ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ФЕОДАЛИЗМА
С конца XIX в. стало вырабатываться также и социологическое истолкование феодализма. В основании социологического подхода к пониманию феодализма лежат категории статусов и ролей, социальной структуры и стратификации, функционирование и роль социальных институтов общества. Феодальное общество предстает здесь как иерархия наследуемых социально-юридических статусов. Право рассматривается как важнейший компонент социатьной системы, выполняющий функцию всеобщего регулятора отношений между людьми. Феодализм не знает фактического отношения или состояния, не получившего правовой санкции и оформления. Каждый че-
s Block M. La societe feodale. P. 1939-1940. Vol. 1-2.
234
ловек, группа, корпорация, сословие характеризуются особым юридическим статусом. Особым правом пользуются и неодушевленные предметы, и институты — земли, владения, города, рынки, церкви, монастыри. Но право не унифицировано: это местное или личное право, бесконечно варьируемое, подчас незаписанное и существующее в виде обычая. Право поинмается как исконное, старинное и «доброе»: его не создает государь и оно выше него; все подвластны праву и обязаны его защищать от нарушений; в случае необходимости подданные должны принудить монарха соблюдать право. Право не может быть несправедливым именно потому, что оно старое. Идея права сочетается с идеей нравственности, и все права и обязанности рассматривались при феодализме также и в моральном плане (служба, повиновение, как и покровительство, — моральный долг).
Феодализм, помимо всего прочего, а может быть, и в первую очередь, — это система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества. Один из крупнейших историков феодализма Жак Флякк (1846—1918) в своем труде «Происхождение древней Франции» сводил его сущность именно к системе личных связей. Источником и основой феодального общества, по его мнению, были не поземельные, а личные отношения «верности» и «покровительства» между сеньорами и феодалами. Людям якобы

присуща потребность в защите других и самого себя. Их объединяют чувство любви к близким и одновременно ненависть к чужакам. В связи с этим он вводит термин «сеньориальный режим», который противопоставляет «феодальному режиму». Если первый привел Европу к полному распаду социальных связей, то при втором установились порядок и организованность. Поземельные отношения, являющиеся разновидностью формальных, административно-правовых отношений, начали дополняться неформальными, так нахываемыми личными связями и постепенно (а произошло это на рубеже XII—XIII вв.) вытеснили формальные связи на второй план. Такого рода социологическая трактовка феодализма направлена против экономического детерминизма и подчеркивает роль человеческого фактора.
Личные связи при феодализме имеют реальную основу—бенефиций, которым сеньор жаловал своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Сеньора и вассала соединял вассальный договор. Вассал приносил оммаж сеньору, вкладывая свои сомкнутые руки в руки сеньора, который должен был их сжать, вассал выражал волю препоручить себя сеньору: «Сир, я становлюсь вашим человеком», затем он произносил клятву верности (фуа), за которой мог следовать взаимный поцелуй, после чего он становился «человеком сеньора». По вассальному договору, вассал обязан был участвовать в созывавшихся сеньором собраниях вассалов и вершить, в частности, от его имени суд, а также оказывать помощь, особенно военную и в определенных случаях финансовую. Взамен сеньор обязывался оказывать покровительство вассалу. Против неверного, вероломного вассала сеньор мог, обычно по решению его совета, принять меры, главной из которых была конфискация фьефа (феода, лена). Вассал же мог отказать в верности сень-
235
ору, который не выполняет своих обязательств. Таким образом, в основе феодализма лежат личные отношения и связи людей вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника.
Зависимый от феодала крестьянин был заинтересован значительно больше, чем раб, в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство и если получал больше продуктов, то больше оставалось у него, ведь рента была фиксированной. Если в рабовладельческом обществе контингент рабочей силы зависел от войн и захвата пленных, то при феодализме, по мнению М.В. Конотопова и СИ. Сметанина, его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не в период войны, а в мирное время создавались оптимальные условия для развития хозяйства6.
Наряду с «вертикальными» отношениями господства и подчинения социальные связи выражались в «горизонтальных» отношениях корпоративного типа: сельские общины и городские коммуны, союзы городов, курии вассалов, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи, религиозные и купеческие гильдии; братства и союзы создавали даже преступники и нищие. Первый тип связей придает особый характер свободе человека при феодализме: свободен не тот, кто ни от кого не зависит, а тот, кто по своей воле выбрал себе господина и вступил с ним в феодальный договор. В отличие от такого свободного вассала серв, виллан — несвободны, так как родились в состоянии зависимости и не вольны из него выйти.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ФЕОДАЛИЗМА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Процес кредитування клієнтів банку
Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
Період окупності
Визначення грошових потоків з неопрацьованих первин-них даних


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 440 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП