ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
В первобытном человеческом стаде занятия распределялись в соответствии с естественным разделением труда и способностями каждого члена этого коллектива. Женщины собирали плоды, поддерживали огонь, присматривали за детьми и делали укрытия из прутьев на временных стоянках, из шкур убитых животных изготовляли одежду. Мужчины охотились, защищали свою территорию и изготовляли из камня, дерева и костей животных примитивные орудия — ножи, копья и дубины, которые вследствие суровых условий жизни приходилось постоянно совершенствовать. Старики и дети помогали собирать плоды.
Уже этот довольно примитивный вид разделения общественного труда представляет собой качественный шаг вперед по сравнению с миром животных. У последних в принципе отсутствует разделение труда между полами. Не бывает так, чтобы, например, у львов самка занималась собирательством, а самец — охотой. Каждое животное — универсальный добытчик пищи. Только у людей одни особи могут пользоваться плодами чужого труда, обменивая их на плоды своего труда.
144
Разделение труда позволяет человеку собирать или делать только то, что он лучше всего умеет делать, а не то, что ему хочется для удовлетворения биологических потребностей, как у животных. И лев и львица умеют делать одно и то же, кроме единственного различия — рождение и обучение потомства. Разделение труда у людей сразу же поставило их на ступеньку выше по лестнице эволюции. Человек стал узкоспециализарованным, а потому и более эффективным производителем. Специализация мужчин на охоте, а женщин на собирательстве позволила примитивной группе не оставаться без пищи. Если мужчины возвращались с неудачной охоты, они могли удовлетворить свои потребности плодами, собранными женщинами. У животных такой кооперации нет.

Рис. 25. Общественное разделение труда выступает двигателем социальной и культурной
истории
С момента первого разделения общественного труда сложилась пищевая специализация людей: женщины преимущественно вегетарианцы, а мужчины — мясоеды. Обмен продуктами труда позволил мужчинам получать необходимые организму растительные витамины и минералы, а женщинам — обеспечивать свой собственный организм и организм будущего ребенка витаминами, содержащимися в мясе. Как выяснилось, большинство приматов питаются как мясной, так и растительной пищей. Прожить исключительно на мясной диете человеку, видимо, невозможно. Обмен разно-ориентированной пищей позволял устанавливать первобытным людям более тесные социальные связи. Чем разнообразнее источники питания и пища, тем гарантированнее их поступление. Но чем разнообразнее питание, тем разнообразнее культурная жизнь общества и тем больше возможностей для развития человеческой личности. Разнообразие пищи почти зеркально отражается в разнообразии типов личности и типов поведения.
Чем гарантированнее питание, тем больше численность проживающего на данной территории населения, тем выше вероятность перехода к оседлому образу жизни и, стало быть, развитию городской культуры. Чем многочисленнее население, тем крупнее становятся общества, тем разнообразнее, универсальнее и гибче доминирующая культура, которая окружена широким спектром субкультур. Чем многочисленнее население, тем сложнее им управлять, тем более громоздким становится государственный аппарат, тем больше постановлений, законов и нормативов издается. Следовательно, тем выше вероятность перехода от неписаного к писаному своду социальных
145
норм. Чем больше размеры группы, тем актуальнее становится поиск подходящих правил соединения неженатой молодежи и обучения ее добытым знаниям. Стало быть, тем необходимее совершенствование институтов семьи, брака, образования.
С углублением разделения труда в первобытном стаде между полами

весомее становилась роль социальных факторов. В стаде животных и стаде предлюдей шансы на спаривание определялись физической силой: более старший и более сильный самец монополизировал это право, отгоняя, выгоняя или уничтожая молодых претендентов. В человеческом стаде на первый план выдвинулись статусные права. Если прежде самец, не спрашивая самку, просто овладевал ею, то теперь женщина выбирала себе брачного партнера в зависимости от того, насколько хорошо он выполняет функцию кормильца и заботливого отца. В отличие от самца мужчина перестал воспринимать женщину как машину для воспроизводства потомства и передачи его генов следующим поколениям. Она стала его социальным партнером, от взаимодействия с которым зависели его экономическое выживание и общественное благополучие.
Роль инстинктов, которые прежде толкали друг к другу два противоположных пола, отныне стали выполнять интересы: она заинтересована в нем, а он заинтересован в ней. Причем на каждом следующем витке эволюции количество взаимных интересов возрастало. Инстинкты в принципе не способны становится более разнообразными или возрастать в числе. Иными стали взаимоотношения между двумя мужскими поколениями. Теперь уже мужчина как глава семейства находил своему сыну брачного партнера, готовил подарки, обучал социальным навыкам.
Разделение труда ведет к усилению различий между членами одной группы, а значит, к повышению уровня социального неравенства и дифференциации. Рост уровня социальной дифференциации делал общественную жизнь разнообразнее. Но это одновременно порождало новые задачи, решать которые человечеству еще только предстояло научиться. Прежде всего речь идет о том, чего не было в мире животных. Мать обучала детенышей только навыкам охоты и выживания. Но в человеческом стаде зародились социальные отношения, которым тоже необходимо было обучать молодое поколение. В одиночку мать не могла справиться, к воспитанию детей и стал привлекаться отец. Социализация превращается сначала в совместное — от-цовско-материнское дело, а затем в коллективно-общинное. Таким образом, на стадии человеческого стада впервые появляется социализация в истинном смысле слова.
Выход за узкие рамки семейных отношений произойдет уже на следующем витке эволюции, когда появятся племена, рода и вождества. И вновь движущей силой прогресса выступит знакомое нам разделение общественного труда.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: НЕБАНКІВСЬКІ ФІНАНСОВО-КРЕДИТНІ УСТАНОВИ
Спростована теорія Ейнштейна
Аудит нерозподіленого прибутку
Доходи, витрати і прибуток банку
Врахування матеріальних і нематеріальних грошових потоків


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 642 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП