будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства»12. Приобретательство, основанное на насилии, не подпадает под квалификацию капиталистического предпринимательства. 10 Вебер М. Указ. соч. С. 193. " Там же. С. 260. 2 Там же. С. 48. 271 так как прибыль не достигается через процесс обмена. «Капиталистический индивид» осознает не только собственную выгоду (иначе бы его алчность не знала пределов), но и выгоду партнера. Иначе говоря, он добровольно подчиняется рациональным «правилам игры», принятым культурным сообществом. Стало быть, он разделяет те же ценности, которые разделяют другие члены сообщества. В таком случае целерациональное действие, о чем умач-чивает Вебер, есть также ценностно-рациональное действие. Ценностную рациональность в поступках «капиталистического индивида» важно подчеркнуть еще и потому, что ценности, разделяемые обществом охраняемые обществом и усваиваемые отдельным человеком в процессе социализации, остаются самым мощным тормозом иррациональных стремлений к наживе. Когда ценностный слой культуры, общественные традиции разрушаются, ничто не в силах остановить разбушевавшийся поток алчности. Подобное мы видим всякий раз, когда общество переходит из одного качественного состояния, лишенного денежных мотивов и приоритетов, в другое качественное состояние, в котором разрешены все способы обогащения и не поставлены институциональные барьеры для нечестной наживы. Переход России от социализма х капитализму в начале 1990-х гг. иллюстрирует данное утверждение. Тем более оно соответствует логике Вебера. указывавшего, что безудержная алчность не тождественна духу капитализма. Но что такое дух капитализма, как не духовное состояние культуры — совокупность традиций и ценностей, разделяемых (поддерживаемых и охраняемых) большинством членов общества?! Капитализм у Вебера начинается не с возникновения товарно-денежных отношений и не с индустриальной революции. Он ведет свое летосчисление с учета, который может принимать самые разные формы — от примитивных записей купцов до современной бухгалтерской отчетности. Какими бы разными ни были формы, содержание, или суть учета, едино. «Такого рода исчисления совершаются на начальной стадии при составлении баланса. предшествуют каждому мероприятию в виде калькуляции, служат средством контроля и проверки целесообразности отдельных действий и помогают установить размер «прибыли» по завершении мероприятия»". Точную калькуляцию может заменить приблизительный, в соответствии с традицией, опытом и привычкой, расчет и контроль. Однако это характеризует степень рациональности, а не суть капиталистического предпринимательства. Не важно, в какой форме партнеры ведут учет — в уме или на компьютере, каким образом договариваются о сделке — письменно, устно, по телефону. факсу или как-то иначе, «важно лишь то, что хозяйственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выражении, как бы примитивно это не совершалось»14. Раскрывая свое понимание капитализма, Вебер делает весьма примечательную оговорку: термин «современный капитализм» охватывает вовсе не любую форму капитализма, существующую где бы то ни было на земле и настоящее время, а только и только западноевропейский и американским капитализм15. Таким образом, «современный» указывает не на историческое 5 Вебер М. Ука! соч. С. 49. 4 Там же. С. 49. ' Там же. С. 74. 272 время, а на степень развития того, к чему он прилагается. Современный капитализм — это наиболее зрелая форма некого универсального явления или процесса, имевшего место во все времена и у всех народов. Действительно, Вебер указывает на то, что капитализм существовал в Китае, Индии, Вавилоне, в древности и в средние века. Чем же тогда современный капитализм отличается от несовременного? У последнего есть все, что есть у современного, но нет одного элемента, а именно «духа капитализма». Итак, если из современного капитализма вычесть некий этос, именуемый «дух капитализма», мы получим любой другой капитализм, существовавший когда-либо и
Эти два момента — представление капитализма в качестве универсального трансисторического процесса и концентрированное выражение природы капитализма не в его базисе, а в его надстройке, названное «духом капитализма», — отличают концепцию Вебе-ра от аналогичных построений и его идейного противника Маркса, и его идейного сторонника Зомбарта. Можно выразиться так: Вебер придерживался принципа множественности исторических форм капитализма, а Маркс и Зомбарт — тезиса единственности капитализма. Правда, Маркс и Вебер изучали «разные капитализмы». Вернее, один, европейский, капитализм, но в разные исторические эпохи, которые очень сильно отличались друг от друга. Маркс застал период первоначального накопления и сопровождавшие его «капиталистические зверства», Вебер столкнулся со зрелым капитализмом, приобретшим весьма респектабельную оболочку в виде рациональной бюрократии, просвещенности и благополучия. Красочные описания «зверств капитализма» (продажа детей в рабство, проституция, преступность, нещадная эксплуатация рабочих, фальсификация продуктов, бесчеловечные условия труда и быта, безработица и нищета), которые мы встречаем на страницах «Капитала» Маркса, должны относиться, согласно веберовской логике, не к современному цивилизованному капитализму, а к пережиткам старого, исторически исчерпавшего себя авантюристического капитализма. Отголоски подобной логики мы встречаем в рассуждениях Дюркгейма, относившего «зверства капитализма» к временным издержкам (его патологическим формам), а не к его внутренней природе. Главное, чем отличается подход Вебера от аналогичных попыток объяснить происхождение и эволюцию капитализма Маркса, Дюркгейма и Зомбарта, состоит в концепции мотивации трудовой деятельности. Только Вебер заглянул в глубины социального действия и обнаружил там истинные причины, мешавшие европейским странам продвинуться от феодализма к капитализму на два-три столетия раньше. Всесторонне проанализировав трудовой процесс, Вебер нашел объяснение, почему традиционное мышление и проистекавшее из него архаичное отношение крестьянина к труду тормозит продвижение страны к рыночной экономике, почему оно сдерживает рост производительности труда. Лишь распутав клубок причин и следствий до конца, немецкий социолог вышел на главную причину — этос мышления, который он назвал «дух капитализ- 273 ма». Подобная операция оказалась не по плечу Марксу потому, что он не обращал внимания на человеческий фактор, а в своей концепции культур, ные факторы заслонил экономическими. Смена одних, устаревших. фор\, капитализма другими, новейшими, у Маркса представлена довольно упрощенно — как процесс вытеснения простого товарного производства собственно капиталистическим, как вытеснение формального подчинения труда капиталу реальным подчинением. Товарное производство — исторический предшественник капитализма — еще не есть сам капитализм. Оно существовало в античности и Средневековье, когда, согласно Марксу, никакого капитализма не было и в помине. Первоначальное возникновение капитала предполагает, что товарно-денежные отношения становятся всеобщими и господствующими, в их сферу действия вовлекается специфический товар — рабочая сила. С этих позиций ясно, что капитал не мог неоднократно возникать, а тем более достигать расцвета в Древнем Египте, Вавилоне или Китае. Стало быть, Маркс не признавал множества исторических форм капитализма, как не было у него и множественности форм социализма. Принцип множественности несовместим с его теорией общественных формаций. Вовсе не случайно Маркс изобрел термин «формы, предшествующие капитализму» и посвятил им специальную работу (Formen die der Kapitalistischen Produktion vorhergehen)w, где рассматривает весь исторический путь, пройденный человечеством на пути к капитализму. Капитализм у Маркса может быть только «современным капитализмом». По Веберу, во всем мире — Китае, Индии, Древней Греции, Риме, Флоренции и в Европе XIX в. — в течение трех тысячелетий существовал «капитализм ростовщиков, военных поставщиков, откупщиков должностей и налогов, крупных торговых предпринимателей и финансовых магнатов»1. У Маркса, возводившего начало капиталистической эры к XVI в., капитализм занимает гораздо более скромный отрезок истории — примерно 300 лет (включая его ранний этап). Сравним две цифры: 3 тыс. и 300 лет — разница солидная. Современная наука — и экономика, и социология (достаточно заглянуть в западные монографии и учебники) — считает, что капитализму не более 300 лет, но никак не 3 тыс. Таким образом, в вопросе определения хронологических рамок капитализма современная научная мысль решительно придерживается той традиции, которая идет от А. Смита, К. Маркса, В. Зом-барта и Э. Дюркгейма. В сфере экономической социологии Вебера следует причислить к сторонникам чрезмерно широкой трактовки понятия «капитализм». На это указал и Ю.Н. Давыдов, приводя в доказательства своего тезиса о «предельно широком определении» капитализма цитату из веберовских «Предварительных замечаний», где автор говорит, что капиталистическим он будет «называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства»ls. Об этом труде Маркс с гордостью писал в 1858 г. Ф. Лассалю, что он представляет собой «результа! исследований пятнадцати лет, лучших лет моей жтни». Вебер М. Указ. соч. С. 118. Там же. С. 48. 274 Какие еше отличительные характеристики современного капитализма приводит Вебер? Истинный капитализм, а истинным может быть только рациональный (на обыденном языке — цивилизованный) капитализм, ориентирован на извлечение прибыли не какими-нибудь хищническими или обманными путями, но исключительно посредством обмена. И дальше: Там, где существует рациональное стремление к капиталистической прибыли, там соответствующая деятельность ориентирована на учет капитала (Kapitalrechnung). Это значит, что она направлена на планомерное использование материальных средств или личных усилий для получения прибыли таким образом, чтобы исчисленный в балансе конечный доход предприятия, выраженный материальными благами в их денежной ценности... превышал «капитал», то есть стоимость использованных в предприятии материальных средств... При этом не имеет значения, идет ли речь о товарах in natura, переданных в форме коммен-ды купцу, отправляющемуся в путешествие... или о промышленном предприятии, чьи компоненты в виде строений, машин, капитала, сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов являются как бы воплощением требований, ответом на которые должны быть определенные обязательства. Решающим для всех этих типов приобретательства является учет капитала в денежной форме, будь то в виде современной бухгалтерской отчетности, будь то в форме самого примитивного и поверхностного подсчета... Для определения понятия важно лишь то, что хозяйственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выражении, как бы примитивно это ни совершалось. В этом смысле «капитализм» и «капиталистические» предприятия с достаточно рациональным учетом движения капитала существовали во всех культурных странах земного шара — насколько мы можем судить по сохранившимся источникам их хозяйственной жизни: в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древности, средних веков и Нового времени14. Основным критерием принадлежности или непринадлежности хозяйственной единицы (страны) к капиталистической для Вебера служит степень рациональности. Если построить континуум рациональности (рис. 18), где будут обозначены два полюса — рациональный и нерациональный хозяйственный уклад, а) б) Рис. 18. Континуум рациональности: М. Вебера (а), К. Маркса (6) 19 ^бер М. Указ. соч. С. 48-49. 275 то капитализм окажется у нас слева, а социализм — справа (так как он — проявление бюджетной, нерыночной экономики). Но если на том же континууме рациональности расположить капитализм и социализм К. Маркса, то они у "него поменяются местами, так как современный ему капитализм служил воплощением неразумности и хищнического расточения человеческих сил. Противоположность подходов Маркса и Вебера проявляется и в других моментах, в частности в понимании ими того, какой экономический уклач выполняет функцию универсально-исторического. У Вебера таковым служи г капитализм. Он сопровождает всю документально зафиксированную историю человечества (указание на письменные источники содержится в определении капитализма, приведенном выше: он «существовал во всех культурных странах земного шара — насколько мы можем судить по сохранившимся источникам их хозяйственной жизни:п). У Маркса в роли исторически универсального общественного строя выступал коммунистический уклад, или коммунизм. Человечество столкнулось с ним на заре своего существования. Первой и очень незрелой формой проявления коммунизма выступил родоплеменной, т.е. первобытно-общинный строй. В связи с зарождением частной собственности, классов, экономической эксплуатации и государства примерно 5—6 тыс. лет назад человечество отклонилось от «правильною» пути. В результате возникли три задержки в пути — рабовладение, феодализм и капитализм. По историческим меркам на остановки ушло не так уж и много времени — примерно 3 тыс. лет. Тех самых, в течение которых, согласно схеме Вебера, возникли первые проблески капитализма и успели появиться некоторые его зрелые формы. Последние 300 лет, если верить схеме обоих мыслителей, в Европе действительно преобладает современный капитализм. Но. согласно Веберу, он должен эволюционировать дальше в бесконечность, а согласно Марксу, он должен быть сменен более прогрессивным строем — коммунизмом. Коммунизм — вершина эволюции коммунистического строя. этого универсально исторического уклада жизни. Рациональность у Вебера характеризует всемирно-исторический процесс — процесс накопления прогрессивных черт экономической и социальной жизни. Рациональность по ходу истории нарастает. Разница между Марксом и Вебером в том, чтоу Вебера рациональность связана с капитализмом, а у Маркса — с коммунизмом. У первого нарастают элементы религиозной этики, прагматизма, калькуляции, индивидуализма, а у второго — элементы атеизма, альтруизма, калькуляции и коллективизма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Универсальный и современный капитализм» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»